Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по образовательной области речевое развитие «Маша идёт в школу»
Составитель: воспитатель, Слесаренко Н. А. МАДОУ «Колокольчик», город Когалым
Цель: развитие связной речи дошкольников
Задачи: Формировать устную речь детей, умение отвечать на вопросы полным ответом; закреплять умение правильно строить предложения по картине с заданным словом; уточнять и расширять словарь на зимнюю тематику; формировать умение на слух определять звук в словах, подбирать слова с заданным звуком;
Развивать эмоциональную и интонационную выразительность; активизировать в речи детей слова действия и слова признаки предметов; развивать коммуникативные навыки, внимание, двигательную активность;
Воспитывать умение слушать товарища, выполнять совместную работу; интерес к знаниям.
Предварительная работа: дидактические игры: «Чего не стало», «Четвёртый лишний», «Что для чего?»; знакомство со звуком, предложением, рассматривание иллюстраций и составление рассказов, игры на эмоции, штриховка, работа детей парами, заучивание стихотворений, физкультурных минуток, пальчиковых игр, оценивание себя в разных видах деятельности.
Интеграция образовательных областей:
Развитие речи, коммуникация, социализация, музыка, физическое развитие.
Материал: ватман, картинка – Маша, шарики из бумаги, карточки – школьные предметы, карточки для выкладывания предложений, дидактическая игра «Чувства и эмоции», листы для штриховки: варежка и шапочка, иллюстрации для пальчиковой гимнастики, фломастеры, ладошки для оценивания.
Методы и приёмы:
наглядно – действенные (демонстрация, иллюстрация);
словесные (объяснение, рассказывание);
практические (игровые), контроль и регулирование, анализ деятельности.
Вводная часть
1. Эмоциональный настрой к деятельности. Воспитатель включает мелодию из мультфильма «Маша и медведь»
Воспитатель: Ребята, вы узнали мелодию?
Дети: Эта музыка из мультфильма «Маша и медведь».
Воспитатель: Вам нравиться этот мультфильм? Почему?
Воспитатель: Ребята, представляете, Маша на следующий год идёт в школу!? (приклеить картинку весёлой Маши на ватман). Как вы думаете, она готова к школе?
Воспитатель: Какая Маша по характеру?
Воспитатель: Приготовила Маша портфель и набрала всякой всячины. (на разносах карточки со школьными и другими предметами)
Воспитатель: Давайте покажем Маше, что нам понадобиться для школы? А для того, чтобы Маша запомнила, да нам будет напоминанием, карточки будим прикреплять на ватман.
Дидактическая игра: «Что – для чего?»
Воспитатель: Молодцы, вы понятно объяснили, какие школьные принадлежности пригодятся Маше и как ими пользоваться.
А теперь подскажите Маше, каким, должен быть, первоклассник?
Дети: Будущий первоклассник должен быть умным.
Воспитатель: Давайте все качества первоклассника мы будим отмечать шариками из бумаги, чтобы Маша лучше запомнила.
Воспитатель: Скажите, с помощью чего мы с вами общаемся?
Дети: Мы общаемся с помощью речи.
Воспитатель: Из чего состоит наша речь?
Дети: Наша речь состоит из предложений.
Воспитатель: Из чего состоят предложения?
Дети: Предложения состоят из слов.
Воспитатель: Из чего состоят слова?
Дети: Слова состоят из звуков.
Воспитатель: Предлагаю поиграть в игру «Назови звук». Скажите, какой звук в словах, которые я назову, встречается чаще других.
- Шалаш, школа, кошелёк, малыш, шмель;
- Сорока, масло, насос, сова, лиса, соска.
Воспитатель: Молодцы! Теперь вы назовите, слова на звук «к», «м», «ф», «ч».
Воспитатель: Посмотрите на картину, и составьте предложения со словом «снег». (иллюстрация «Зимние забавы»)
Свои предложения дети выкладывают на мольберте схематично.
Воспитатель: А сейчас всем быстро встать свои мышцы поразмять.
«Мы слепили снежный ком,
Ушки сделали потом.
И как раз вместо глаз
Угольки нашлись у нас.
Зайчик вышел как живой
Он с хвостом и головой.
За усы не тяни –
Из соломинок они
Тонкие, блестящие,
Словно настоящие
Воспитатель: Ребята, слово может обозначать предмет, действие предмета, признак предмета. Поиграем, в игру «Назови действие предмета»; «Назови признак предмета».
Воспитатель: Ребята, как с помощью речи мы можем выразить своё настроение?
Дети: С помощью интонации, эмоций, мимики.
Воспитатель: Давайте встанем и поиграем в игру «Настроение». Я буду показывать картинки, а вы показывать эмоцию (грусть, испуг, удивление, радость). Дети поясняют, в каких случаях может быть разное настроение.
Воспитатель: Расскажите стихотворение Анатолия Чапурова «Трудно птицам зимовать» когда вам грустно (рассказывают мальчики).
Трудно птицам зимовать,
Надо птицам помогать!
Распилить я попросил,
Досточку еловую,
Вместе с папой смастерил,
Птичкину столовую.
А теперь, когда у вас хорошее настроение (рассказывают девочки)
Воспитатель: Каким ещё должен быть будущий первоклассник?
Дети: Будущий первоклассник должен быть сильным и здоровым? (прикрепить шарик — малиновый)
Воспитатель: Что мы для этого делаем?
Дети: Занимаемся физкультурой.
Логоритмика под музыку.
Воспитатель: Молодцы! Каким ещё должен быть первоклассник.
Дети: Внимательным (дети прикрепляют шарик – фиолетовый)
Воспитатель: Давайте покажем Маше, какие мы внимательные. М. Игра «Не пропусти зимние слова»
Воспитатель: Каким ещё должен быть будущий школьник?
Дети: Старательным (дети прикрепляют — жёлтый шарик)
Воспитатель: Следующим заданием, проверим нашу старательность (работа в тетрадях – штриховка: варежка и шапочка). Чтобы наши пальчики лучше старались, сделаем для них зарядку пальчиков.
Ребёнок: Здравствуй зайчик, как живёшь, как ты зиму проведёшь?
Все дети: Буду прыгать, и скакать у осин кору глодать.
Ребёнок: Здравствуй белка, волк, ёжик, медведь.
Воспитатель: Каким ещё должен быть первоклассник? (дружным – розовый шарик)
Дети весело рассказывают стихотворение о дружбе.
Всем дружить необходимо –
Ане, Вите, Насте, Диме,
Все мы – лучшие друзья,
Друг без друга нам нельзя.
Мы умнеем и растём,
Вот так весело живём!
Воспитатель: Проверим какие вы дружные?
Коммуникативная игра «Дорисуй рисунок».
Дети парами рисуют зимний рисунок.
Воспитатель: Вы молодцы ребята! У вас получились хорошие рисунки, а это значит, вы работали дружно и старательно!
Воспитатель: Посмотрите, какая у нас получилась картина! Теперь и Маше и нашим ребятам, она будет напоминать о качествах, к которым мы должны стремиться, чтобы стать настоящими школьниками.
Воспитатель: А сейчас, я хочу проверить ещё одно ваше качество — справедливость. Как вы себе понравились сегодня? (ладошка: зелёного цвета – я очень себе понравился, жёлтого – я не очень понравился себе и мне надо ещё постараться и красного – я себе не понравился, мне ещё многому надо научиться)
Дети оценивают себя.
Воспитатель показывает свою зелёную ладошку.
Воспитатель: Сегодня вы мне очень понравились. Вы были внимательными, старательными и дружными.
Давайте вспомним наш девиз: «Мы внимательные, мы старательные, мы дружные и всё у нас получится!»
Воспитатель: Предлагаю немного потанцевать! (Включить музыку с мультфильма «Маша и медведь»)
Литература:
- Владимирская Л.А. От осени до лета (детям о природе и временах года в стихах, загадках, пословицах, рассказах о православных праздниках, народных обычаях и поверьях): Для воспитателей детских садов и музыкальных руководителей. — Волгоград: Учитель, 2006. — 159 с.
- Сохина Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. — М.: Просвещение, 1984. — 223 с.
- Грамота. Подготовительная группа. Разработки занятий. 2 часть/Сост. Жукова Р.А. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 96с.
- Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Развитие диалогического общения: Методическое пособие для воспитателей детского. – 2 – е изд., испр, и доп. М.: Мозаика – Ситнез. 2004 – 128 с.
- Алябьева Е. А. Развитие воображения и речи детей 4- 7 лет: Игровые технологии. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 128 с.
|