Логинова Людмила Александровна воспитатель МБДОУ Д/С №72 «Акварель» Старооскольского городского округа Белгородской области
Фундамент эмоционального развития личности закладывается в самом раннем возрасте. От его прочности во многом зависит гармоничность растущего человека, его творческие потенциалы, характер общения между ним и обществом. Общение происходит прежде всего в семье: с отцом, матерью, братьями, сестрами. Постепенно эмоциональная жизнь малыша усложняется. Если раньше он общался только с родными ему людьми, то с началом посещения детского сада круг общения расширяется, в него уже входят сверстники и другие взрослые. В процессе роста ребенка происходят изменения в его эмоциональной сфере. Меняются его взгляды на жизнь и отношения с окружающими, развивается способность осознавать и контролировать свои эмоции. Но сама по себе эмоциональная сфера не может развиваться. Её необходимо развивать.
Дети от природы эгоцентричны, поэтому важно научить ребенка «смотреть» на ситуацию не только со своей стороны, но и с позиции своего собеседника. Обучая ребенка «взгляду» со стороны, мы тем самым помогаем ему взглянуть на себя как бы глазами окружающих, по-иному оценить собственные мысли, чувства и поведение. Тогда ребенок получит возможность более полно и адекватно выразить себя через общение.
Ни для кого не секрет, что лучший «друг» современного ребенка — это телевизор или компьютер, а любимые занятия — просмотр мультиков и компьютерные игры. Современные родители настолько заняты своими проблемами, работой, карьерным ростом, что не могут подчас выкроить нескольких минут, чтобы поговорить с ребёнком по душам, почитать ему сказки, спеть колыбельную песню. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. Учитывая климатические условия нашего региона, где большую часть года длится зима, очень редко можно увидеть детей, играющих вместе на детских площадках. Поэтому детям ничего не остается делать, как черпать новые впечатления, прильнув к «голубому экрану». Но ведь именно живое человеческое общение по-настоящему обогащает эмоциональную жизнь детей, «раскрашивает» яркими красками их чувственную сферу. Неудивительно, что современные дети стали менее отзывчивы к чувствам других. Они не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции, что приводит к, проблемам в общении со сверстниками, Когда дети не могут контролировать гнев, тревогу или печаль, то они зачастую испытывают трудности в разрешении конфликтов, а это неизбежно проявляется во взаимоотношениях со сверстниками. Поэтому работа, направленная на развитие эмоционально-личностной сферы, актуальна и важна.
Основной целью нашей работы является помощь ребенку в осознании своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений с окружающими и обеспечение тем самым всестороннего гармоничного развития личности эмоционального комфорта.
Для решения этой задачи разработан игровой тренинг, направлена формирование эмоционально-личностной сферы. Планируя работу в данном направлении, необходимо учитывать возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста, влияние ощущений, мышления, воображения и других психических процессов на развитие эмоциональной сферы, а также поэтапность работы.
Существенную роль в развитии эмоциональной сферы старших дошкольников играют целенаправленные игры. Ведь игра создает благоприятную обстановку для эмоциональных проявлений, творческой саморегуляции. В процессе перевоплощений, выполнения игровых заданий ребенок непроизвольно обогащается способами выражения эмоций, адекватного оформления экспрессивных действий.
Для игрового тренинга были определены основные задачи;
Октябрь-ноябрь — развитие навыков на установление и поддержание контакта, освоение навыков активного слушания.
Декабрь-январь — совершенствование навыков пользования вербальными и невербальными средствами общения.
Февраль-март — развитие социальной сферы.
Апрель-май — формирование установки на партнерство, освоение умения присоединения и подстройки.
Кроме этих основных задач, в течение всего года в игровом тренинге параллельно решаются и другие задачи, например, преодоление дистанции, создание атмосферы доверия и комфорта, снятие напряжения, физическая и эмоциональная разрядка, поддержка и восполнение дефицита внимания. Вместе с тем каждая игра помогает достижению сразу нескольких целей, и поэтому распределение задач по месяцам является несколько условным.
Эмоциональное развитие дошкольника тесно связано с познавательным. Если хорошо развиты эмоции ребенка, то он лучше воспринимает детей и взрослых, ему легче дается обучение.
В процессе работы мной было отмечено, что детям не всегда удается правильно определить испытываемое ими чувство, поскольку способность к произвольной регуляции эмоций развито недостаточно. Научиться полноценно выражать свои чувства ребенок может через овладение умением различать и сравнивать эмоциональные ощущения, определять их характер, например, приятно-неприятно, спокойно-беспокойно. С этой целью и используется игровой тренинг.
Указанная работа проводится с небольшими подгруппами детей (от 8 до 10 человек).
Предварительная диагностика с помощью игр, тестов, бесед позволяет выявить уровень сформированности эмоционально-личностной сферы Также учитывается, что с детьми агрессивными, эгоцентричными лучше начать работу индивидуально, а потом уже включать их в группу. В самом начале игрового тренинга для ускорения процесса сплочения группы, а также для адаптации самых застенчивых детей проводится игра «Колпачок». Эта игра имеет и свои специфические цели:
а) дать возможность каждому ребенку стать центром внимания в группе;
б) научить детей обращаться друг к другу по имени;
в) научить детей устанавливать контакт глазами.
В игре я принимаю активное участие с ребятами. Вместе со мной дети становятся лицом в круг, а один ребенок стоит в центре круга, это-Колпачок. Обращаясь к детям, говорю: «Колпачок, покажи, пожалуйста, каким шагом мы будем ходить вокруг тебя. Мы будем ходить по кругу и петь, а когда закончи ты выберешь кого-то из нас, подойдешь к нему и посмотришь ему в глаза. Потом ты назовешь его по имени и скажешь: «Я выбираю тебя». При необходимости напоминаю Колпачку, чтобы, говоря выбранному: «Я выбираю тебя» — Колпачок назвал его по имени и посмотрел в глаза. Выбранный ребенок становится «Колпачком». Игра продолжается до тех пор, пока все желающие (а обычно это — все участники группы) не побывают в роли «Колпачка».
Игра «Мы идем в волшебную страну» дает детям психологическую разгрузку, ее полезно проводить после выполнения заданий, требующих концентрации внимания и интеллектуальных усилий. В таких случаях подвижные элементы игры дают физическую разрядку, а сказочный сюжет и последовательные перевоплощения детей в различных животных и предметы обеспечивает эмоциональную разрядку. В результате снимается напряжение, восстанавливается работоспособность.
Помимо общих целей, которые имеет весь тренинг, эта игра преследует и свои особые цели:
а) преодолеть дистанцию между воспитателем и детьми;
б) дать каждому ребенку возможность проявить себя, показать, что он умеет, и что ему нравится;
в) дать каждому ребенку возможность проявить инициативу и творчество и самому придумать новый ход;
г) дать каждому ребенку возможность проявить себя в роли лидера.
Эту игру лучше проводить под тихую и спокойную музыку. Дети становятся в круг вместе со мной. "Сейчас мы с вами пойдем в волшебную страну, а поскольку эта страна волшебная, то и идти в нее мы будем сказочными способами, например, как ходят разные звери. Кто хочет показать, как мы пойдем сначала?" Один из детей предлагает идти, как ходят слоны. Предлагаю: "Ты покажи, пожалуйста, как мы будем это делать, и веди всех детей за собой". Ребенок показывает, и все вместе идут вперед, не сгибая колен, и на каждом шаге, наклоняясь вперед, достают пол "хоботом" — рукой. Целесообразно всем детям побывать в роли ведущего. При этом я тоже изображаю различных животных вместе со всеми детьми, а при необходимости помогаю ведущему показать другим детям свое животное.
Очень хорошо помогает в работе использование игры «Изображение чувств». Цель этой игры: тренировка адекватного выражения чувств, развитие умения читать эмоциональное состояние партнера. Во время игры дети сидят лицом в круг. Предлагаю им: «Сейчас один из нас, кто захочет, будет угадывать, что нарисовано на карточке (на карточках изображение эмоций: радость, печаль, гнев, страх, удивление), а мы будем ему показывать изображенное на карточке чувство. Мы будем показывать чувство молча». Тому, кто захочет угадать прикрепляется на спину одна из карточек и предлагается самому выбрать, кого первого он попросит изображать неизвестное водящему чувство, а кого следующего. Когда водящий догадался, другой желающий становится водящим и получает уже другую карточку.
Эта игра дает хороший материал для диагностики степени развития экспрессивных и импрессивных способностей каждого ребенка. Иногда дети не могут выразить с помощью мимики не только сложные чувства, такие как интерес, но даже и более простые эмоции — удивление, гнев. В таких случаях следует включать дополнительные упражнения, направленные на умение выражать и читать эмоциональное состояние.
Вашему вниманию предоставлены только некоторые игры, отражающие основные направления игрового тренинга. В этих играх дети проживают эмоциональное состояние, вербализуют свои переживания, знакомятся с опытом [сверстников. В результате расширяется круг понимания эмоций, дети становятся более способными к глубокому пониманию себя и других людей, у них чаще наблюдаются эмпатийные проявления по отношению к окружающим.
Одновременно проведение этих игр помогает и нам, взрослым, лучше понять эмоциональный мир ребенка, узнать его переживания, осознать, что именно его тревожит и радует. Таким образом, мы устанавливаем с детьми более доверительные отношения, что облегчает процесс воспитания.
Список литературы
- Крюкова С. В., Слободняк Н. П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего возраста. Практическое пособие.» – М.: Генезис. 2002.
- Крюкова С. В. Здравствуй, я сам! – М.: Генезис, 2002.
- Кряжева Н. Л. «Развитие эмоционального мира детей» — Екатеринбург, 2004
|