Игра с дидактической куклой на развитие сенсомоторики.
Составитель: Шамина Л.Н., учитель – логопед МДОУ детского сада «Росинка» г. Мышкин 2018г.
Цель: способствовать накоплению сенсомоторного опыта ребенка через развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия в игре.
Задачи:
- обогащение активного словаря и развитие всех компонентов речи;
- снятие речевого негативизма у детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья);
- развитие мелкой моторики;
- практическое закрепление сенсорных эталонов;
- воспитание эмоциональной отзывчивости и тёплых, доверительных отношений со взрослым и сверстниками.
Скачать конспект
Игра рассчитана на несколько этапов: на 1 этапе предусматривается совместная (обучающая) игра со взрослым; на 2 этапе, когда ребёнок усвоил правила, могут играть несколько детей.
Данное пособие можно использовать как диагностическое, обучающее и игровое:
- диагностическое – уточнение знаний и навыков;
- обучающее – формирование, обучение и закрепление полученных навыков и знаний;
- игровое – закрепление полученных навыков и знаний в самостоятельной игре, фантазия и творчество приветствуются.
Оборудование:
- Дидактическая сенсорная кукла в платье.
Подол платья выполнен в виде секторов в соответствии со всеми цветами радуги; на одежде есть множество кармашек, дополнительных деталей — фигурок разной фактуры и размера, которые можно расстегнуть — застегнуть разными способами; по краю подола пришита лента, внутри которой есть горошинка, которую можно «прокатить» по длине всего подола; у куклы есть сумочка с мелкими бусинками и одной крупной — для развития тактильных ощущений.
- Дидактическое панно «Чудо-дерево».
Панно выполнено ярко и привлекательно, дерево и поляна выполнены из флиса, что позволяет хорошо к нему прикрепляться всем фигурам, на обратной стороне которых есть липучка. Играя с этим панно, ребёнок знакомится с пространственными определениями и предложно-падежными категориями (слева, справа, вверху, внизу, между, на, под, у, в, выше, ниже и т.п.).
На панно есть облачко с вшитым бубенчиком; тучка с капельками-бусинками на ниточках, у тучки внутри есть твёрдый целлофан — для развития слухового и тактильного восприятия; солнышко; груши и яблоки объёмные; цветок на стебельке-проволоке, если за него потянуть, то цветок «вырастет»; 2 корзинки — справа и слева от дерева; внизу, под деревом в декоративной жёсткой «траве» спрятались фигурки (птичка, жучок, кошка, грибок); цветы плоские всех цветов радуги. Большинство фигурок прикрепляются на панно с помощью липучки.
- Дидактическое панно «Маша с воздушными шариками» (оборотная сторона предыдущего панно)
позволит ребёнку закрепить знание основных фигур (треугольник, круг, квадрат), а крылышки бабочки (бисер внутри) – обогатить тактильные ощущения.
- Наборы шнурков, лент, заколок ( «крабики»), прищепок и других предметов или игрушек (всех цветов радуги) – для развития мелкой моторики и усвоения сенсорных эталонов.
При использовании игрушек (предметов) мелкого размера необходимо соблюдать технику безопасности (взрослый контролирует действия ребёнка).
Игровое правило:
Взрослый предлагает помочь Кате украсить своё платье (подобрать ленточки-шнурки) в соответствии с цветом сектора на подоле; собрать цветы, фрукты или другие предметы в соответствии с предложенным (или выбранным) цветом; найти определённый предмет (в кармашках или в саду — на панно) и т.п.
Если ребёнок выполнит задание верно, то Катя благодарит ребёнка (положительная похвала взрослого).
С помощью куклы можно уточнить или закрепить знания частей тела, ориентировки в собственном и чужом теле (покажи у Кати глазки, ручки…).
Непосредственно перед игрой взрослый предлагает рассмотреть куклу, познакомиться с ней (можно предложить придумать ей имя), назвать основные цвета и оттенки на подоле её платья.
Варианты игры:
1 игровое действие (вариант) – «Давай познакомимся» — для установления контакта и доверительного отношения со взрослым, привитие желания общаться, вызова интереса к игре и общению, на уточнение (закрепление) частей тела, ориентировки в собственном и чужом теле.
Посмотри, кто к нам в гости пришёл. Кто это? Это кукла. А как её зовут? Как ты думаешь? –если ребёнок затрудняется в выборе имени для куклы, то взрослый сам называет её имя. Её зовут Катя. Давай с Катей познакомимся. А тебя как зовут? Давай рассмотрим Катю. Где глаза у Кати, а где…? Покажи…
Взрослый предлагает ребёнку показать (назвать) части тела у Кати и у себя.
2 игровое действие (вариант) – «Подбери ленточку-шнурок» — на усвоение (закрепление) цвета и развитие мелкой моторики.
У Кати на подоле были ленточки, такого же цвета, что и часть подола (сектор на подоле). Но Ворона унесла их к себе на дерево (показать панно). Где Ворона? (на дереве) Давай поможем Кате опять украсить свою юбочку (платье). Выбирай ленточку (шнурок) и прикрепи (завяжи) к подолу платья.
По подолу пришиты колечки, к которым можно привязать (продеть) ленточку, шнурок определённого цвета.
3 игровое действие (вариант) – «Что в кармашках?» — на развитие (совершенствование) мелкой моторики.
У Кати есть кармашки, а что там лежит, она забыла. Давай ей поможем и найдём, что же лежит в кармашках?
Ребёнок расстегает змейку, липучку, пуговку, «затяжку» на кармашках, достаёт лежащие там мелкие предметы (рыбки, машинки, совята и т.п.).
Усложнение (дополнительная игра):
- «Какого цвета предмет?» — закрепление знания цвета, согласование существительного и прилагательного по родам.
- «Найди пару» — развитие зрительного восприятия и внимания.
- «Найди такую же фигурку на платье» — развитие внимания, пространственной ориентировки.
4 игровое действие (вариант) – «Соберём букет цветов для Кати» — на усвоение (закрепление) цвета и развитие мелкой моторики.
Катя очень любит цветы, у неё в саду они уже выросли. Давай поможем ей их собрать.
Усложнение (дополнительная игра):
- Посчитай цветы (усвоение количественных и порядковых числительных).
- Разложи цветы согласно радужной гамме.
- Прикрепи цветы к подолу или ленточке (шнурочку) в соответствии с цветом. Прикрепить можно с помощью заколок- «крабиков» или прищепок соответствующего цвета.
5 игровое действие (вариант) – «Соберём урожай для Кати» — на усвоение (закрепление) цвета и развитие мелкой моторики; закрепление в речи предложно-падежных конструкций, ориентировки на плоскости; классификации фруктов-овощей.
У Кати в саду есть чудесное дерево. На нём растут фрукты и овощи. Давай в одну корзину соберём фрукты, а в другую овощи.
На 1 этапе (или у детей младшего возраста) можно использовать, например, только яблоки, только груши (один вид фруктов).
На 2 этапе – классификация по цвету (в одну корзину красные яблоки, в другую – жёлтые груши).
На 3 этапе – классификация овощей-фруктов.
Дополнительная игра:
- «Где фрукт?» или «Положи фрукт…» — ребёнка спрашивают или просят поместить фрукт (по выбору) в определённое место на панно (на дерево, под дерево, в правую корзину и т.п.).
- «Собери по цвету» — предлагается собрать только красные фрукты-овощи или только жёлтые и т.п.
6 игровое действие (вариант) – «Что есть в саду у Кати?» — на ориентировку на плоскости, усвоение (закрепление) цвета и развитие мелкой моторики; закрепление в речи предложно-падежных конструкций.
При рассказывании взрослый прикрепляет (или показывает) все детали в соответствии с текстом.
Вышла Катя погулять в свой сад. Солнышко светит (показ). Где солнышко? (вот солнышко, над деревом, между облаком и тучкой). Но вот подул ветер (ребёнок дует) и солнышко пропало (снять).
1 вариант — На небе появилось белое облачко (показ или прикрепить). Облачку стало грустно и оно «заплакало» — погреметь облачком (ребёнок нащупывает бубенчик внутри облачка или звенит облачком). Стало звать облачко солнышко (погреми, позвени облачком) и солнышко — вернулось (прикрепить).
2вариант – Облачко заплакало и превратилось в тучку (прикрепить). В тучке жил маленький гром (пошуршать) и капельки (можно их посчитать и переместить по ниточкам). Но вот выглянуло солнышко и тучка опять превратилась в облачко.
3 вариант – На небе появилось белое, доброе, мягкое и весёлое облачко (на ощупь мягкое, внутри — бубенчик, поэтому звонко звенит). Сильнее подул ветер (подуть) и на небе появилась синяя туча, она была немного сердита и не такая мягкая, как облачко (на ощупь — грубее, шуршит за счёт вшитого твёрдого целлофана). Они стали спорить… Но вот появилось между ними солнышко и всех помирило.
В саду у Кати росло Чудо-дерево. Что на нём росло? (ребёнок перечисляет, при желании снимает предметы с него). Справа и слева от дерева стояли корзины. (Можно предложить положить в корзины то, что снял с дерева). А под деревом росла травка. Кто же там спрятался? (ребёнок ищет в травке предметы и называет их, можно предложить «озвучить» их). А ещё в саду у Кати рос волшебный цветок. Пока он ещё маленький, но если закапает дождик (пошуршать тучкой, позвенеть облачком, повторить «кап-кап-кап»), то цветок начнёт расти (потянуть за цветок вверх) и будет вот такой высокий.
Ещё в саду у Кати росли цветы разного цвета. Где они? (можно попросить их собрать или наоборот — посадить, прикрепить).
В сад к Кате прилетала (-и) птичка (-и) и садилась везде, где хотела. Где птичка? Посади птичку на дерево, под дерево и т.д.
Ну вот теперь ты знаешь, что есть в саду у Кати.
Усложнение – «Создай свой сад для Кати» — на развитие фантазии и самостоятельности в игре.
Ребёнку предлагается самостоятельно разместить (и назвать местоположение) все предметы на панно по своему усмотрению.
7 игровое действие – «Поиграем с Машей» — на закрепление геометрических форм (круг, квадрат, треугольник), развитию мелкой моторики, внимания, сравнению объектов по размеру, цвету и фактуре (мягкие, твёрдые).
К Кате в сад пришла Маша (перевернуть панно). У Маши есть воздушные шарики (рассмотреть форму и цвет). Но ниточки от шариков перепутались. Давай поможем Маше (ребёнок должен снять «шарики», распутать нитки и прикрепить шарики на место согласно контурам фигур и цвету липучек на панно).
Кате тоже понравились эти воздушные шарики. А есть ли у Кати на платье такие же фигуры, как шарики у Маши (ребёнок ищет их на подоле у Кати, сравнивает по размеру, цвету и фактуре: «У Маши шарик треугольный красный большой, мягкий, а у Кати маленький жёлтый твёрдый»).
8 игровое действие — «Найди бусину в сумочке у Кати» — на развитие тактильных ощущений.
У Кати в сумочке спрятана крупная бусинка. Нащупай её. Одновременно можно проговаривать любую слоговую цепочку или чистоговорку, как только нащупает — замолчать (или наоборот, как найдёт, нащупает — произнести определённый звук).
9 игровое действие – «Собери бусы» — развитие мелкой моторики, глазомера, точных движений рук, фантазии и творчества.
У Кати в сумочке (мешочке, кармашке) есть бусинки (размер в диаметре не меньше 1 см). Давай для Кати соберём бусы. Ребёнок (под присмотром взрослого) собирает бусы на шнурок. Можно предложить (или по выбору самого ребёнка) использовать шнурок определённого цвета. Можно подобрать бусины в соответствии с цветом шнурков.
10 игровое действие — «Протяни (прокати) горошинку по краю подола платья Кати» — на развитие тактильных ощущений, силы выдоха, умения длительно «пропеть» звук.
Взрослый предлагает ребёнку, прокатывая горошинку по всей длине, проговаривать на одном выдохе 1 звук (гласный, С, З, Ш, Ж).
Усложнение – проговорить слог, слово, небольшую фразу.
Используя данное игровое пособие и дидактическую куклу, можно придумать множество игр (игровых действий). Фантазия, творчество и самостоятельность ребёнка приветствуется.
Желаем удачи!
|