Игры на различение и усвоение названий цветов с детьми раннего возраста
Различать цвета дети начинают очень рано. Исследования показали, что уже во втором полугодии первого года жизни ребенок способен отличать один цвет от другого. Особенно привлекают детей яркие цвета. На втором году жизни ребенка происходит установление связи между зрительным восприятием и словесным обозначением цвета. Это дается ребенку гораздо труднее, чем установление связи между формой предмета и его названием. Дети начала второго года жизни уже легко отличают шарик от кубика, т.к. внешние отличия здесь ясно ощутимы. Довольно быстро они запоминают и название форм. По словесному предложению взрослого приносят предметы требуемой формы, а позже и правильно сами ее называют. Другое дело — цвет. Один и тот же предмет, предложим шарик, может быть разного цвета. Отличие это гораздо сложнее. С предметами разной формы можно действовать по-разному: шарик катится, кубик устойчив. Кубики можно громоздить друг на друга, а шарики нет. Действуя с предметами разной формы, дети их воспринимаю и зрительно, и посредством осязания и мышечного чувства. Разница же в окраске предмета воспринимается лишь зрительно. Установление связи между чувствительным восприятием и словом требует более сложных умственных операций. Поэтому маленькие дети, зрительно различая цвета, легко путают их названия, вместо красного могут принести синий и т.п. Такие ошибки дети совершают и позже, когда сами начинают называть цвета.
В теме моего самообразования поставлена задача научить детей различать и на третьем году жизни называть четыре цвета: красный, синий, желтый и зеленый. Т.к эта задача для ребенка доступна, но не легка, то упражнять его в различении цвета надо систематически и в разнообразной форме. Особенно важным является упражнение в быту, в жизненных ситуациях: взрослый называет цвет одежды, обуви и других предметов обихода. Жизненная соотносительность цвета с предметами, близкими ребенку, облегчает ему усвоение названий цветов. Куклы в платьях разного цвета, автомобили различной окраски также помогают запомнить названия цветов. Этой же цели служат и некоторые дидактические игрушки и игры, часть из которых приводится ниже.
Эти игры разнообразны, перед детьми ставятся различные задачи: выбрать названный взрослым цвет, подобрать предмет определенной окраски к соответствующему цветному фону, распределить предметы по цвету. Ввиду некоторой трудности материала, усложнения даются постепенно: сначала дети имеют дело с предметами двух цветов, потом добавляется третий, но выбор предлагается из двух цветов, к знакомому цвету добавляется новый. Потом предлагается выбор из трех и четырех цветов. Даются разные игрушки на различение цвета. При условии постоянных упражнений и в быту, и во время дидактических и сюжетных игр дети к двум с половиной годам овладевают программными требованиями: узнают и называют четыре цвета, могут производить несложные умственные операции — подобрать предметы по аналогии цвета, распределить их по признаку одинакового цвета.
Игры с цветными шариками.
С цветными шариками дети сталкиваются очень рано, уже на первом году им подвешивают к манежу, а потом дают в руки разноцветные шары. В начале второго года малыши катают шары по полу, скатывают с лоточка.
Детям дается два цвета — красный, который своей яркостью очень рано привлекает внимание и радует маленького ребенка, и еще один, гармонизирующий с красным (синий или зеленый).
Занятия проводится с 1-2 детьми, потом количество их увеличивается до 3-4.
Воспитательница дает ребенку лоток и 3-4 красных шарика. "Покатай красный шарик! Еще красный, красный шарик". Затем в таком же порядке даются одни синие. На следующем занятии даются и красные и синие шарики. Воспитатель предлагает выбрать из них: "Дай красный шарик", "Покатай красный шарик", затем предлагает катать синие, потом вразбивку те и другие. Игры повторяются вне занятий. Позже добавляются шары другого цвета, но выбирать детям предлагается из двух цветов: красные-зеленые, синие-желтые, зеленые-желтые и т.д.
Подбор шариков по цвету
Цель игры: развивать умение детей подбирать предметы по признаку одинаковой окраски; называть цвета.
Первый вариант. 6-8 шариков одинакового размера, двух цветов, складываются в общую коробочку. Ребенку предлагают переложить все шарики одного цвета (предложим красного) в другую коробочку. Затем смешать все шарики и выбрать другой цвет. Сначала цвет называет воспитатель, а потом предлагает детям называть цвет самим.
Второй вариант. На следующих занятиях дети получают коробочку, где сложено 8-10 шаров двух цветов, и две коробочки или пластмассовые тарелочки такого же цвета, как и шарики. Воспитательница на глазах у детей раскладывает шарики по цвету, приговаривая "В красную коробочку положу красный шарик, и еще красный, в синюю коробочку положу синий шарик" и т.д., пока все шарики не будут разложены в коробочки соответствующего цвета. Затем предлагает детям так же разложить шарики. Детям, умеющим говорить, предлагают называть цвет шариков. Малыши могут сначала класть шарики одного цвета, а потом другого цвета или раскладывать их вразбивку. И тот и другой способ допустимы.
Занятие надо повторять и давать коробки и шарики детям в свободное пользование. Дети старше двух лет обычно хорошо справляются с этой задачей и даже могут заменить и исправить допущенные ошибки.
Третий вариант. Даются две одинаковые коробочки нейтральной окраски (светло-коричневого, голубоватого, сероватого цвета). В третьей коробке лежат шарики двух основных цветов. Воспитатель раскладывает в коробки шарики: в одну — одного цвета, в другую — другого. Называет цвет: "Сюда положу зеленый шарик, сюда желтый, сюда еще зеленый" и т.д. Затем детям предлагает разложить шарики и назвать их цвет. Занятия повторяются с варьированием подбора цветов. На повторных занятиях воспитатель дает лишь словесное указание: "В одну коробочку положите сние шарики, в другую — желтые" и т.д.
С уважением,
Лидия Костенкова
|