Итоговое занятие в подготовительной к школе группе «Как хорошо уметь читать»
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
Способствовать формированию нравственно-волевой и мотивационной сферы личности;
Развивать внимание, логическое мышление, воображение и речь детей;
Систематизировать и уточнять математические представления:
- закреплять умение считать в пределах 20
- закреплять умение определять отношения между числами
- упражнять в решении примеров и составлении простых арифметических задач
- продолжать овладевать ориентировкой на листе бумаги и в пространстве
- закреплять знания о геометрических фигурах
Способствовать формированию грамматически правильной речи:
- поддерживать желание говорить правильно
- побуждать желание произвольно строить предложения разной грамматической структуры
- закреплять навыки звукового анализа слов и деления слов на слоги
- закреплять знания о звуках.
Материалы к занятию: печатные буквы, цифры, стойка со звуками, яблоня с яблоками – примерами, речка, домик, набор геометрических фигур, печка, пирожки, камни со словами, листы бумаги в виде квадрата, пособие «Решаем задачи», простые карандаши, шапочки гусям.
Дети.
Как хорошо уметь читать! Не надо к маме приставать. Не надо бабушку трясти: «Прочти, пожалуйста! Прочти!» Не надо умолять сестрицу: «Ну почитай ещё страницу».
Не надо звать, Не надо ждать, А можно взять И почитать. Дети садятся на стулья.
ВОСПИТАТЕЛЬ:
Мы собрались сегодня в этом зале, Чтобы шутить, смеяться и играть. Мы дорогих гостей позвали - Хотим о Маше сказку рассказать.
Жила на свете девочка, Читать она умела. И каждый вечер с книгой Возле окна сидела.
Выходит Маша (ребёнок) с книгой, садится на стул, «читает».
Маша
Как хорошо уметь читать! Не надо к маме приставать... К Маше подходят девочка и мальчик.
Девочка.
Маша, Маша, выходи! Что сидеть-то взаперти?!
Маша.
Не пойду я гулять! Я хочу читать!
Девочка.
Маша, Маша, погляди, Кто летит там, впереди?
Мальчик: Это злые гуси Бабушки-ягуси!
Дети в испуге убегают. Вбегают два ребёнка в шапочках-масках гусей. Наскакивают на Машу, выхватывают из книги несколько заранее вложенных туда букв и цифр.
Маша
Гуси, гуси, погодите! Буквы с цифрами верните! Вы ведь не плохие
И совсем не злые! Как же я пойду в школу учиться?
Первый гусь. Буквы с цифрами мы не отдадим -Унесём к Ягусе. Если будешь нам мешать, можем и тебя забрать! Ш-ш-ш-ш-ш...
Второй гусь. Га-га-га, ге-ге-ге! Служим мы Бабе-яге!
И живём не тужим, с бабушкою дружим. Улетают.
Маша.
Где найти мне буквы, где?
Кто поможет мне в беде? (Плачет.) ПОСТАВИТЬ СТОЙКИ СО ЗВУКАМИ.
Воспитатель. Дети, поможем Маше? (Да!)
Тогда пойдём вместе с ней по этой тропинке.
Дети идут за Машей по тропинке
Воспитатель:
Ребята, какие бывают звуки? (Гласные).
Что вы знаете о гласных звуках?
Дети читают стихотворение: Гласные тянутся в песенке звонкой
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребенка,
Но не желают свистеть и ворчать.
Какой фишкой мы обозначаем гласные звуки? (Красной)
Какие еще бывают звуки? (Согласные)
Что вы знаете о согласных звуках?
Стихотворение: А согласные согласны
Шелестеть, шептать и шипеть
Но не хочется им петь.
С-с-с – змеиный слышен свист,
Ш-ш-ш – шуршит опавший лист,
Ж-ж-ж –жуки в саду жужжат,
Р-р-р- моторы тарахтят.
Какими фишками мы обозначаем согласные звуки? (Синими и зелеными)
Почему? (Зеленой фишкой обозначаем мягкие согласные, а синей твердые согласные)
Правильно, молодцы.
Подходят к ребёнку в костюме яблони. К кроне яблони прикреплены половинки яблок из картона, на них напечатаны примеры. На второй половинке яблока ответы на примеры.
Воспитатель.
Долго Маша шла по лесу. Видит яблоньку-красу.
Маша.
Что-то яблонька грустна. Клонит ветки вниз она!
Яблоня.
Я стою совсем одна, оттого я и грустна.
Яблок много — груз тяжёл, кто на помощь бы пришёл?!
(Протягивает руки-ветки к Маше.)
Машенька, помоги! Яблоки мои сорви!
Маша.
Я спешу. Длинна дорога.
Может, дети мне помогут?
Воспитатель.
Дети, поможем яблоньке? Но яблоки не простые, а заколдованные. Чтобы их расколдовать, нужно соединить две половинки. А для этого надо решить примеры и составить целое яблоко.
Проводится игра «Собери яблоки». Дети снимают с яблони половинки яблок и решают примеры. Решенные примеры складывают в корзинку.
Вот какие молодцы, целую корзину вкусных яблок набрали.
Воспитатель.
Дальше Маша побежала.
Видит: речка на пути.
Маша и дети подходят к выложенным на реке (голубой полоске ткани) изображениям камней (из картона). На каждом камне напечатано слово. Рядом с полоской ткани стоят три ведерка, на каждом написана цифра: 1, 2 или 3.
Речка.
Течь мне стало трудновато. Помогите мне, ребята, уберите камни!
Воспитатель.
Дети, для того чтобы убрать камни из речки, нужно слова, написанные на них, разделить на слоги и убрать их в ведерки с цифрами.
Дети читают слова на камнях, определяют количество слогов в каждом слове и кладут камень в ведерко с цифрой, обозначающей количество слогов в слове.
Почему ты положил этот камень в ведерко с цифрой 1? (В этом слове один слог, два слога, и т.д.) Дети садятся на места за столы
(строят мост через реку – выкладывают схему слова). Звуковой анализ слова «мост» выполняет ребенок у доски. На местах разбирают слова: рыба, карась, рак, вода, река.
Воспитатель.
Дальше Маша побежала.
В поле печку повстречала.
Печка. НАСТЯ. Дети, здравствуйте! Я — печка. Съешьте мои румяные пирожки и отгадайте, какая в них начинка. (Печка раздаёт вырезанные из картона пирожки).
Проводится игра «Пирожки»!
Воспитатель:
Какой пирожок ты взял? (Беглый опрос детей: мясной, капустный, картофельный и т.д.)
А сейчас составьте предложение про ваши пирожки.
«Я угощаю вас яблочным (мясным, капустным и т.д.) пирожком».
Воспитатель.
Сколько слов в твоем предложении, Егор? Какое первое слово, второе?
Печка. Ну спасибо, помогли! А за это я скажу вам, где Баба-яга буквы с цифрами спрятала. Вон там, на опушке, стоит её избушка.
ГУСИ ПРЯЧУТСЯ В ДОМИКЕ.
Проводится лого ритмическое упражнение «Баба-яга».
В тёмном лесу (Качают вытянутыми вверх руками вправо-влево.)
Есть избушка, (Складывают руки в виде крыши.)
Стоит задом наперёд. (Хлопают перед собой.)
А в избушке той (Складывают руки в виде крыши.)
Старушка, (Поворачивают голову вправо-влево.)
Бабушка-яга ( «Повязывают платок».)
Живёт. (Вытягивают руки вперёд, раскрыв ладони.)
Нос крючком, (Подносят правую руку к носу, сгибают указательный палец.)
Глаза как плошки, (Прикладывают кулаки к глазам.)
Словно угольки горят. (Покачивают головой вправо-влево.)
И сердитая, (Взмахивают правой рукой.)
И злая, (Взмахивают левой рукой.)
Дыбом волосы стоят! (Поднимают руки над головой, растопыривают пальцы.)
Когти остры как у кошки, (Сгибают-разгибают пальцы.)
И всего одна нога, (Поднимают правую ногу, согнутую в колене.)
Не простая, костяная. (Грозят пальцем одной, потом другой руки.)
Вот так Бабушка-яга! (Трижды ударяют кулаками по коленям. Вытягивают руки вперёд.)
Затем подходят к избушке, из которой выходят два гуся.
Гуси. Мы не просто гуси. Мы сторожа бабуси.
У нас такая роль. Быстрей скажи пароль!
Один гусь показывает детям карточку со слогом «сто», другой — карточку со слогом «рож».
Воспитатель. Слово-пароль написано на карточках. Постройте гусей так, чтобы слово читалось.
Дети составляют слово «сторож». Гуси убегают.
Воспитатель. А дверь-то не открывается! Нужно выполнить ещё одно задание.
Воспитатель. Подойдите к столам. Перед вами на столе лежит разлинованный лист в клетку. Какую геометрическую фигуру он имеет? (Квадрат)
Почему вы так решили? (У квадрата все стороны равны)
Какие еще геометрические фигуры вы знаете? Что вы можете сказать о прямоугольнике, треугольнике, круге, овале? Предлагаю вам поиграть в
игру «Найди свой домик». (На полу разложить обручи. В них положить геометрические фигуры. Под музыку дети бегают по залу, по окончании находят свой домик).
Воспитатель. В каком домике вы живете? Сколько жильцов в вашем домике?
Молодцы. Садитесь на места. А дверь – то в избушку не открывается.
Чтобы ее открыть нужно подобрать к ней ключ.
Проводится игра «Математический диктант. Ключ»..
Дверь открывается, выходит Яся (ребёнок).
Яся. Я внучка Бабы-яги. Зовут меня Яся.
Бабуся моя у Кощея Бессмертного в гостях, а я скучаю одна.
Маша.
Ко мне гуси прилетали,
Буквы с цифрами забрали. Спрятали в лесной избушке
У Бабушки-ягушки. Ты мне, Яся, помоги, буквы с цифрами верни.
Яся.
Вот вам буквы, забирайте! Но сперва их угадайте!
СТИХИ (Дети читают стихи)
Мед медведь в лесу нашел, Мало меду, много пчел. Ученик учил уроки- У него в чернилах щеки.
Ходит по лесу хорек, Хищный маленький зверек. Часовщик, прищурив глаз Чинит часики для нас.
Щеткой чищу я щенка, Щекочу ему бока. Настя: Буквы в избушке томились без дела. Это безделье им надоело.
Начали буквы резвиться, скакать, Песенки петь, озорничать.
Воспитатель: А еще есть ребусы и шарады. Мы сейчас с ребятами научим тебя их разгадывать.
РАЗГАДЫВАНИЕ ШАРАД И РЕБУСОВ.
Затем дети выкладывают на полу карточки со словами: «Скоро в школу»
Яся.
И зачем мне буквы эти? Я умна не по годам! Ну, а цифры вам, пожалуй, Я, ребята, не отдам.
Маша. Яся, может быть ты и цифры нам вернешь, ведь без них мы не сможем учиться в школе.
Яся. Ну, хорошо. Только научите и меня играть с цифрами.
Проводится игра «Собери кружок».
Яся. Вы такие весёлые и дружные! Я хочу стать похожей на вас. Я больше не буду вредничать!
Воспитатель: Яся, мы тебя прощаем. Приходи к нам, мы научим тебя читать и считать.
Вбегает Баба-яга.
Баба-яга.
Что за сборище такое? Почему весёлый смех? Я вам праздник-то устрою! Разгоню сейчас же всех!
Я — зловредная Яга, Костяная нога! Где моя сковорода? Всех зажарю без труда.
Берёт сковороду. Подходит к каждому ребёнку. Яся заслоняет детей от Бабы-яги.
Яся. Дорогая бабуся, не сердись и не злись! Эти дети — мои друзья. Они такие весёлые и умные! Они научат меня, а если хочешь и тебя, читать и решать задачи.
Баба-яга. А вот я сейчас проверю, умеют ли они сами придумывать и решать задачи.
Задание «Придумай и реши задачу»
Ну, молодцы. Порадовали меня старую. Пожалуй, не буду я их жарить на сковородке.
Яся: Тогда испеки нам что-нибудь вкусненькое.
Баба-яга (согласно кивает, колдует над сковородой.)
Сковорода, сковорода, Испеки-ка без труда Ты для внученьки любимой И для грамотных детей
Очень вкусное печенье. Не забудь и про гостей. Ширли-мырли-тумаки! Всем печенье испеки!
Угощает детей и гостей печеньем в форме букв.
Воспитатель: Пришла пора прощаться с этой сказкой.
Скажите, дети, что вам понравилось в нашей сказке больше всего? (Ответы детей)
Скоро вы, ребята, пойдете в школу. В школе вы узнаете много нового и интересного.
Песня «Учат в школе». Дети уходят
|