Шамина Любовь Николаевна. Дидактическая игра «Кукла Катя в чудесном саду»

Дидактическая игра «Кукла Катя в чудесном саду»

Игра с дидактической куклой на развитие сенсомоторики.

Составитель: Шамина Л.Н., учитель – логопед МДОУ детского сада «Росинка» г. Мышкин 2018г.

Цель: способствовать накоплению сенсомоторного опыта ребенка через развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия в игре.

Задачи:

  • обогащение активного словаря и развитие всех компонентов речи;
  • снятие речевого негативизма у детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья);
  • развитие мелкой моторики;
  • практическое закрепление сенсорных эталонов;
  • воспитание эмоциональной отзывчивости и тёплых, доверительных отношений со взрослым и сверстниками.

Скачать конспект

Игра рассчитана на несколько этапов: на 1 этапе предусматривается совместная (обучающая) игра со взрослым; на 2 этапе, когда ребёнок усвоил правила, могут играть несколько детей.

Данное пособие можно использовать как диагностическое, обучающее и игровое:

  • диагностическое – уточнение знаний и навыков;
  • обучающее – формирование, обучение и закрепление полученных навыков и знаний;
  • игровое – закрепление полученных навыков и знаний в самостоятельной игре, фантазия и творчество приветствуются.

Оборудование:

  • Дидактическая сенсорная кукла в платье.

Подол платья выполнен в виде секторов в соответствии со всеми цветами радуги; на одежде есть множество кармашек, дополнительных деталей — фигурок разной фактуры и размера, которые можно расстегнуть — застегнуть разными способами; по краю подола пришита лента, внутри которой есть горошинка, которую можно «прокатить» по длине всего подола; у куклы есть сумочка с мелкими бусинками и одной крупной — для развития тактильных ощущений.

  • Дидактическое панно «Чудо-дерево».

Панно выполнено ярко и привлекательно, дерево и поляна выполнены из флиса, что позволяет хорошо к нему прикрепляться всем фигурам, на обратной стороне которых есть липучка. Играя с этим панно, ребёнок знакомится с пространственными определениями и предложно-падежными категориями (слева, справа, вверху, внизу, между, на, под, у, в, выше, ниже и т.п.).

На панно есть облачко с вшитым бубенчиком; тучка с капельками-бусинками на ниточках, у тучки внутри есть твёрдый целлофан — для развития слухового и тактильного восприятия; солнышко; груши и яблоки объёмные; цветок на стебельке-проволоке, если за него потянуть, то цветок «вырастет»; 2 корзинки — справа и слева от дерева; внизу, под деревом в декоративной жёсткой «траве» спрятались фигурки (птичка, жучок, кошка, грибок); цветы плоские всех цветов радуги. Большинство фигурок прикрепляются на панно с помощью липучки.

  • Дидактическое панно «Маша с воздушными шариками» (оборотная сторона предыдущего панно)

позволит ребёнку закрепить знание основных фигур (треугольник, круг, квадрат), а крылышки бабочки (бисер внутри) – обогатить тактильные ощущения.

  • Наборы шнурков, лент, заколок ( «крабики»), прищепок и других предметов или игрушек (всех цветов радуги) – для развития мелкой моторики и усвоения сенсорных эталонов.

При использовании игрушек (предметов) мелкого размера необходимо соблюдать технику безопасности (взрослый контролирует действия ребёнка).

Игровое правило:

Взрослый предлагает помочь Кате украсить своё платье (подобрать ленточки-шнурки) в соответствии с цветом сектора на подоле; собрать цветы, фрукты или другие предметы в соответствии с предложенным (или выбранным) цветом; найти определённый предмет (в кармашках или в саду — на панно) и т.п.

Если ребёнок выполнит задание верно, то Катя благодарит ребёнка (положительная похвала взрослого).

С помощью куклы можно уточнить или закрепить знания частей тела, ориентировки в собственном и чужом теле (покажи у Кати глазки, ручки…).

Непосредственно перед игрой взрослый предлагает рассмотреть куклу, познакомиться с ней (можно предложить придумать ей имя), назвать основные цвета и оттенки на подоле её платья.

Варианты игры:

1 игровое действие (вариант)«Давай познакомимся» — для установления контакта и доверительного отношения со взрослым, привитие желания общаться, вызова интереса к игре и общению, на уточнение (закрепление) частей тела, ориентировки в собственном и чужом теле.

Посмотри, кто к нам в гости пришёл. Кто это? Это кукла. А как её зовут? Как ты думаешь? –если ребёнок затрудняется в выборе имени для куклы, то взрослый сам называет её имя. Её зовут Катя. Давай с Катей познакомимся. А тебя как зовут? Давай рассмотрим Катю. Где глаза у Кати, а где…? Покажи…

Взрослый предлагает ребёнку показать (назвать) части тела у Кати и у себя.

2 игровое действие (вариант)«Подбери ленточку-шнурок» — на усвоение (закрепление) цвета и развитие мелкой моторики.

У Кати на подоле были ленточки, такого же цвета, что и часть подола (сектор на подоле). Но Ворона унесла их к себе на дерево (показать панно). Где Ворона? (на дереве) Давай поможем Кате опять украсить свою юбочку (платье). Выбирай ленточку (шнурок) и прикрепи (завяжи) к подолу платья.

По подолу пришиты колечки, к которым можно привязать (продеть) ленточку, шнурок определённого цвета.

3 игровое действие (вариант)«Что в кармашках?» — на развитие (совершенствование) мелкой моторики.

У Кати есть кармашки, а что там лежит, она забыла. Давай ей поможем и найдём, что же лежит в кармашках?

Ребёнок расстегает змейку, липучку, пуговку, «затяжку» на кармашках, достаёт лежащие там мелкие предметы (рыбки, машинки, совята и т.п.).

Усложнение (дополнительная игра):

  • «Какого цвета предмет?» — закрепление знания цвета, согласование существительного и прилагательного по родам.
  • «Найди пару» — развитие зрительного восприятия и внимания.
  • «Найди такую же фигурку на платье» — развитие внимания, пространственной ориентировки.

4 игровое действие (вариант)«Соберём букет цветов для Кати» — на усвоение (закрепление) цвета и развитие мелкой моторики.

Катя очень любит цветы, у неё в саду они уже выросли. Давай поможем ей их собрать.

Усложнение (дополнительная игра):

  • Посчитай цветы (усвоение количественных и порядковых числительных).
  • Разложи цветы согласно радужной гамме.
  • Прикрепи цветы к подолу или ленточке (шнурочку) в соответствии с цветом. Прикрепить можно с помощью заколок- «крабиков» или прищепок соответствующего цвета.

5 игровое действие (вариант)«Соберём урожай для Кати» — на усвоение (закрепление) цвета и развитие мелкой моторики; закрепление в речи предложно-падежных конструкций, ориентировки на плоскости; классификации фруктов-овощей.

У Кати в саду есть чудесное дерево. На нём растут фрукты и овощи. Давай в одну корзину соберём фрукты, а в другую овощи.

На 1 этапе (или у детей младшего возраста) можно использовать, например, только яблоки, только груши (один вид фруктов).

На 2 этапе – классификация по цвету (в одну корзину красные яблоки, в другую – жёлтые груши).

На 3 этапе – классификация овощей-фруктов.

Дополнительная игра:

  • «Где фрукт?» или «Положи фрукт…» — ребёнка спрашивают или просят поместить фрукт (по выбору) в определённое место на панно (на дерево, под дерево, в правую корзину и т.п.).
  • «Собери по цвету» — предлагается собрать только красные фрукты-овощи или только жёлтые и т.п.

6 игровое действие (вариант)«Что есть в саду у Кати?» — на ориентировку на плоскости, усвоение (закрепление) цвета и развитие мелкой моторики; закрепление в речи предложно-падежных конструкций.

При рассказывании взрослый прикрепляет (или показывает) все детали в соответствии с текстом.

Вышла Катя погулять в свой сад. Солнышко светит (показ). Где солнышко? (вот солнышко, над деревом, между облаком и тучкой). Но вот подул ветер (ребёнок дует) и солнышко пропало (снять).

1 вариант — На небе появилось белое облачко (показ или прикрепить). Облачку стало грустно и оно «заплакало» — погреметь облачком (ребёнок нащупывает бубенчик внутри облачка или звенит облачком). Стало звать облачко солнышко (погреми, позвени облачком) и солнышко — вернулось (прикрепить).

2вариант – Облачко заплакало и превратилось в тучку (прикрепить). В тучке жил маленький гром (пошуршать) и капельки (можно их посчитать и переместить по ниточкам). Но вот выглянуло солнышко и тучка опять превратилась в облачко.

3 вариант – На небе появилось белое, доброе, мягкое и весёлое облачко (на ощупь мягкое, внутри — бубенчик, поэтому звонко звенит). Сильнее подул ветер (подуть) и на небе появилась синяя туча, она была немного сердита и не такая мягкая, как облачко (на ощупь — грубее, шуршит за счёт вшитого твёрдого целлофана). Они стали спорить… Но вот появилось между ними солнышко и всех помирило.

В саду у Кати росло Чудо-дерево. Что на нём росло? (ребёнок перечисляет, при желании снимает предметы с него). Справа и слева от дерева стояли корзины. (Можно предложить положить в корзины то, что снял с дерева). А под деревом росла травка. Кто же там спрятался? (ребёнок ищет в травке предметы и называет их, можно предложить «озвучить» их). А ещё в саду у Кати рос волшебный цветок. Пока он ещё маленький, но если закапает дождик (пошуршать тучкой, позвенеть облачком, повторить «кап-кап-кап»), то цветок начнёт расти (потянуть за цветок вверх) и будет вот такой высокий.

Ещё в саду у Кати росли цветы разного цвета. Где они? (можно попросить их собрать или наоборот — посадить, прикрепить).

В сад к Кате прилетала (-и) птичка (-и) и садилась везде, где хотела. Где птичка? Посади птичку на дерево, под дерево и т.д.

Ну вот теперь ты знаешь, что есть в саду у Кати.

Усложнение – «Создай свой сад для Кати» — на развитие фантазии и самостоятельности в игре.

Ребёнку предлагается самостоятельно разместить (и назвать местоположение) все предметы на панно по своему усмотрению.

7 игровое действие – «Поиграем с Машей» — на закрепление геометрических форм (круг, квадрат, треугольник), развитию мелкой моторики, внимания, сравнению объектов по размеру, цвету и фактуре (мягкие, твёрдые).

К Кате в сад пришла Маша (перевернуть панно). У Маши есть воздушные шарики (рассмотреть форму и цвет). Но ниточки от шариков перепутались. Давай поможем Маше (ребёнок должен снять «шарики», распутать нитки и прикрепить шарики на место согласно контурам фигур и цвету липучек на панно).

Кате тоже понравились эти воздушные шарики. А есть ли у Кати на платье такие же фигуры, как шарики у Маши (ребёнок ищет их на подоле у Кати, сравнивает по размеру, цвету и фактуре: «У Маши шарик треугольный красный большой, мягкий, а у Кати маленький жёлтый твёрдый»).

8 игровое действие — «Найди бусину в сумочке у Кати» — на развитие тактильных ощущений.

У Кати в сумочке спрятана крупная бусинка. Нащупай её. Одновременно можно проговаривать любую слоговую цепочку или чистоговорку, как только нащупает — замолчать (или наоборот, как найдёт, нащупает — произнести определённый звук).

9 игровое действие – «Собери бусы» — развитие мелкой моторики, глазомера, точных движений рук, фантазии и творчества.

У Кати в сумочке (мешочке, кармашке) есть бусинки (размер в диаметре не меньше 1 см). Давай для Кати соберём бусы. Ребёнок (под присмотром взрослого) собирает бусы на шнурок. Можно предложить (или по выбору самого ребёнка) использовать шнурок определённого цвета. Можно подобрать бусины в соответствии с цветом шнурков.

10 игровое действие — «Протяни (прокати) горошинку по краю подола платья Кати» — на развитие тактильных ощущений, силы выдоха, умения длительно «пропеть» звук.

Взрослый предлагает ребёнку, прокатывая горошинку по всей длине, проговаривать на одном выдохе 1 звук (гласный, С, З, Ш, Ж).

Усложнение – проговорить слог, слово, небольшую фразу.

Используя данное игровое пособие и дидактическую куклу, можно придумать множество игр (игровых действий). Фантазия, творчество и самостоятельность ребёнка приветствуется.

Желаем удачи!

Просмотров: 1036
Категория: По направлениям » Для детского сада » Занятия по логопедии




Другие новости по теме:

  • Железцова Галина Васильевна. Технологическая карта НОД по познавательному развитию «Новоселье у куклы Кати»
  • Кравец Лариса Евгеньевна, Афанасьева Екатерина Сергеевна. Познавательно – игровое мероприятие для детей и родителей второй младшей группы «Морячок» на тему: «Развитие мелкой моторики у дошкольников»
  • Чурилова Елена Александровна. «Можно ли активизировать развитие ребёнка с помощью игр с камушками Марблс?»
  • Антонова Наталья Викторовна. Конспект физкультурно-оздоровительного занятия - У куклы Кати день рождения
  • Андреева Оксана Юрьевна. Конспект занятия в средней группе (аппликация) Тема: «Платочек для куклы Кати».
  • Полухина Ю.Д., Жебина Ю.С.. Конспект интегрированного занятия для детей с общим недоразвитием речи (старший, средний дошкольный возраст): «Новоселье куклы Кати», по лексическим темам: «Посуда», «Мебель».
  • Редактор. Рисунок 8 летней красноярки Кати Икрамовой стал эмблемой экипажа космического корабля «Союз ТМА-02М»
  • Морозова Татьяна Алексеевна. Развитие мелкой моторики как средство гармоничного развития ребёнка.
  • Размыслова Татьяна Валерьевна, Рыкова Марина Владимировна. Развитие мелкой моторики и ориентировки в пространстве с помощью игровой пуговичной терапии. Презентация «Волшебные пуговицы»
  • Лариса Александровна Гуничева. Развитие мелкой моторики и ее влияние на развитие речи.
  • Абросимова Ольга Анатольевна. РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ИГРЕ.
  • Фадеева Ольга Юрьевна. Влияние мелкой моторики на развитие ребёнка раннего возраста
  • Семенова Мария Виталиевна, Попова Марина Сергеевна. РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ С ЗПР ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
  • Петухова Елена Владимировна. ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 'Цвета Радуги'
  • Студеникина Яна Николаевна. Развитие мелкой моторики, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями.
  • Гальцева Наталья Анатольевна. Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей
  • Забанова Ольга Анатольевна. Развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр.
  • Кабаченко Валентина Александровна. Развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр
  • Курманова Злата Вячеславовна. Развитие мелкой моторики как эффективное средство развития речи детей дошкольного возраста
  • Киор Любовь. НОД «Физическое развитие» Обучающее игровое сюжетное занятие, по здоровьесберегающим технологиям во второй младшей группе «Белочка» (авторский текст) «Путешествие Капельки»
  • Чемекова Надежда Михайловна. Родительское собрание 'Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей'
  • Пичугина Ирина. Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи детей (рекомендации для родителей)
  • Царева Эльвира Ивановна. «Развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с помощью графических упражнений».
  • Григорьева Татьяна Евгеньевна. Статья «Развитие мелкой моторики рук у детей с ограниченными возможностями здоровья»
  • Кожухова Екатерина Андреевна. Развитие мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста с помощью использования световой песочницы
  • Мартынова Родика Павловна. Развитие мелкой моторики рук способствует развитию речи ребенка.
  • Зеленская Елена Анатольевна. Развитие мелкой моторики с помощью дидактических игр в разных областях образовательной деятельности.
  • Воробьёва Анастасия Владимировна. Обобщающий опыт педагога на тему: Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста как средство развития речи. Буклет памятка для родителей.
  • Редактор. Вот несколько игр, которые можно организовать с детьми.
  • Менщикова Марина Александровна. Конспект НОД в средней группе «Кого можно назвать другом».



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь