Антонова Светлана Геннадьевна. ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Антонова Светлана Геннадьевна Воспитатель МБДОУ детский сад № 9 г. Павлово Нижегородская область

Арифметика является фундаментом, на котором строится способность правильно воспринимать действительность, и создаёт основу для развития ума и сообразительности в отношении практических вопросов.
И. Песталоцци

Аннотация: в статье рассмотрена одна из актуальных проблем дошкольной педагогики – проблема формования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста, показано ее значение при формировании познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

Ключевые слова: формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста, математические развитие, цели и задачи ФЭМП.

 

На современном этапе развития образования, одним из ведущих принципов дошкольного образования является принцип развивающего обучения. Становление начальных математических знаний и умений стимулирует всестороннее развитие малышей, формирует абстрактное мышление и логику, совершенствует внимание, память и речь, что позволит ребёнку активно познавать и осваивать окружающий мир. Занимательное путешествие в страну геометрических фигур и арифметических задач станет прекрасным подспорьем в воспитании таких качеств, как любознательность, целеустремлённость и организованность.

Формирование элементарных математических представлений (ФЭМП), по определению А.В. Белошистой, – это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности детей дошкольного возраста в сфере математики [1, с. 14].

Результатом процесса ФЭМП является математическое развитие. Математическое развитие детей дошкольного возраста – это изменения в их познавательной деятельности, происходящие в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций [1, с. 16].

Хотелось бы отметить, что данная область знания развивается не первое столетие. Так, в ?V?? – ??? вв. вопросы содержания и методов обучения детей дошкольного возраста арифметике и формирования представлений о размерах, мерах измерения, времени и пространстве рассматривались в работах великих педагогов – Л. С. Выготским, Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстым и др., в начале ХХ в. этими вопросами занимались Р.Л. Березина, З.А. Михайлова, Р.Л. Рихтерман, А.А. Столяр и др. Начиная со второй половины 1950-х г.г. вопросы формирования математических представлений детей дошкольного возраста рассматривались Р.Л. Березиной, В.В. Давыдовы, В.В. Даниловым, А.М. Леушиным, З.А. Михайловой, Р.Л. Непомнящей, Т.В. Тарунтаевой и другими [4]. Опираясь на труды Т. В. Тарантуевой, начальная математическая подготовка детей дошкольного возраста предусматривала обучение счету, развитие количественных представлений в пределах 1-го десятка, обучение решению и составлению элементарных арифметических задач. Кроме того, предполагает выполнение операций с множествами (наглядно представленными), проведение измерений при помощи условных мерок, а также развитие глазомера детей, формирование представлений о времени, о геометрических фигурах, формирование понимания пространственных отношений. Т.В. Тарунтаева отмечает, что в понятие «формирование математических представлений» входит такой объем материала, который значительно выходит за рамки развития у детей дошкольного возраста исключительно счетных навыков и умений, представляя собой, по сути, полноценную программу начального математического развития. Такая программа, по мнению педагога, должна обеспечить глубокое понимание детьми количественных и других отношений, а также заложить базу дальнейшего развития математического мышления у детей [7, с. 12].

По мнении, Л. С. Выготского, «наилучший возраст для обучения арифметике колеблется приблизительно между 6 и 8 годами» [3, с.336]. К.Д. Ушинский, в своих трудах, большое внимание удел вопросу развитии умственной деятельности. По его мнению: «Если рассудок есть особенная, прирожденная человеку способность, то она может одинаково работать, к чему бы ни была приложена, и развитие рассудка возможно одинаково на всяком предмете, который только упражняет его силу» [9, с.360]. Т. Д. Рихтерман, считал, что необходимо большое внимание уделять формированию у детей дошкольного возраста понятие время, как составляющей математических представлений. Он писал так: «Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени…… Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни» [6, с. 3]. Проблемой развития памяти занимался и И. Г. Песталоцци: «Память, удерживающая ряды чисел, приковывает ум к их внутренним отношениям» [5, с. 72]. Этой же проблемой и условия успешного функционирования памяти занималась Г. А. Урунтаева, она пришла к следующим выводам: «Эффективность произвольной образной памяти напрямую зависит от степени трудности запоминания и воспроизведения признаков предмета, нарастающей в следующем порядке: цвет, форма, величина, количество, пространственное расположение объектов и их частей» [8, с. 6]. По ее мнению, умственное развитие является основополагающим направлением в формировании психики детей дошкольного возраста [8].

На сегодняшний день в образовании используется накопленный опыт педагогической науки, учитываются современные условия развития математического мышления ребенка и новые разработки современной педагогической науки в области математики. Развитие умения познавать предметы и явления, выделять свойства, выявлять зависимости и закономерности, сравнивать предметы по свойству – всё это позволяет формировать логические структуры мышления, которые являются фундаментом общего умственного и математического развития.

Термин «математика», как предмет изучения, отсутствует во ФГОС ДО. Задача формирования математических представлений является «проникающей» и имеет содержательные соответствия в различных образовательных областях, таких, например, как познавательное развитие.

В соответствии с ФГОС ДО, формирование элементарных математических представлений отнесено к образовательной области «Познавательное развитие». Данная область предполагает развитие интересов детей, становление их сознания; развитие воображения и творческой активности, а также формирование первичных представлений о себе, о других людях, об объектах окружающего мира, (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.) [10с, ст. 2. 6]. Одним из основных принципов дошкольного образования, в соответствии с ФГОС ДО, становится «формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности» [10, ст. 1. 4, п.7].

Важнейшим итогом, по мнению А.В. Белошистой, предшкольной математической подготовки ребенка является не только накопление определенного запаса знаний и умений, сколько умственное развитие ребенка, формирование у него необходимых познавательных и умственных умений, которые являются базовыми для успешного усвоения в дальнейшем математического и любого другого обобщенного содержания[1]. Данная мысль соответствует требованиям ФГОС ДО, в котором ребенок должен обрести предпосылки учебной деятельности. Только после усвоения ребенком элементарных математических представлений его легче подготовить к усвоению более сложных математических задач на следующих ступенях развития.

Целью ФЭМП у детей дошкольного возраста являются: всестороннее развитие личности детей, осуществление их подготовки к школьному обучению, осуществление познавательного развития детей[1, с. 24].

При ФЭМП у детей дошкольного возраста ставятся следующие задачи:

  • формирование у детей системы элементарных математических представлений;
  • развитие элементарных основ математического мышления;
  • развитие у детей сенсорных процессов и способностей;
  • расширение, обогащение словаря и совершенствование связанной речи[2].

При выполнении работы по ФЭМП необходимо соблюдать следующие принципы: сознательности и активности, деятельностного подхода, научности и доступности, прочности, последовательности и систематичности, связи с жизнью, также соблюдаются принципы индивидуального и дифференцированного подходов и др. [2].

Процесс формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста включает в себя ряд разделов: «Количество и счет», «Величина», «Форма», «Ориентировка в пространстве», «Ориентировка во времени». Такое построение программы по формированию элементарных математических представлений остается постоянным во всех группах.

  1. «Количество и счет», предполагает развитие представлений детей о числе, счете, множестве, об арифметических действиях, а также предполагает решение детьми элементарных текстовых задач.
  2. «Величина» ориентирован на развитие представлений детей о величинах, о способах их сравнении и измерения (толщине, площади, длине, ширине, высоте, объеме, массе, времени).
  3. «Форма» отражает развитие представлений детей о форме предметов, геометрических фигурах (плоских и объемных), их свойствах, а также существующих отношениях.
  4. «Ориентировка во времени» содержит программный материал, направленный на развитие представлений детей о времени суток и их частях, о днях недели, месяцах и временах года, а также предполагает развитие у детей «чувства времени».
  5. «Ориентировка в пространстве» предполагает, что дети учатся ориентироваться в отношении собственного тела, относительно себя самих, другого человека, расположенных вокруг предметов, а учатся ориентироваться в пространстве и на плоскости, в т.ч. на листе бумаги и в движении[2].

На сегодняшний день, наблюдается наличие большого количества общеобразовательных программ дошкольного образования, но каждая из них придерживается одного программного материала при формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. программа второй младшей группы ориентирована на дочисловой период – на этом этапе дети учатся сравнивать предметы, знакомятся с их формой, учатся различать пространственные направления, а также ориентироваться во времени на элементарном уровне. В средней группе программа усложняется и наполняется новым содержанием, вводится счет при помощи числительных, изучают величину, форму предметов, учатся ориентироваться в пространстве и во времени. В старшей группе продолжается работа по обучению детей счету, закрепляются приобретенные умения и навыки, дети учатся сравнивать, измерять при помощи условной мерки (вводится деление предмета на равные части, развитие глазомера). Проводится работа по развитию представлений о геометрических фигурах, развитию умений ориентировки в пространстве и во времени. В подготовительной группе материал усложняется: предусматривается обязательное усвоение детьми материала, изучаемого в предыдущих группах, приобретенные знания, умения и навыки детей расширяются и углубляются. Это касается навыков счета, в т.ч. порядкового, вводится количественный состав числа из отдельных единиц и т.п., обратный счет, дети учатся составлять и решать простые арифметические задачи.

Подводя итог всему выше сказанному, хотелось отметить, что ФЭМП представляет собой целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности детей дошкольного возраста в сфере математики. Результатом процесса формирования элементарных математических представлений является математическое развитие детей дошкольного возраста.

Список литературы

  1. Белошистая, А.В. Теория и методика организации математического развития дошкольников / А.В. Белошистая. – Мурманск: МГПУ, 2010. – 256 с.
  2. Веракса Н.Е. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. [Текст]/ Н.Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильев. – М.: Мозаика – Синтез, 2014. – 368с.
  3. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский / Под. Ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика-Пресс, 1996. – 536 с.
  4. Габова, М.А. Средства математического развития ребенка: история и современность / М.А. Габова // Детский сад: теория и практика. – 2011. – № 3. – С.18-27.
  5. Песталоцци, И. Г. Избранные педагогические сочинения: Т. 2. / под. Ред. В. А. Ротенберг, В. М. Кларина. – М.: Педагогика, 1981. – 416 с.
  6. Рихтерман, Т. Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста: Книга для воспитателя детского сада [Текст] / Т.Д. Рихтерман — 2-е изд. – М.: Просвещение, 1991. – 47с.
  7. Тарунтаева, Т.В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников / Т.В. Тарунтаева. – М.: Просвещение, 2010. 64 с.
  8. Урунтаева, Г. А., Афонькина Ю.А. Учимся запоминать/ Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина. – Мурманск: Научно-методический центр системы образования, 1993. – 93 с.
  9. Ушинский, К. Д. Избранные педагогические сочинения.: Т. 1. / К. Д. Ушинский; под ред. А. И. Пискунова (отв. ред), [и др. ] – М.: «Педагогика», 1974. – 584с., Т.2 – С. 360.
  10. ФГОС дошкольного образования//
Просмотров: 703
Категория: По направлениям » Для детского сада » Математика для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Оленина Светлана Владимировна. «Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через включение ТРИЗ технологии»
  • Тишина Ирина Андреевна. Конспект ООД с использованием ИКТ образовательная область «Познавательное развитие» Формирование элементарных математических представлений для детей средней группы Тема: «Прогулка в лес»
  • Юдина Ирина Ивановна. Семинар-практикум 'Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность'
  • Оленина Светлана Владимировна. «Формирование элементарных математических представлений путём включения современных технологий – лэпбука у детей старшего дошкольного возраста»
  • Чубшвец Анна Александровна. Формирование элементарных математических представлений детей дошкольного возраста через использование дидактического пособия «Математический кейс».
  • Гумерова Альфия Газинуровна. Логико-математические игры как средство формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
  • Макарова Анна Алексеевна. Дидактическая игра «МЯГКИЙ КОНСТРУКТОР» — как средство формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
  • Исхакова Айгуль Тимерьяровна. «Использование игровых форм обучения детей дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений»
  • Банкова Елена Витальевна. Конспект организованной образовательной деятельности образовательная область «Познавательное развитие» Формирование элементарных математических представлений. тема: «Колобок в гостях у детей»
  • Агапова Юлия Юрьевна. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНЕМОТЕХНИКИ В ФОРМИРОВАНИИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Доценко Олеся Сергеевна. Педагогическая статья 'ЗНАЧЕНИЕ СЮЖЕТНО-ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'
  • Иванова Юлия Александровна. Методическая разработка образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) «Зимний переполох в стране Геометрика»
  • Тараканова Аксана Александровна. Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей среднего дошкольного возраста «Поможем решить проблему Мишки и Белочки»
  • Макарова Нина Владимировна. Развитие математических представлений у детей раннего дошкольного возраста
  • Аносова Альфия Равильевна. Роль традиционных дидактических игр и современных технологий в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста
  • Алексеева Наталия Виталиевна. НОД по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста применением Блока Дьенеша
  • Романова Ольга Валерьевна. Построение развивающей предметно-пространственной среды, направленной на формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
  • Исаева Валентина Васильевна. Консультация для родителей «Развитие логико-математических представлений у детей дошкольного возраста»
  • Искаева Екатерина Николаевна. Игровое мультимедийное средство по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста «Играем с белочкой»
  • Тепловодская Анастасия Валерьевна. Статья по теме: «Дидактические игры в развитии элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста».
  • Камшилина Т.А. Крачковская Н.М. Дремина С.П.. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (5-7 лет)
  • Белова Ольга Юрьевна. Конспект занятия НОД «Познание. Формирование элементарных математических представлений». Тема: «Обобщение знаний о геометрических фигурах»
  • Мызина Татьяна Валерьевна. Конспект непосредственно образовательной деятельности. ОО: «Познавательное развитие» по формированию элементарных математических представлений
  • Коляйчева Ксения Юрьевна. Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе на тему: «Ориентировка в пространстве и на плоскости» в подготовительной группе
  • Стоян Анжела Григорьевна. Конспект непрерывной образовательной деятельности «Формирование элементарных математических представлений» для детей старшей группы с 5 до 6 лет
  • Алексеева Наталия Виталиевна. Непосредственно-образовательная деятельность по образовательной области «Познавательное развитие» «Формирование математических представлений у детей с ТНР»
  • Ухтина Татьяна Юрьевна. «Формирование математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
  • Чечетенко Татьяна Юрьевна. Проект по математическому развитию дошкольников: Формирование элементарных математических представлений у детей старшей группы с использованием занимательной математики
  • Кружкова Татьяна Владимировна. «Развитие речи в курсе обучения элементарных математических представлений дошкольников»
  • Сигаева Нэля Викторовна. Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений для детей подготовительного к школе возраста «Выдающиеся математики»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь