Проект «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников»
Салимова Елена Юрьевна воспитатель г. Сургут. 2018
Краткая аннотация проекта
Данный проект долгосрочный, практико – ориентированный. Рассчитан на работу с детьми старшего дошкольного возраста (5-7лет).
В своей основе способствует повышению качества образовательных услуг и направлен на познавательное и социально-личностное развитие детей дошкольного возраста, через знакомство с основами безопасности человека в окружающей действительности.
В проекте отражена работа по реализации данного проекта с детьми старшего дошкольного возраста МБДОУ №90 «Незабудка» за периоды: 2015-2016г. и 2016-2017год.
Скачать: Проект «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников» (полный конспект)
Основная идея проекта заключается в формировании основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Актуальность обусловлена необходимостью формирования компетентности у детей старшего дошкольного возраста в соблюдении основ собственной безопасности.
Проект включает в себя работу со всеми участниками воспитательно-образовательного процесса: детьми, родителями и воспитателями.
Работа с детьми старшего дошкольного возраста направлена на реализацию основных четырех направлений безопасности: «Животные и растения», «Опасности в доме», «Опасности на улице», «Чужой».
Для каждого направления разработан комплекс мероприятий, включающий разнообразные формы работы с воспитанниками. Подобраны эффективные методы и приемы. В проекте представлены материалы по работе с родителями, воспитателями. Отражены основные результаты по его реализации, разработана система мониторинга усвоения знаний о правилах безопасного поведения в окружающей действительности. Указаны основные ресурсы, необходимые для реализации проекта, указаны этапы реализации.
Данный проект является актуальным и направлен на сохранение здоровья детей дошкольного возраста, умения ориентироваться в различных ситуациях окружающей действительности и формирует навык безопасного поведения.
Обоснование необходимости проекта
В реальном мире происходят различные изменения (социальные потрясения, стихийные бедствия, экологические катаклизмы, экономическая нестабильность), которые требуют от человека принятия определенных решений в конкретных ситуациях, быстрой ориентировки.
На сегодняшний день люди игнорируют определенные правила собственной безопасности, что влечет за собою неблагоприятные последствия: увечья, травмы, смерть. Поэтому важно обратить внимание людей на ценность человеческой жизни в целом.
В современном дошкольном воспитании все чаще педагоги и психологи обращаются к проблемам сохранения и укрепления здоровья воспитанников, соблюдения ими правил собственной безопасности. Они утверждают, что формировать основы собственной безопасности необходимо уже с дошкольного возраста. В этом периоде происходит активное вхождение ребенка в окружающую действительность и его познание. Доктор педагогических наук профессор С.А. Козлова утверждает, что необходимо не только сообщать детям знания, но и вызывать оценочное отношение к социальным явлениям, фактам, событиям; способствовать развитию социальных эмоций и чувств.
Проблемой формирования собственной безопасности детей занимались многие педагоги. В том числе Р.И. Жуковский, С.А. Козлова, Э.К. Суслова и другие. Исследования показали, что дети проявляют интерес к социальной действительности, способны усваивать определенные знания о ней, что уже в дошкольном возрасте у ребенка появляется оценочное отношение к событиям, фактам, явлениям.
Очень важно, чтобы формирование безопасного поведения осуществлялось не на основе запретов и насаждений, а на основе убеждений, доказательств необходимости выбора правильного поведения и реакции в конкретной ситуации. Поэтому, это еще раз подтверждает актуальность данного направления и необходимость формирования у детей дошкольного возраста навыков, позволяющих сохранить свое здоровье, жить и развиваться в безопасном мире.
Общеизвестно, что детство — это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируются основные стороны психического и физического развития ребенка, происходит становление личности, укрепление его здоровья. В силу возраста ребенка и развития его познавательной сферы, происходит активное исследование и познание окружающей действительности, вследствие чего, возрастает риск травматизма ребенка. Следовательно, через приобретение опыта, активно познаются окружающие предметы, явления, объекты.
Известно, что опыт, полученный ребенком в детстве, во многом определяет его взрослую жизнь. В дошкольном возрасте, ребенка сопровождают взрослые. Они учат его вести себя в окружающем мире, формируют фундамент знаний об окружающем.
Благодаря любви и заботе взрослых, эмоциональной близости и поддержке, ребенок растет и развивается, у него возникает доверие к миру и окружающим его людям.
В дошкольном детстве помимо приобретенных знаний, формируются практические умения, которые ребенок в дальнейшем использует их в своей жизни. Очень важно, чтобы в дошкольном детстве каждый ребенок не только приобрел достаточный личный социокультурный опыт, который позволит ему ориентироваться в окружающей действительности, но и умел его активно использовать.
Мы согласны с мнением многих педагогов, что необходимо растить детей, умеющими ориентироваться в окружающей жизни. На наш взгляд, безопасность-это не просто сумма усвоенных знаний, а умение безопасно вести себя в различных ситуациях. Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу? Ответы на эти вопросы мы попытались сформулировать в проекте: «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников».
Цели и задачи проекта
Основной целью педагогической работы является формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи педагога, реализующего данный проект:
- Изучить методическую, психолого-педагогическую литературу по данному вопросу.
- Создать предметно-развивающую среду, направленную на формирование основ безопасности.
- Подобрать методическую и художественную литературу по данной теме и систематизировать методическое сопровождение проекта.
- Определить методы и формы работы с детьми по формированию основ безопасности жизнедеятельности.
- Разработать и реализовать перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста.
- Определить целесообразность данного проекта.
Основное содержание проекта
Работа по реализации данного проекта осуществляется по 4 тематическим блокам:
I блок — «Животные и растения»
II блок — «Чужой»
III блок — «Опасности в доме»
IV блок — «Опасности на дороге»
Задачи по реализации данных направлений:
- Сформировать у детей дошкольного возраста представления о безопасном поведении на улице, дома, в природе.
- Расширить знания детей о правилах безопасного поведения;
- Сформировать у детей практические навыки безопасного поведения в быту, на улице, дома.
- Развивать мыслительную деятельность: умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные и причинно-зависимые связи, делать умозаключения и выводы.
Работа по реализации данных блоков планируется осуществлять в совместной деятельности воспитателя и ребенка, а также в индивидуальной работе.
Эффективность работы будет зависеть от выбранных форм и методов работы с детьми.
Основные формы работы с воспитанниками:
- виртуальные экскурсии с использованием ИКТ, экскурсии в парковую зону, ГИБДД, пожарную часть и др.
- индивидуальная работа по углубленному изучению правил безопасного поведения у дошкольников
- детская проектная деятельность
- беседы
- развлечения.
Для реализации задач данного проекта используются методы и приемы, способствующие активизации проявлений у дошкольников осознанного отношения к окружающему миру, поддержке детской любознательности и социализации дошкольника в целом.
Методы работы:
Наглядный
- Просмотр фильмов, слайд – программ, презентаций видеоряда;
- Демонстрационный материал;
- Наблюдение;
- Рассматривание схем, иллюстраций, информационных плакатов;
Словесный
- Чтение стихов, сказок, пословиц, рассказов, поговорок..
- Беседы по проблемным ситуациям, сравнение, обобщение.
- Исследование предметов, материалов, способов изготовления.
Практический
- Показ действий – способов решения проблемной ситуации, последовательности выполнения.
- Экспериментирование – направленно на помощь ребенку приобрести новые знания.
- Моделирование – направлено на прогнозирование и моделирование ситуаций и их разнообразных вариантов и способов решения.
- Сотрудничества и сотворчества – направлен на активное взаимодействие педагога ребенка.
- Метод проектов – направлен на достижение поставленных целей и задач в воспитательно-образовательном процессе. Выбор методов и приемов зависит от темы деятельности и возрастных особенностей детей.
|