Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 116» г. Сыктывкара
(НОД, Мастер-класс, картотека художественной литературы)
Составила: воспитатель первой квалификационной категории Остапова Надежда Валентиновна Сыктывкар, 2020 г.
НОД по образовательной области Безопасность для детей старшей группы
Программное содержание
Скачать конспект
Цель:
формировать у детей культуру безопасного поведения на улице в зимний период времени.
Воспитательные задачи:
Воспитывать интерес детей к собственной безопасности.
Воспитывать осторожное поведение на улице зимой.
Образовательные задачи:
Выработать навыки сознательного отношения к соблюдению правил безопасного поведения зимой на улице.
Развивающие задачи:
Развивать способности у детей к предвидению возможной опасности.
Развивать умение детей обращаться за помощью к взрослым.
Образовательные области: Безопасность, Коммуникация, Социализация.
Методы и приемы: ТСО, демонстрация, рассматривание, беседа — обсуждение, игра, проблемная ситуация.
Раздаточные: перфокарты, картинки ситуации – пазлы, раскраски.
Ход НОД:
- Ребята, хотите послушать стихотворение?
- Читаю детям стихотворение «Гололедица»:
Подморозило с утра,
Нет вчерашнего тепла,
На дорогах гололедица,
Не идется и не едется.
И машины все несет
Тротуары, как каток,
Сделать бы еще шажок,
Но подошва подвела-
Очень скользкая она.
Сколько бед от гололедицы!
Есть для дворников работа-
Соль насыпать и песок,
Чтоб пройти прохожий мог.
- Какое время года описывается в стихотворении? (зима)
- О каком явлении природы вы услышали?
Объяснение слова «гололедица» — вопросы к детям:
-Какая зимняя погода способствует образованию гололедицы?
(тепло, снег тает, становится сырой –подморозит – на поверхности земли или дороги образуется слой льда).
- А в нашем стихотворении во время гололедицы что происходит? (На дорогах гололедица, трудно передвигаться машинам и людям (подошва)
-Почему в гололедицу происходит много аварий на дорогах?
(на высокой скорости машина не может сразу остановиться)
-Почему в гололедицу люди часто получают травмы?
(лед твердый, падая, не успевают или не умеют сгруппироваться (согнуться в спине и ноги подтянуть к животу) — показывает ребенок (потом на коврике могут показать кто пожелает)
-Как обезопасить себя в гололедицу?
(выбирать дорогу, где больше снега, он посыпан песком, подобрать обувь с ребристой подошвой и т.д.)
Рассматривание картин- знаков гололедицы. Отметить, что они могут быть по-разному оформлены!
Сначала правила проговорим и запомним: не толкаться, не бегать, не играть на скользкой дороге, не подставлять подножки товарищам, не бороться, идти осторожно, не кататься; если кто-то упал, помочь подняться, звать на помощь взрослого!
(ФИЗМИНУТКА)
Я прошу подняться вас – это «раз»,
Повернулась голова — это «два»,
Руки вбок, вперед смотри это «три».
На «четыре» – поскакать.
Две руки к плечам прижать — это «пять».
Всем ребятам тихо сесть — это «шесть».
- Ребята, скажите, а какие еще опасные ситуации могут возникнуть на прогулке зимой? (просмотр слайдов и обсуждение)
Задание — (Ситуации на картинках расположены по группе –найти, подойти, объяснить ситуацию)
«ОСТОРОЖНО, СОСУЛЬКИ!
Загадка — Я прозрачна, как хрусталь,
С крыши я зимой свисаю.
Только очень, очень жаль,
Что в тепле я быстро таю. (Сосулька)
Ребята, скажите, чем опасны сосульки или обледенелые комья снега, которые свисают с крыши? А как поступить правильно, как можно оградить себя от опасности? (Попросить детей подумать, какие меры предосторожности можно принять, чтобы предупредить окружающих об опасных зонах.) Вместе прийти к выводу, что такие зоны необходимо оградить. Придумать различные виды ограждений: веревка с красными флажками, деревянные или металлические заграждения, щиты или заборы.
ПРАВИЛА! Напомнить детям, что ни в коем случае нельзя:
- Играть там, где с крыши свисают сосульки или может упасть снег!
- Подходить и трогать свисающие сосульки!
- Кидаться сосулькой или снегом
А теперь я вам предлагаю превратиться в сосульки и поиграть в
Игра «Сосулька»
Вниз головой висит сосулька, — Руки опущены вниз, пальцы рук смыкают
домиком.
От солнца насморк у нее. — трогают себя за нос.
То от тепла она заплачет, — собирают «слезы» в ладонь.
То платьице ушьет свое. — проводят руками по телу сверху вниз,
горизонтальным движением «обрезают» длину.
Придет мороз- заледенеет, — обнимают себя руками, дрожат
Немного за ночь подрастет, — Руки вытягивают вверх, встают на носочки
Окрепнет телом, потолстеет, — руки округляют по бокам.
Тяжелой станет- упадет. — приседают.
«ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ НА ГОРКЕ»
Беседа о зимних забавах и играх, об их пользе для здоровья.
Обсуждение ситуаций правильного и неправильного поведения детей на горке по иллюстрации или картине.
Подводя выводы, с детьми сформировать правила:
- Кататься на горке только на санках-ледянках, а не на обычных санках
- Подниматься на горку только по ступенькам
- Не подниматься по скользкому скату горки и с боков
- Не кататься стоя, а только сидя
- Не толкать, не цепляться за товарищей
- Соблюдать очередность
- Не спрыгивать с горки
«ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ПРИ КАТАНИИ НА КОНЬКАХ, ИГРА В ХОККЕЙ»
Беседа о катании на коньках и игре в хоккей.
Обсуждение ситуаций правильного и неправильного поведения детей на льду.
Совместно с детьми сформировать правила:
- Кататься на коньках и играть в хоккей на специально оборудованных катках
- Бегать, прыгать, толкаться, баловаться, кататься на высокой скорости
«ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ НА МОРОЗЕ И ВО ВРЕМЯ ПРОГУЛКИ В ДЕТСКОМ САДУ»
Побеседовать с детьми о том, что железные предметы зимой очень опасны, что нельзя к ним прикасаться языком, губами и голыми ручками; научить заботиться о своей безопасности.
Помочь запомнить ПРАВИЛО:
- Никогда зимой не прикасайся язычком, губами и голыми руками к железным предметам! Они приклеятся и не оторвать. Это очень опасно для здоровья.
-Не отрывать с силой, если несчастье все- таки с тобой случилось.
-Звать на помощь взрослого, если с кем- то из твоих товарищей произошло такое.
(Предложить детям в мороз провести опыт: Показать на улице, как мокрая тряпочка приклеивается к металлическому предмету и не отрывается.)
«Если увидел предмет, оставленный кем-то»
Продемонстрировать детям иллюстрацию и рассказать о должной реакции на предметы незнакомого происхождения.
Показать пакет и спросить, знают ли дети, что в нем находится. Дети не знают. Что опасного может быть в нем? Выслушать рассуждения детей.
Совместное рассуждение воспитателя и детей:
Никогда нельзя подходить и открывать незнакомые сумки, пакеты! Там может быть взрывное устройство, отравленные предметы, опасные вещи, яды. Нужно обязательно пригласить взрослого и показать!
Беседа (с использованием фотографий, иллюстраций) о том, как себя вести правильно на участке детского сада.
Запомнить правила:
- Выходить на участок детского сада и возвращаться с прогулки нужно спокойным шагом, рядом со взрослым.
- Не подходи и не трогай незнакомые пакеты и сумки.
- Не толкать своих товарищей, не ставить подножки, не драться.
-Не покидать территорию своего участка без разрешения воспитателя.
-Не играть с острыми предметами.
-Не разбрасывать игрушки.
-Не кидаться песком, землей, снегом, игрушками.
-Не подходить к собакам и кошкам.
-Не подходить к незнакомым людям, если даже они зовут вас, а сказать об этом воспитателю.
ВЫВОД:
- Вот, ребята, оказывается как много опасных ситуаций могут ожидать нас на прогулке зимой, и это еще не все, мы много еще будем об этом беседовать!
- Ребята, а теперь вам предлагаю поработать с карточками (перфокарты с парными ситуациями).
На них изображены пары: правильно – не правильно, нужно найти не правильную ситуацию, а потом провести стрелочку к правильной, а потом мы посмотрим все ли правильно нашли! (работа с перфокартами).
- А вот еще одно задание: для него вы должны поделиться на две группы.
В коробочках пазлы – картинки из известных вам произведений. Вы должны собрать пазл, сказать какое это произведение и какая опасность случилась с героем (работа в командах, ответы команд)
- Что вам сегодня на занятии понравилось, что запомнилось, что вы могли бы рассказать родителям?
Я надеюсь, что мы будем выполнять эти правила и в подарок вам предлагаю раскраски по правилам безопасности!
|