Воспитатель: Гусева Е.В. Пенза 2018 Филиал «Антошка» МБДОУ д/с № 5 г.Пензы «Умка»
Тип проекта: информационно-практико-ориентированный или исследовательско-творческий
Актуальность:
Стратегия современного обучения родному языку заключается в его направленности не просто на формирование определенных знаний, умений и навыков, а на воспитание и развитие личности ребенка, его теоретического мышления, языковой интуиции и способностей, на овладение культурой речевого общения и поведения.
Скачать конспект
Проблема: каковы возможности проектной деятельности, как средства развития связной речи, умения выражать мысли, обозначать словами собственные исследовательские действия, доказывать правильность обобщения в процессе изучения лексической темы «Хлебобулочные изделия» дошкольниками.
Цель: развивать связную речь, умение выражать свои мысли, обозначать словами собственные исследовательские действия, доказывать правильность обобщения в процессе проектной деятельности по лексической теме «Хлебобулочные изделия»
Задачи:
Речевое развитие:
Поощрять попытки ребёнка делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями, уточнять источник полученной информации (просмотр м/ф, чтение детской литературы, рассказ близкого человека и т. д., посещение выставки, музея, встреча с интересным человеком);
Звуковая культура речи:
продолжать развивать фонематический слух (чистоговорки);
отрабатывать интонационную выразительность речи (чтение, рассказывание литературного произведения)
Формирование словаря:
обогащать речь детей существительными, прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов (зёрнышко твёрдое, пшеница золотая, колосья спелые), наречиями, обозначающими взаимоотношения людей, их отношение к труду;
помогать детям употреблять в речи слова в точном соответствии со смыслом.
Звуковая культура речи:
продолжать развивать фонематический слух (чистоговорки);
отрабатывать интонационную выразительность речи (чтение, рассказывание литературного произведения)
Грамматический строй речи.
Совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях: существительные с числительными (один колосок, три зёрнышка) и прилагательные с существительными (пшеничка-золотая косичка);
Учить составлять простые и сложные предложения.
Связная речь:
развивать умение поддерживать беседу;
учить связно, последовательно и выразительно пересказывать произведения;
учить составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием;
развивать умение составлять рассказы о событиях из личного опыта.
Участники проекта: воспитатели, дети, родители, коллеги.
Продолжительность проекта: долгосрочный.
Ожидаемые результаты: развитие связной речи, умения выражать свои мысли, обозначать словами собственные исследовательские действия дошкольниками, которые позволят им в будущем стать успешными в школе и в жизни.
Продукты проекта.
Детям:
Игровая деятельность:
Сюжетно – ролевые игры: «Мы – хлеборобы», «Пекарня», «Булочная».
Дидактические игры: «Что – сначала, что – потом», «Хлебобулочные изделия», «Вкусные слова», «Сложи картинку», «Дерево познаний».
Двигательная деятельность:
Пальчиковая гимнастика «Хлебные изделия»
Бублик
(Большой и указательный пальцы
образуют круг.)
Баранку,
(Большой и средний пальцы
образуют круг.)
Батон
(Большой и безымянный пальцы
образуют круг)
И буханку
(Большой и мизинец образуют круг.)
Пекарь из теста
Испёк спозаранку.
(Имитация лепки хлеба.)
Артикуляционная гимнастика:
«Месим тесто» — На улыбке, рот открыть, покусать язык зубами, произнося: «та-та-та», пошлёпать язык губами, произнося: «пя-пя-пя»; закусить язык зубами и протаскивать его сквозь зубы с усилием.
«Блинчик» — На улыбке, рот открыт; положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать его неподвижно под счёт от 5-10.
П/И «Пирожок».
Играющие встают друг за другом, держась за пояс. Впереди стоит булочник, он ведущий, последний — пирожок. К булочнику подходит покупатель и спрашивает: «Где мой пирожок?» Булочник отвечает: «За печкой лежит». Последний игрок-пирожок кричит: «Я бегу, бегу!» С этими словами он бежит в сторону ведущего, а покупатель старается его поймать. Если пирожок успеет встать впереди ведущего, он становится булочником, а последний игрок — пирожком, и покупатель вновь идет покупать. Если же пирожок будет пойман, то он выполняет роль покупателя, а покупатель — булочника.
Правило
Покупатель не должен стоять на одном месте, после слов «За печкой лежит» он бежит в конец колонны и ловит пирожок.
Коммуникативная деятельность
Беседа: «Профессия – хлебороб», «Зерновые культуры», «Хлеб всему голова»
Встреча с интересным человеком. Профессия агроном.
Восприятие художественной литературы
Чтение сказок «Колосок», «Лёгкий хлеб»
Г.Х. Андерсен «Как девочка на хлеб наступила»
«Ароматный хлеб» Ирис Ревю
Рассматривание картины «В ПЕКАРНЕ» (художник В.М. Каратай) и беседа по ней. (Все работы хороши «Детям о профессиях» Н.В. Нищева).
Рассматривание картины «В пекарне» и беседа по ней.
Воспитатель: ребята, посмотрите внимательно на картину и подумайте, почему художник назвал ее «В пекарне» и составим рассказ по ней.
Воспитатель. Кого художник изобразил на картине?
Дети. Это пекари.
Воспитатель. Что они делают?
Дети. Они пекут булку.
Воспитатель. Давайте рассмотрим, что делает пекарь, изображенный на переднем плане картины, возле печи.
Дети. Пекарь выдвинул из печи противень. На противне много румяных батонов. В печи еще несколько противней с батонами.
Воспитатель. Расскажите, как выглядит печь.
Дети. Печь большая. Она ярко освещена. От нее пышет жаром.
Воспитатель. А что вы можете сказать о том, как выглядит пекарь?
1 -й ребенок. Пекарь молодой, веселый. Он улыбается. Наверное, ему нравится работать в пекарне,
2-й ребенок. У него белый костюм: белые брюки и куртка, белая шапочка и белые перчатки.
3-й ребенок. В пекарне пекут хлеб, и там должно быть очень чисто, поэтому пекари в белых костюмах, как врачи.
Воспитатель. Правильно. Теперь давайте рассмотрим пекаря на заднем плане картины.
Дети. Он ставит поддоны с батонами на полки.
Воспитатель. Правильно. Что вы можете рассказать о пекарне?
Дети. Пекарня большая и светлая. В ней чисто и тепло, вкусно пахнет свежей булкой. Пол так и блестит!
Воспитатель. Молодцы. Вы все правильно рассказали. А теперь давайте отдохнем.
Физминутка «Трактора»
Тара – тара – та – ра – ра
Выезжают трактора
(шагают на месте топающим шагом)
Будем землю пахать,
(имитируют работу плуга)
Будем рожь засевать,
(делают рзбрасывающие движения руками как будто сеют)
Будем рожь молотить,
(руки кулачках вращаем перед грудью)
Малых деток кормить
(имитируют качание младенца).
Воспитатель: ребята, садимся все на стульчики. А теперь послушайте по какому плану вы должны будете составить рассказ. Сначала вы скажете, что за помещение изобразил художник, какое оно. Затем расскажете о пекаре, которого вы видите на переднем плане. Как он выглядит, во что одет, что делает. Не забудьте рассказать про печь, около которой стоит пекарь. Потом вам необходимо в таком же порядке рассказать о пекаре на заднем плане картины. Закончите рассказ описанием настроения, которое вызывает картина.
Воспитатель сначала вызывает троих детей и напоминает каждому из них план части рассказа, затем по желанию вызывается один ребенок, который повторяет рассказ целиком.
1 -й ребенок. Художник изобразил на картине пекарню. Она большая и светлая, в ней вкусно пахнет свежей булкой. В пекарне пекут хлеб, поэтому должно быть очень чисто. Пол так и блестит!
2-й ребенок. На переднем плане картины нарисован пекарь. Он молодой и веселый. Пекарь вынимает из горячей печи противни с румяными батонами. На пекаре белый костюм, как на докторе. Видно, что пекарю нравится его работа.
3-й ребенок. На заднем плане картины второй пекарь ставит поддоны с батонами на полки. Он тоже в чистом белом костюме. Сейчас за батонами приедут машины и повезут их в магазины. Нам понравилась картина. На ней нарисованы люди, которые любят свою работу. Работа пекарей нужная и важная.
Затем вызывается еще один ребенок, который повторяет рассказ целиком.
Воспитатель: молодцы, ребята! А теперь поиграем в игру с колобком. Я буду бросать колобка, а кто поймает его, ответит на мой вопрос.
-Как можно ласково назвать хлеб? (Хлебушек)
-Как называется магазин, где продается хлеб? (Хлебный)
-Как называется ящик для хранения хлеба? (Хлебница)
-Как называется место хранения зерна? (Элеватор)
-Как называется место где перемалывают зерно в муку? (Мельница)
-Какая техника убирает зерно на поле? (Комбайн)
-Как называется место, где пекут вкусные булочки и хлеб? (Пекарня)
Воспитатель: А теперь следующая игра «Какой, какая, какое?»
Это колос пшеницы. Он пшеничный.
А это колос ржи. Какой колос? (Ржаной).
Мука из зерен пшеницы. Какая? (Пшеничная).
Мука из зерен ржи. Какая? (Ржаная).
Тесто из пшеничной муки. Какое? (Пшеничное).
Тесто из ржаной муки. Какое? (Ржаное).
Хлеб из пшеничной муки. Какой? (Пшеничный).
Хлеб из ржаной муки. Какой? (Ржаной).
Воспитатель: Молодцы!
Рефлексия
Воспитатель Мне очень понравилось то, как вы сегодня со мной работали, давайте с вами повторим:
Как называется картина, по которой мы составили рассказ?
О ком художник рассказал нам?
Чем они занимаются?
Почему у них трудная работа?
Ребята, что нового и интересного вы узнали сегодня?
Вам было тяжело или легко выполнять задания?
Теперь каждый из вас подойдет ко мне и возьмет смайлик своего настроения на занятии. я доволен своей работой на занятии, на занятии я работал неплохо, мне было трудно на занятии.
Спасибо ребята всем, вы молодцы!
М.М. Пришвин «Лисичкин хлеб»
Чтение УНТ о хлебе.
Чистоговорки.
Жок-жок-жок — это пирожок.
Шки-шки-шки — мама жарит пирожки.
Жок-жок-жок — кушай дочка пирожок.
Чи-чи-чи — пекуться в печке калачи.
Ач-ач-ач – вкусный будет наш калач.
Считалки.
Дождик, дождик, поливай — будет хлеба урожай.
Будут булки, будут сушки, будут вкусные ватрушки.
Катилась торба с высокого горба.
В этой торбе хлеб, соль, пшеница.
С кем ты хочешь поделиться?
Поговорки.
Хлеб да вода – богатырская еда.
Хлеб батюшка, водица матушка.
Хлеб — кушай, добрых людей слушай.
Худ обед, коли хлеба нет.
Работай до поту, поешь хлеба в охоту.
Пот на спине – так и хлеб на столе.
Загадки.
Весь мир кормит, сама не ест.
Всю жизнь крыльями машет,
А улететь не может. (Мельница)
У лепешки, каравая,
Сушки, плюшки, пирожка
От рождения седая
Мать по имени… (мука).
Мешено, квашено, валяно, в печь поставлено. (Тесто)
В печь сперва его сажают,
А как выйдет он оттуда,
То кладут его на блюдо.
Ну, теперь зови ребят!
По кусочку все съедят. (Пирог)
Чтение и заучивание стихотворений.
Вот он хлебушек душистый, вот он теплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол, он пожаловал, пришел.
В нем здоровье наше, сила, в нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило, охраняло, берегло.
В нем – земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем…
Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!
С. Погореловский
Он на блюде расписном,
С белоснежным рушником.
С караваем соль подносим,
Поклонясь, отведать просим:
Дорогой наш гость и друг,
Принимай хлеб-соль из рук!
В. Бакалдин
Просмотр и обсуждение м/ф «Золотые колосья», «Колосок»
Выставка детской литературы «Колосок»
Познавательно – исследовательская деятельность
Посадка зерен пшеницы и ржи.
Наблюдение за последовательностью их прорастания
«Хлеб бывает разным» — замешивание теста и выпечка пирожков из пшеничной и ржаной муки.
Экскурсия на кухню д/с.
Изобразительная деятельность
Рассматривание, обсуждение репродукций картин Г.Мясоедова «Дорога во ржи», «Страдная пора».
Рисование: «Блинчики»
Аппликация из природного материала: «Хлебные колосья», «Петушок»
Флористика и дизайн «Букет из листьев, цветов и колосьев»
Оригами «Колосок»
Родителям:
Просмотр и обсуждение м/ф «История о девочке, наступившей на хлеб», «Пирожок»
Флористика и дизайн «Букет из листьев, цветов и колосьев»
«Хлеб бывает разным» — замешивание теста и выпечка хлеба из пшеничной и ржаной муки.
Чтение и заучивание стихотворений «Хлеб» (С. Погореловский).
Чтение пословиц и поговорок о хлебе.
Выпуск семейных газет «Колосок-Пирожок».
Оформление «Кулинарная книга».
Буклеты.
Коллегам:
Мастер-класс оригами «Колосок». Лепбук «Хлеб всему голова». Форма проведения проекта: Организация мини-музея «Колосок» Театрализованное представление сказки «Колосок».
Встреча с интересным человеком. Профессия агроном.
Мастер-класс «Выпечка каравая»
|