Крошухина Ольга Анатольевна. Круглый стол «Особенности полового воспитания детей дошкольного возраста»

Круглый стол «Особенности полового воспитания детей дошкольного возраста»Круглый стол «Особенности полового воспитания детей дошкольного возраста»

Дата проведения: Старшая группа. Возраст детей 5-6 лет. Провела: Крошухина О.А.

Предварительная работа:

  1. Индивидуальные беседы-приглашения родителей.
  2. Чтение родителями отрывков из книги Джона Грея «Дети с небес. Уроки воспитания».
  3. Подбор педагогической и психологической литературы по теме.

Ход мероприятия:

1. Вступительное слово педагога:

 

«У мальчиков обычно есть особые потребности, которые менее важны для девочек. Точно так же у девочек есть особые потребности, менее важные для мальчиков. Конечно же, главная потребность для тех и других — любовь. Но любовь может выражаться по-разному. Любовь родителей в первую очередь проявляется через доверие и заботу.

Забота — это готовность всегда прийти ребенку на помощь, заинтересованность в его благополучии, интерес к его личности, стремление, сделать его счастливым, сострадание к его боли. Забота — это активная разновидность любви.

Заботиться — значит интересоваться и проникаться жизнью малыша.

Доверять — значит признавать, что у ребенка все в порядке. Это вера в то, что ребенок может успешно учиться на собственных ошибках.

После девяти лет дети начинают естественным образом отдаляться от родителей и становятся более независимыми. Первый признак, что ребенок от вас отдаляется, — он стесняется вашего поведения.

Независимо от возраста, мальчикам требуется больше доверия, а девочкам — заботы. Мальчик доволен собой, если может действовать самостоятельно. Добиваясь чего-то без посторонней помощи, он обретает уверенность в себе и чувство собственного достоинства. Так, мальчик может сопротивляться тому, чтобы мама помогла ему завязать шнурки, поскольку ему приятно осознавать, что он делает это сам. С другой стороны, если вы предлагаете помощь девочке, она чувствует, что ее любят. Предложение помощи девочке — это жест заботы, а позволение мальчику сделать что-либо самостоятельно — жест доверия.

Если мама слишком заботится о том, чтобы удовлетворить ту или иную потребность мальчика, он нередко толкует ее поведение следующим образом: "Она не верит, что я могу сделать это сам". Если же отец слишком верит в способность дочери делать что-то самостоятельно, она может подумать, будто папа не очень о ней заботится. Если девочке дают слишком много свободы, ей может показаться, будто ее отталкивают, обижают, не любят. Мальчик же нередко просто расцветает от подобного отношения, поскольку чувствует, что родители признают его самостоятельность и верят в его способность заботиться о себе самостоятельно и делать все правильно.

Матери нередко делают своих сыновей слабыми, слишком беспокоясь о них и подавляя своей опекой. Отцы часто дают дочерям слишком много самостоятельности и возможности обходиться без посторонней помощи, пренебрегая потребностью девочек в заботе.

Приходя в этот мир, мальчики и девочки склонны в равной мере доверять окружающим и заботиться о них.

Девочке необходима уверенность в том, что она может рассчитывать на поддержку родителей. Нередко девочки удовлетворяют эту свою потребность, делясь со старшими чувствами и обращаясь к ним за помощью. Когда девочке плохо, она должна знать, что родители готовы окружить ее заботой. Если девочка получает необходимую ей заботу, она доверяет родителям и остается открытой.

Естественно, для того, чтобы мальчик был уверен в завтрашнем дне и доверял старшим, ему тоже требуется забота, понимание и уважение, — однако для него важнее мотивация к действию. Без мотивации он перестает заботиться о чем бы то ни было. Если мальчишка ни о чем не заботится, он становится угрюмым, неуправляемым и начинает плохо учиться. Без мотивации мальчик не может ни на чем сосредоточиться, что приводит либо к депрессии, либо к гиперактивности. Самая главная потребность мальчиков — мотивация к деятельности.

Для того чтобы мальчик заботился об окружающих, его действия необходимо мотивировать успехом и поощрением. Нужно ясно давать ему знать, что он способен радовать своих родителей и радует их. Если мальчику удается доставить родителям радость, это служит ему мотивацией.

Высокая оценка – "супертопливо" для мальчика. Если мальчик видит, что окружающие ценят то, что он делает, в нем просыпается побуждение делать еще больше. Нет более сильного стимула, чем успех.

2. Обсуждение отрывка книги Д. Грея «Дети с небес. Уроки воспитания». Вопросы к родителям: как вы понимаете это высказывание? Согласны ли вы с ним?

Ниже я привожу несколько простых положений, которые по могут вам не забывать, что мальчики с Марса, а девочки с Венеры:

Мальчики с Марса: Мальчикам нужно больше любви, внимания и признания в ответ на то, что они делают, на их способность действовать без посторонней помощи и на результаты их деятельности.

Девочки с Венеры: Девочкам нужно больше внимания и признания в ответ на то, какие они есть, что они чувствуют и чего хотят.

Мальчики с Марса: Мальчики испытывают потребность в том, чтобы окружающих радовали их достижения. Давайте высокую оценку их деятельности.

Девочки с Венеры: Девочки испытывают потребность в том, чтобы их любили за то, какие они есть. Восхищайтесь ими.

Мальчики с Марса: Мальчикам требуется больше одобрения и мотивации их деятельности.

Девочки с Венеры: Девочкам требуется больше помощи и ободрения.

Мальчики с Марса: Мальчик или мужчина счастлив, если чувствует, что в нем нуждаются и он может оказать кому-то необходимую поддержку. Мальчик приходит в уныние, когда чувствует, что никому не нужен или не в силах выполнить поставленную перед ним задачу.

Девочки с Венеры: Женщина или девочка счастлива, если чувствует, что может получить необходимую ей поддержку. Она приходит в уныние, когда чувствует, что помощи ей ждать неоткуда и придется делать все самой.

Мальчики с Марса: Для того чтобы заботиться о других и испытывать побуждение к деятельности, мальчикам прежде всего необходимо доверие, приятие и одобрение.

Девочки с Венеры: Для того чтобы доверять близким и испытывать уверенность в себе, девочкам прежде всего необходима забота, понимание и уважение.

3. Предложить родителям пройти тест «Мальчики и девочки»

Итак…Согласны ли вы с утверждением?

  1. Девочки послушнее мальчиков?
  2. Девочки чаще защищают слабых?
  3. У мальчиков более аналитический склад ума?
  4. Мальчики амбициознее девочек?
  5. Мальчики более способны в точных науках?
  6. Девочки болезненнее воспринимают чью-либо агрессивность?
  7. Девочки охотнее делятся своими переживаниями?
  8. У мальчиков лучше развивается зрительная память, а у девочек слуховая?
  9. Мальчики агрессивнее девочек?
  10. Мальчики лучше ориентируются на местности?
  11. Девочки пассивнее мальчиков?
  12. У девочек лучше развито чувство коллективизма?
  13. Девочки более чувствительны к прикосновениям?
  14. Девочки легче поддаются чужому влиянию?
  15. Мальчики более активны?
  16. Девочки более пугливы?
  17. У девочек чаще возникает комплекс неполноценности?
  18. Девочки менее охотно вступают в соревнование с другими, чем мальчики?
  19. У мальчиков более развита склонность к командованию?

А теперь узнаем совпадает ли ваше мнение с мнением специалистов-психологов…

  1. Неправда. Только в раннем детстве девочки лучше слушаются взрослых. А вот группа мальчиков гораздо более послушна указаниям старших.
  2. Неправда. Нет никаких статистических данных, подтверждающих это.
  3. Неправда. Аналитический ум поровну поделён между полами.
  4. Неправда. Девочки живее и отчётливее представляют свои будущие достижения, мальчиков же приходится подталкивать к этому.
  5. Правда, но только с 12-13 лет, и большую роль в этом играет влияние окружающих. В более раннем возрасте эти способности идентичны.
  6. Неправда. Скорее, мальчики более восприимчивы к внешней агрессивности, даже до рождения.
  7. Правда, но после 11-12 лет. В более раннем возрасте разница мала.
  8. Неправда. Все тесты показывают одинаковую зрительную и слуховую восприимчивость обоих полов.
  9. Правда. Мальчики становятся агрессивными примерно с 2,5 лет.
  10. Правда. Подрастая, мальчики проявляют всё большие способности в ориентации на местности.
  11. Неправда. Мальчики проявляют активность шумно и резко, а девочки — тише, но гораздо результативнее.
  12. Неправда. Заметной разницы не существует. Мальчики обычно объединяются в большие компании, девочки — в группы из 2-3 человек.
  13. Неправда. Существенного отличия нет.
  14. Неправда. Наоборот, девочки чаще следуют собственному мнению, а мальчики придерживаются "правил игры", принятых в компании.
  15. Неправда. В раннем детстве разницы практически нет. В школе бывает по-разному, многое зависит от класса и от учителей.
  16. Неправда. Девочки чаще жалуются, что им страшно, но на их поведении это не сказывается, оно такое же, как у мальчиков.
  17. Неправда. Мальчики считают себя более сильными и гордятся этим, зато девочки лучше приспосабливаются к разным житейским ситуациям.
  18. Неправда. Научных данных, подтверждающих этот тезис, нет.
  19. Неправда. Мальчики имеют склонность навязывать свои требования ровесникам и даже взрослым; девочки добиваются того же результата мягко и постепенно.
  20. Слово педагога.

«Если вас спросить: осуществляют ли Вы в семье половое воспитание ребенка? Ответить на вопрос смогут далеко не все. Да и что вообще значит "половое воспитание"?

Дошкольный возраст — период активного проявления любознательности ребенка. Ребенку интересно все: животные и растения, то, что создано руками человека, и, конечно, сам человек — и как биологическое существо, и как представитель определенного пола, и как субъект, вступающий в самые разные отношения с другими людьми.

Свою потребность в любознательности ребенок удовлетворяет по-разному. Ежедневно он делает открытия, которые позволяют ему чувствовать свою значимость (конечно, если она имеет внешнее подкрепление в виде поддержки или похвалы взрослых). Он задает вопросы, на которые сам же пытается ответить, если же не получается — обращается к тем, кто — и малыш уверен в этом — непременно знает ответ.

Вот здесь перед взрослыми и стоит непростая задача: удовлетворить детское любопытство и как не травмировать детскую психику?

Ошибки родителей:

  • Либо родители считают ребенка слишком наивным, скрывают от него всё
  • Либо под предлогом «У меня растет мужчина!» воспитывают слишком откровенно.

5. Что вас чаще всего волнует? Давайте рассмотрим несколько наиболее часто задаваемых родителями вопросов?

Когда начинать говорить с ребенком о сексе?

Большинство родителей считает, что стоит дождаться, когда ребенок начинает задавать вопросы. Только один из ответивших выбрал вариант “вообще не говорить на эти темы”.

Комментарий психолога.

Развитие каждого ребенка – индивидуально. Один начинает задавать “личные” вопросы уже в 3 года, другой же молча наблюдает. Поэтому, если ребенок не проявляет интереса к теме секса (“откуда берутся дети”, “как рождаются” и т.д.), не стоит загружать его лишней информацией. Но если появляется интерес, обязательно нужно отвечать.

Когда начинать объяснять ребенку о различиях между полами?

Большинство считают, что стоит дождаться вопросов. Многие (29%) выделили наиболее благоприятный возраст для начала бесед на эту тему – 2-3 года.

Комментарий психолога.

Различиями между полами дети начинают интересоваться уже в 3 года, а некоторые и раньше. Опять же, все очень индивидуально. Если маленький ребенок не спрашивает, но начинает трогать и разглядывать себя, стоит начать разговор первыми.

Мнение.

Когда сыну было около 3-х лет, он периодически заявлял, что не хочет быть мальчиком. Мне показалось, что это происходило по той причине, что девочки более красивые (нарядно одеваются, носят бантики и т.д.) Он периодически надевал что-то вроде платьев и платков. Я не заостряла на этом внимания, но пыталась объяснить ему (между прочим) все “плюсы” быть мальчиком (мальчик – это будущий мужчина, защитник, сильный, смелый и т.д.) применительно к сыну. Сейчас у него проблем с половой идентификацией больше нет. Возможно, он просто играл, примеряя на себя роль девочки.

Следует ли маленькому ребенку (дошкольнику) говорить правду?

Большинство (83%) ответили “да, конечно, учитывая его возраст”. 15% ответивших считают, что стоит сочетать правду со сказкой. И лишь один человек считает, что правда ребенку не нужна.

Комментарий психолога.

Бесспорно, правдивая информация необходима, но стоит ли загружать малыша терминами, научными названиями? Сказки могут быть разными. Они бывают полностью вымышленными (про капусту, про аиста) и могут сочетать в себе научную информацию, религию, романтические отношения. Маленькому ребенку будет интереснее и понятнее слушать про ангелочка, который прилетел к маме, чтобы стать ребенком; про семечко, которое, попадая в живот к маме от папы, начинает расти; про то, что дети получаются, когда два человека любят друг друга, у них семья, они заботятся друг о друге, обнимаются, целуются. Часто дошколенку вполне достаточно подобной сказки-были. А если не хватает информации – возникают вопросы, на которые необходимо отвечать предельно правдиво, но доступно, учитывая возраст. Но когда ребенку 7-8 лет и старше начинают сочинять подобные сказки, он не воспринимает их всерьез, а Вы рискуете потерять доверие и авторитет, т.к. у ребенка уже накоплен определенный опыт (наблюдение за животными и птицами, телевизор, общение со сверстниками).

Мнение.

Дочери 5 лет. В сексуальном воспитании мы с мужем придерживаемся следующих принципов: 1. не торопить события … 2. говорить только правду, но доступно и, учитывая возрастные особенности… Сейчас дочь знает, что у мужчин и женщин разная физиология и дети получаются “от любви”. Разве это не правда? А показывать дошкольникам различные пособия с картинками я считаю нецелесообразным – т.о. их можно просто напугать… Самое главное – это не бояться “интересных” вопросов своего ребенка и быть готовыми на них ответить “правду и только правду, но не всю”.

Как себя вести, когда ребенок проявляет интерес к теме различия полов, задает вопросы?

Очень многие считают, что нужно постараться объяснить все как есть, но без лишних подробностей. Есть несколько мнений, что следует описать все с подробностями.

Комментарий психолога.

Не многие родители готовы отвечать на подобные вопросы, они теряются, не зная, с чего начать. Некоторые начинают сложно и путанно объяснять, вспоминая все, что читали. А ведь часто ребенку для начала вполне достаточно короткого и четкого ответа! Подробностями он начинает интересоваться, как правило, позже. Удивлена, что всего 2 человека выбрали вариант “уйти от ответа” и двое сказали бы "Ты еще маленький, вырастешь — узнаешь". В жизни так происходит часто, но, учитывая контингент опрошенных (высшее образование, а как следствие — высокий культурный уровень; заинтересованность делами и чувствами ребенка), радует сознательное отношение родителей.

На что опираться при сексуальном просвещении?

Половина ответивших полагают, что нужно действовать в зависимости от ситуации, 40% считают необходимым обращаться к специальной литературе для определенного возраста.

Комментарий психолога.

Согласна с читателями – взрослая литература никак не подходит для полноценного сексуального (полового) воспитания, в ней много лишней, пока не нужной ребенку информации, да и не учитываются особенности легкоранимой впечатлительной детской психики. Удивлена тем, что так мало родителей (8%) готовы поделиться своим опытом с детьми, неужели книжка может заменить рассказ мамы о ее первой любви или о встрече с папой? Или так мало положительного опыта?

Мнение.

Девочки-двойняшки 6 лет. На их вопросы о рождении детей начала отвечать в 4, показывала фото малыша в животе у мамы. Обсуждали вопросы нахождения малыша в животе и выход из него через “писю”. Как он туда попадает обсуждали лет в 5 (соединяются клеточки папы и мамы). Про роль половых органов в этом процессе пока не говорили. Купила книгу французских авторов специально для детей про сексуальное воспитание. Собираюсь применить ее после 7 лет. Не могу пока перейти на названия половых органов своими именами, особые трудности вызывают неблагозвучные названия женских половых органов. Про пенис и член мы уже говорили, когда они интересовались устройством мальчиков и папы…

6. Показать родителям специальную литературу по теме обсуждаемого вопроса. Желающие могут в последующем воспользоваться этими книгами.

7. Как удовлетворять детское любопытство? Педагог предлагает родителям памятку-правила «Психосексуальное развитие детей». Зачитывает совет и высказываем своё мнение.

Выводы: для усвоения нормальной сексуальности ребенку важны не только биологические свойства, но и родительское воспитание и собственный опыт!!!

Просмотров: 1267
Категория: По направлениям » Для детского сада




Другие новости по теме:

  • Галина Мартыненко. Консультация для родителей «Девочки и мальчики – они разные»
  • В.М. Сергеева. Консультация для родителей «По-разному или одинаково думают мальчики и девочки»
  • Удоденко Ольга Владимировна. Консультация для родителей «Какие мы мальчики и девочки»
  • Шаповал Галина Германовна. Советы и рекомендации для заботливых родителей «Что делать, если ребенок кусает других детей?»
  • С. Маршак. Из чего сделаны мальчики и девочки
  • Редактор. Поздравления с 8 марта - Девочки и мальчики...
  • Попова Ольга Викторовна. Проект «МАЛЬЧИКИ И ДЕВОЧКИ – два разных мира»
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Приймак Наталья Николаевна. Что делать, если ребенок дошкольного возраста берет чужое?
  • Зеленова Ирина Александровна. Круглый стол для детей и родителей «Что может быть семьи дороже?!»
  • Воронина Лариса Павловна. Что делать если ваш ребенок Левша?
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Чернова Элла Олеговна. Презентация, информационно-просветительская 'Дружат в нашей группе девочки и мальчики'
  • Саливончик Людмила Анатольевна. Конспект занятия по социально-нравственному воспитанию в подготовительной группе «Мальчики и девочки»
  • Скворцова Елена Сергеевна. НОД в средней группе по социально-коммуникативному развитию Тема: «Мальчики и девочки»
  • Атабаева Мадина Тимуровна. ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК. ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ ДЛЯ НЕГО РОДИТЕЛИ?
  • Архипова Оксана Михайловна. Консультация для родителей «Как объяснить ребенку что такое осень для детей раннего возраста?»
  • Мария Дорошенко. Конспект занятия кружка театральной деятельности для старшего возраста «Что такое хорошо, что такое плохо»
  • Телешун Татьяна Александровна. Что необходимо знать и уметь ребенку поступающему в первый класс (анкета для родителей)
  • Митягина Наталья Леонидовна. Проект 'Что такое День Победы? Это значит - нет войны!'
  • Агишева Оксана Владимировна. Открытое занятие по теме: «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Мурнаева Ирина Сергеевна. Конспект комплексного занятия по нравственному воспитанию по теме: «Что такое хорошо и что такое плохо?»
  • Старцева Любовь Анатольевна Нестерова Ольга Александровна. Рекомендации для родителей «Как объяснить детям, что такое личное пространство человека»
  • Киштеева Ирина Николаевна. Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности Тема: «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Мусиячина Марина Владимировна. КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «Что такое хорошо и что такое плохо?».
  • Майорова Ольга. Формула здоровья «Здоровье – это то, что нужно беречь».
  • Атлашова Вероника Александровна. Родительское собрание на тему: «Что такое хорошо, что такое плохо»
  • Гимазутдинова Наталья. «Практикум для педагогов ДОУ по построению эффективного общения с родителями воспитанников по теме: «Общаться позитивно – что это значит».
  • Зыкова Наталия Васильевна. Конспект игровой программы коррекционно-развивающей направленности в специальной группе Центра «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Инна Фоменко. Что такое «фонематический слух», как и когда он формируется у детей?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь