Ященко Галина Геннадьевна, Захарова Татьяна Анатольевна. Методическая разработка для дошкольников старшего возраста «Смотрю на Русь глазами детей»

Методическая разработка для дошкольников старшего возраста «Смотрю на Русь глазами детей»

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение – детский сад комбинированного вида №3 Барабинского района Новосибирской области

Подготовили:

Ященко Галина Геннадьевна старший воспитатель высшей квалификационной категории

Захарова Татьяна Анатольевна музыкальный руководитель высшей квалификационной категории

Актуальность:

ФГОС ДО утверждает, дошкольная организация должна обеспечить равные возможности для развития каждого ребенка независимо от нации и языка и учитывать этнокультурную ситуацию развития детей.

Назрела необходимость воспитывать ребенка на основе русской национальной культуры. Эта проблема очень актуальна сейчас, когда среда, в которой растут дети, представляет собой хаотичный набор элементов различных традиций и культур, что таит в себе угрозу развития равнодушия, ведь невозможно постигать, понимать и любить все одновременно. Что — то должно быть в жизни особенным. Этим особенным для наших детей должна стать родная русская культура, русские народные сказки, русский фольклор.

 

Скачать конспект

Русские народные традиции являются богатейшим источником познавательного, эстетического, нравственного воспитания детей. Ведь в народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности — представления о добре и зле, красоте, правде, верности, справедливости, уважительное отношение к труду и т.д.

Именно в дошкольном учреждении необходимо начать прививать детям к народной культуре. Методическая разработка направлена на знакомство детей старшего дошкольного возраста с национальным костюмом, устным народным творчеством, играми, традициями, праздниками русского народа.

Новизна

Содержание не предполагает сложной подготовки дошкольника, что позволяет вовлечь в деятельность участие детей с ОВЗ. Удачно выбрана форма проведения мероприятия.

Практическая значимость

Мероприятие «Народные традиции глазами детей» планировалось в три этапа.

Первый этап — подготовительный, предполагающий выявление начальных знаний родителей и детей о культуре русского народа, подбор материала, позволяющий интегрировать в педагогическую деятельность пословицы и поговорки, игры, национальные костюмы, народные песни, хороводы.

Второй этап — основной, предполагает занятия, которые ориентированы на включение элементов народного творчества (пословиц, поговорок, потешек и т.д.) в повседневную жизнедеятельность детей в детском саду, беседы, рассматривание иллюстраций с изображениями различных народных костюмов, изучение основных национальных праздников.

Третий этап — проведение мероприятия для дошкольников, родителей и социальных партнеров.

Непосредственные участники: дети старшего дошкольного возраста, родители воспитанников, педагоги.

Ожидаемый результат:

  • повышение уровня осведомленности детей и их родителей в области народной культуры

- дети обладают положительным отношением к миру, окружающим людям и самому себе

  • заинтересованность детей в знаниях о своих корнях, культуре, музыке
  • знают потешки, пословицы, хороводные игры, народные песни

- сближение детей и взрослых, в результате — лучшее понимание друг друга, общение более плодотворное и интересное.

Цель: приобщение детей к ценностям традиционной народной культуры.

Задачи:

  1. Воспитывать в душе каждого ребенка любознательность, чувство красоты, чувство любви и привязанности к своей семье, к родному дому, к своему народу, его обычаям и традициям.
  2. Формировать интерес каждого дошкольника к истории своего народа, края, страны, основы культуры, умение видеть историю вокруг себя в домах, предметах быта.
  3. Воспитывать у дошкольников культурно-художественный вкус.

Ведущий: Нашу встречу, мы решили назвать:

«Народные традиции глазами детей».

Как в калейдоскопе меняются узоры, так и у нас сегодня будут показаны особенности быта русского народа, его жизнь, красота родной природы в разное время, как в песне поётся:

Три месяца лето!

Три месяца осень!

Три месяца зима!

И вечная весна!

Итак, мы начинаем.

В нашем калейдоскопе: «Россия. Лето»

Звучит песня «Гляжу в озёра синие» (музыка Л. Афанасьева)

Выходят 12 детей, встают в 2 колонны.

Ведущий: Ты людям явилась впервые

В названии реченьки Рось,

Потом обернуться Россией

Росинке лесной довелось.

1 ребёнок:

Россия… Родина.

Это край, где мы родились, где живем.

Это наш дом,

Это всё, что нас окружает.

2 ребёнок:

Россия. Какое красивое слово:

И роса, и сила и синее что-то.

3 ребёнок:

Дождём умытая, теплом согретая.

Прекрасна ты, когда встает заря.

Прекрасна ты, за доброту воспетая.

Моя Россия, земля моя!

Дети исполняют песню: «Что зовём мы Родиной» (музыка Т. Бокач)

Все дети садятся на стульчики.

Ведущий: В поле звон раздаётся лазоревый,

Льётся птичьими трелями в лад.

Почему-то в России особенно

Колокольчики нежно звенят.

4 ребенок:

Я люблю над покосной стоянкою

Слушать вечером шум комаров,

А как гаркнут ребята, тальянкою,

Выйдут девки плясать у костров.

Дети исполняют танец «Русский хоровод» (русская народная мелодия).

Звучит мелодия песни «Всё от русских рябин» (музыка А. Костюк)

Ведущий: А сейчас в нашем калейдоскопе: «Осень» (Слайды)

5 ребенок.

Мы простились с тёплым летом

Уже осень к нам пришла.

Золотисто-красным цветом

Всё раскрасила она.

6 ребенок:

Всё кругом так сказочно красиво,

И листочки по реке плывут.

А у нас в России осень наступила.

Золотой порой её зовут.

7 ребенок:

К нам берёзка ветки наклонила,

И слетают листики гурьбой.

А у нас в России осень наступила,

Зашумела золотой листвой.

Дети исполняют песню «Осень милая, шурши» (музыка М. Еремеевой)

Ведущий: Осень самая горячая пора в России, ведь с полей убирают урожай хлеба, овощей, фруктов. Русский народ очень трудолюбивый, у него золотые руки. Он не только выращивает богатый урожай, но и мастерит прекрасные богородские и дымковские игрушки, расписывает хохломскую и гжельскую посуду, ткёт сказочные павловские платки. А чтобы в этом убедиться, надо заглянуть на ярмарку

Звучит песня: русская песня «Коробейники». Раскрывается занавес

8 ребенок:

Наши чудо мастера

Ждут вас самого утра.

Разложили свой товар -

Открывается базар.

9 Ребенок:

Покупайте, заходите,

На товары поглядите.

Только рот не разевайте

И что мило покупайте!

Русская народная игра

«Гончары»

Дети делятся на две команды, одна становится «горшками» и садится в кружок. Другая команда – «хозяева», они становятся за каждым «горшком». Один из детей изображает покупателя, под музыку он подходит к одному из хозяев и спрашивает:

- Почем горшок?

- По денежке, — отвечает «хозяин».

- А он не с трещиной?

- Попробуй!

«Покупатель» легко дотрагивается ладошкой до горшка и говорит:

- Крепкий, давай сговор!

- Давай!

«Хозяин» и «покупатель» хлопают друг другу по рукам, все поют:

Чинары, чинары, собирайтесь, гончары!

По кусту, по насту, по лебедю горазду. Вон!

Со словом «Вон» «хозяин» и «покупатель» бегут в разные стороны вокруг «горшков». Кто первым добежит к купленному «горшку» — тот становится его «хозяином».

10 Ребенок:

Тары-бары-растабары,

Раскупайте-ка товары:

Вот свистулька тонкая,

Бубен, ложки звонкие,

Вот дощечка просто смех,

Ведь трещотки громче всех.

Есть ещё и бубенцы,

Покупайте молодцы!

11 Ребенок:

Купим бубны и трещотки,

Купим ложки, бубенцы.

Все девчонки точно знают -

Мы ребята молодцы!

Русских песен много знаем,

Вам одну сейчас сыграем!

Дети исполняют вариации русской народной мелодии «Во саду ли в огороде» (на детских музыкальных инструментах)

Ведущий:

Уходит осень, солнышко остыло,

В полях просторно, тихо и светло.

Уходит, оставляя всё, что было

И раздарив последнее тепло.

И догорая в листьях,

Осень нам даёт наказ:

Не грустить напрасно,

Ведь потому что жизнь прекрасна!

Ведущий: (На экране зимние пейзажи) И это, действительно так. А у нас в калейдоскопе — «Русская зима»

И зимой, как известно, хватало дел у нашего народа: и скотину накормить, и дров нарубить, и воды наносить, и утварь домашнюю починить. А женщины, длинными, зимними вечерами: пряли, вязали, шили.

Ведущий: А какие пироги, блины, калачи пекли наши женщины, за уши не оттащишь.

12 ребенок: (колет дрова)

Я колю, колю дрова на чурочки.

Гори огонь в печурочке.

Я колю на плашки

Для своей Дуняшки.

Гори, гори жарче печь

Будет Дуня баранки печь!

Дети исполняют песню «Русская печка» (музыка И. Ростовцевой)

Ведущий:

Вкусные оладушки пекут нам бабушки.

Ну а мы, девочки и мальчики будем печь калачики.

Русская народная игра «Бай — качи»

Дети встают в два круга, в центре каждого стоит ребенок — «калач».

Идя по кругу, дети поют: «Бай качи, качи, качи, глянь, баранки, калачи. Налетели тут грачи, расхватали калачи. «Калачи» в это время выполняют пружинку. С окончанием текста «калачи» меняют место, а дети должны найти свой «калач» и встать вокруг него в круг.

Звучит песня Самовар» (музыка Д.Тухманова)

Ведущий:

Не хотите ли вы, гости дорогие,

Баранок покушать,

Да сказочку послушать? (Девочка угощает гостей баранками, в это время дети готовятся к инсценированию сказки)

Сказочница: Любят сказки, любят песни.

И чтоб было интересней -

Сказку старую покажем

И в стихах ее расскажем.

Звонких песен пирожка

Не слыхали вы пока?

Все расселись? В добрый час!

Начинаем наш рассказ.

Возле дома огород,

Бабка с дедом у ворот,

Вот коза, вот кошка,

А это пес Антошка.

Сказочница:

Вот однажды старичок,

Скинув теплый пиджачок,

Говорит своей старухе

Дед:

Испеки-ка на обед

Колобок румяный, вкусный,

Раньше ты пекла искусно.

Бабка:

Что делать? Как тут быть?

Колобок испечь мне нужно…

Пес:

Ну, зачем нам колобок?

Испеки нам пирожок с рыбкой

И с капустой

Все:

Будет очень вкусно!

Сказочница:

По сусекам помела

крылышком старушка,

Горсти две муки нашла -

Больше — то не нужно.

Соль добавила, песок

Ложки две сметаны.

Получились пирожки

Пышны да румяны

Дед:

Почему же пирожок?

Заказал я колобок!

Бабка:

Ладно, ладно! Не ворчи!

Пирожки — то хороши!

Положу их на окошко -

Пусть остынут здесь немножко.

1-й пирожок:

Я с капустой пирожок,

У меня румяный бок.

2-й пирожок:

А я с рыбкой пирожок

И у меня румяный бок.

3-й пирожок:

А у меня начинка -

Вкусная малинка.

1-й пирожок:

Ты подвинься, пирожок,

Я отлежал себе бочок.

2-й пирожок:

Да и мне все надоело

3-й пирожок:

А мы с окошка прыг, да скок,

По тропиночке в лесок.

Побежим скорей в детсад,

Чтоб порадовать ребят.

Сказочница:

В лесу такая красота,

В лесу повсюду чудеса.

Пирожок наш, шалунишка,

Повстречал в лесу зайчишку

Зайка:

Я зайчишка — серый бок,

Съем тебя я пирожок.

По лесу прыгаю с утра,

Уже обедать мне пора.

1-пирожок:

Я с капустой пирожок,

У меня румяный бок.

Тороплюсь я в детский сад,

Чтоб порадовать ребят.

Ты не ешь меня, косой,

За мной бежит пирог другой.

Сказочница:

В детский сад спешил и рыбный пирожок.

Вдруг из леса появился серый волк

Волк:

Я голодный серый волк,

В пирожках я знаю толк.

Симпатичный пирожок,

Съем тебя сейчас, дружок,

2-й пирожок:

Этого не может быть!

За мной бежит пирог другой,

А я рыбный пирожок,

У меня румяный бок.

Тороплюсь я в детский сад,

Чтоб порадовать ребят

Сказочница:

А малиновый пирожок шел по лесу и ловил бабочек.

Вдруг из леса на дорогу вышел медведь

Медведь:

Что такое, почему? Ничего я не пойму?

3-й пирожок:

У меня начинка

Вкусная малинка.

Я веселый пирожок,

Здравствуй, Мишенька – дружок.

Медведь:

Да, я Мишенька – медведь,

Громко я могу реветь.

Это ведь не шутка,

Пусто у меня в желудке.

Подойди-ка пирожок,

Я перекушу чуток

3-й пирожок:

Что ты, что ты, мишка,

Тороплюсь я в детский сад,

Чтоб порадовать ребят.

Сказочница:

Гуляют пирожки по лесу (выходит на полянку лиса)

Лиса:

Как я рада встрече с вами,

Румяными пирожками.

1-й пирожок:

Пирожок я непоседа,

Испекли меня для деда.

Бежать мне надо в детский сад,

Чтоб порадовать ребят.

2-й пирожок:

Извини, лиса, спешу,

Я от друга отстаю.

Тороплюсь я в детский сад,

Чтоб порадовать ребят.

Лиса:

Ты всех лучше, пирожок,

Ближе подойди, дружок.

Сядь лисичке на носок,

Глуховата я чуток

3-й пирожок:

Все ты путаешь, старушка,

Нос не слышит, слышит ушко!

Лиса:

Какой умный пирожок,

Поищу я колобок (убегает)

Сказочница:

Устали пирожки гулять по лесу

И прыгнули в корзинку к веселой белочке.

Белочка:

Пирожки в моей корзинке.

С всевозможною начинкой

Принесли к вам в детский сад,

Чтоб порадовать ребят

Сказочница:

Тут и сказочке конец,

А кто слушал — молодец!

Ведущий:

Славился русский народ своим гостеприимством, славился веселыми песнями и плясками

Пойте песни и пляшите,

И народ повеселите.

Танец «Валенки» (русская народная песня)

Ведущий: О том, как хороша природа,

Нечасто говорит народ,

Но, глядя с берега крутого,

На розовеющую гладь.

Порой одно он скажет слово.

И это слово – благодать!

В нашем калейдоскопе «Весна» (на экране весенние пейзажи)

Дети исполняют песню «Веселая песенка» (музыка А. Ермолова)

Ведущий: Весна! Весна!

И всё ей радо!

Как в забытьи, каком стоишь:

И слышишь свежий запах сада

И тёплый запах талых крыш.

13 ребёнок:

Спелый цвет косы берёзовой,

Да узорный поясок.

Вышла ты девчонкой босою,

На высокий бережок.

В небе зори занимаются

Всё алее, да ясней.

Ах, какая раскрасавица,

Ты, Россия, по весне!

Девочки исполняют «Танец с цветами» (вальс «Над волнами»)

Звучит мелодия песни «С чего начинается Родина?» (музыка В. Баснера).

Ведущий:

Говоря о России, мы не можем не сказать о своей малой Родине, о городе, в котором мы родились и живём. Наш город Барабинск красив в любое время года, но особенно он прекрасен по весне. Он утопает в ярких цветах и сочной зелени деревьев.

14 ребёнок:

Много сказочных мест у России,

Городов у России не счесть.

Может где-то бывает красивей,

Но не будет роднее, чем здесь.

15 ребёнок:

Родина – слово такое родное.

Сколько в нём света, добра и тепла.

Всё пройдёт, останется Родина,

Та, что не изменит никогда.

Ведущий:

С ней живут, любя, страдая, радуясь,

Падая и поднимаясь ввысь.

Над грозою торжествует радуга.

Над бедою торжествует жизнь

(Слайды с текстом)

И ещё немало будет пройдено,

Коль зовут в грядущее пути,

Но светлей и чище чувства Родины

Людям никогда не обрести.

С этим чувством человек рождается,

С ним живёт и умирает с ним.

Всё пройдёт, а Родина останется,

Если мы то чувство сохраним.

Ведущий:

Душа народа, жизнь и быт,

Его культура и обряды,

Его поэтика и песни,

Его ремёсла и обряды

В чём суть всего?

Постичь придётся

Поколеньям нашим молодым.

Всё это отголоском отзовётся

И близким станет и родным!

Дети исполняют песню о Родине (музыка Чичкова)

Ведущий:

Вот и закончилось наше веселье,

Приглашаю всех покататься на карусели

Игра «Карусель»

Список литературы

  1. Н.Зарецкая «Сценарии праздников для детского сада» «Айрис Пресс». М., 2007-208с.
  2. Н.Зарецкая «Танцы в детском саду» «Айрис Пресс». М., 2004-112с.
  3. Л.В. Былеева «Русские народные игры» М., «Советская Россия» 1988г., 44 – 46 с.
  4. М.Ю. Картушина «Русские народные праздники» «Творчество центр» М., 2007, 320с.
  5. Петров В.М., Гришина Н.П. «Весенние праздники, игры, забавы для детей» М., 1999г.
Просмотров: 334
Категория: По направлениям » Для детского сада » Фольклорные занятия с детьми




Другие новости по теме:

  • Гусева Елена Валерьевна. Проект «Пирожок» по лексической теме «Хлебобулочные изделия»
  • Бояршинова Валентина Александровна. Интегрированное занятие для детей 4-5 лет с нарушением зрения - «Ведь так не бывает на свете, чтоб были потеряны дети…»
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Главный Редактор. Дети – это счастье, дети – это радость
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Фефелова Оксана Сергеевна. Игра как ведущий вид деятельности ребёнка дошкольного возраста
  • Полищук Елена Владимировна. КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей «Игра – ведущий вид деятельности ребёнка дошкольного возраста дома»
  • Павлова Ольга Игоревна. Сценарий выпускного вечера в группе детей с ЗПР «Букеты, музыка, стихи – все это вам, выпускники!»
  • Антонова Татьяна Николаевна. Сценарий праздника для детей средней группы «КАК ДЕТИ СПАСЛИ ОСЕНЬ»
  • Архипова Оксана Михайловна. Консультация для родителей «Как объяснить ребенку что такое осень для детей раннего возраста?»
  • Гулушова Лилия Назировна Нугаева Гульнара Расимовна Репникова Татьяна Викторовна Чиботарь Анна Сергеевна Юртова Светлана Геннадьевна. Игра — ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста.
  • Бексаева Лариса Александровна. Методическая разработка 'Знать должны и взрослые и дети, о правах, что защищают всех на свете'
  • Милованова Людмила Николаевна. Консультация для родителей «Во что играют наши дети?!»
  • Пелихова Анна Николаевна. Конспект сценария интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?» по теме: «Россия – Родина моя»
  • Шаповал Галина Германовна. Советы и рекомендации для заботливых родителей «Что делать, если ребенок кусает других детей?»
  • Фания Мустафина. Эссе воспитателя. 'Что значит для меня быть воспитателем детского сада'
  • Становых Татьяна Анатольевна. Сценарий развлечения по пожарной безопасности «Знают дети и зверюшки, спички — это не игрушки!»
  • Власова Наталья Михайловна. Викторина для среднего дошкольного возраста совместно родители и дети «Все работы хороши»
  • Паншина Татьяна. «Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья» (дети-инвалиды дошкольного возраста, занимающиеся на дому)
  • Глотова Раиса Владимировна. Семинар-практикум в паре «родитель-ребенок» Тема: «Наши дети – какие они?»
  • Васильченко Юлия Сергеевна, Гаганова Юлия Сергеевна, Сидорова Лидия Васильевна. Новогодний праздник для детей старшего дошкольного возраста «Что такое Новый год? Это…»
  • Белько А.А. Меркулова М.А.. Непосредственно образовательная деятельность для детей младшего дошкольного возраста. Образовательная область – коммуникация. «Как дети сказки искали»
  • Мартынова Ирина Анатольевна. Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста «Вот она, какая русская Матрешка»
  • Атабаева Мадина Тимуровна. ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК. ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ ДЛЯ НЕГО РОДИТЕЛИ?
  • Редактор. Что должен уметь делать ребенок в 3–4 месяца?
  • Анастасия Владимировна Капитонова. Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте
  • Горбачева Инна Викторовна. Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста, посвященного Дню защиты детей. «О чём мечтают наши дети».
  • Горбачева Инна Викторовна. Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста, посвященного Дню защиты детей. «О чём мечтают наши дети».
  • Петухова Татьяна Леонидовна. ВСЕГО ДОРОЖЕ - ЭТО ДЕТИ!
  • Смирнова Ольга Викторовна. Сценарий осеннего праздника с элементами фольклора для средней группы «Как дети Осень искали»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь