Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 9 «Аленький цветочек» пос. Аничково г.о Лосино-Петровский Московской области
Актуальность проведения консультации
Как показывают современные исследования, целенаправленное включение родителей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания, развития и коррекции нарушения речевого развития значительно повышает его эффективность. В настоящее время наблюдается острая потребность работы педагога с семьей. Рост интереса к проблемам семейного воспитания связан с новыми социально-экономическими условиями. А новые условия требуют новых подходов и методов работы с родителями, имеющими детей с речевыми нарушениями. Помощь родителям в развитии и воспитании детей, особенно если у детей наблюдаются проблемы речевого развития, оказывают воспитатель, психолог, логопед. Некоторые родители пытаются повлиять на формирование речи своего ребенка, начиная с ранних лет жизни. Они стараются, чтобы их ребенок слышал правильную, выразительную и отчетливую речь, читают ребенку сказки, стихи, рассказы, развивают кругозор.
Скачать презентацию
Но не у всех так получается. Часто семья не в состоянии (в силу разных причин) оказать действенную помощь ребенку в развитии речи и коррекции речевых дефектов. Большинство родителей не понимают реальных причин, из-за которых у их ребенка те или иные речевые нарушения. В таких случаях усложняется процесс воспитания и обучения. Многие родители достаточно хорошо осознают недостатки в воспитании своих детей, беспомощность в устранении речевых нарушений. Родителям не хватает психолого-педагогической грамотности. Создание единого пространства развития ребенка невозможно без объединения усилий педагогов и родителей. Для успешной работы воспитателям и логопеду необходимо поддерживать тесный контакт с семьей ребенка. В коррекционной работе важно сделать родителей не только своими союзниками, но и грамотными помощниками
Цель проведения мероприятия
- Оказание консультативно — профилактической помощи родителям, повышение педагогической компетентности родителей.
Ожидаемый результат
- Изготовление и пополнение книжного уголка родителей совместно с детьми книжками -малышками, книгами -панорамами, научить детей помогать друг другу, выстраивать партнерские отношения с педагогами.
- Систематическая комплексная работа с использованием новых методик обучения, общения взаимодействия с ребенком, создание условий для свободной самостоятельной деятельности развития, творческий рост педагога, плодотворное взаимодействие родителей и педагогов все это залог успешного развития для приобщения детей к чтению литературы.
Предварительная работа
- Проведение на родительских собраниях разъяснительной работы со значением развивающих функций художественной литературы.
- Выставление в родительском уголке папок- передвижок, рекомендации какие книги читать детям, как воспитать бережное отношение к книгам.
Основные этапы работы
- организационный (анкетирование)
- основной (консультация)
- заключительный (родительское собрание)
Консультация для родителей по теме:
- «Развитие речи детей средствами художественной литературы»
- "Развитие речи детей средствами художественной литературы"
Задачи:
- Сформировать интерес к художественным произведениям.
- Расширять, развивать словарь, активизировать речь детей.
- Знакомить с основными жанровыми особенностями сказок, рассказов, стихотворений.
- Совершенствовать художественно- речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях.
- Обращать внимание на изобразительно -выразительные средства (красочность и выразительность языка)
- Развивать творческие способности детей.
Актуальность темы:
Одной из проблем нашего современного общества является приобщение ребенка к чтению. Мы живем в мире технологий и новаций, почти в каждом доме сейчас имеются компьютеры, планшеты. Нам мамам и папам проще включил ребенку компьютер и он занят делом, и мы занимаемся домашними делами. Интерес к чтению книг совсем пропадает, как результат дети не любят или не хотят читать книги.
Любовь к чтению книг необходимо развивать с раннего возраста, необходимо вырабатывать в ребенке интерес к слушанию произведений.
«ВАШИ ПОМОЩНИКИ- КНИГИ»
Интересная книга – это большая радость для ребенка! Не отнимайте эту радость, следите за новыми изданиями детских книг, пополняйте ими семейные детские библиотеки..
Устройте дома уголок книг, периодически устраивайте выставки книг, посвященные произведениям одного писателя, к праздникам и т. д..
Учите ребенка бережно относиться к книге. Она должна быть чистой, целой. Брать ее можно только чистыми руками, рассматривать на столе, не писать на ней, не рисовать, всегда ставить на свое место, своевременно ремонтировать ее.
Литература занимает в жизни дошкольника важное место, поскольку именно книга остается наиболее доступным средством духовного и нравственного развития личности. Приобщение ребенка к книге позволяет заложить базовую основу его общей культуры и потому рассматривается как одна из основных задач художественно — эстетического воспитания дошкольника.
Именно литература выступает на дошкольном этапе как эффективное средство познавательно — речевого развития ребенка, помогает ребенку быстро и заинтересованно познавать окружающий мир, впитывать и проживать огромное количество впечатлений, учит перенимать нормы поведения окружающих, подражать, в том числе и героям книг.
Роль чтения, особенно детских стихов, в развитии ребенка дошкольного возраста очень велика. Чтение, рассказывание и пересказывание художественной литературы ребенку — дошкольнику оказывает огромное влияние на интеллектуальное, умственное, творческое, психологическое и психофизиологическое развитие. Чтение развивает художественно — речевые навыки, формирует нравственную и культурную сторону ребенка, передает представление о жизни, о труде, об отношениях к природе, развивая тем самым, социальный опыт дошкольника.
Список рекомендуемой литературыдля детей от 1 года до 2,5 лет
- А. Барто «Игрушки» и другие короткие стихотворения
- В. Бианки «Лис и мышонок»
- В. Данько «С утра до вечера» (стихи для малышей)
- Л. Дерягина «Баюшки-баю», «Игры, чистоговорки, песенки, потешки»
- О. Жукова «Детские песенки и потешки»
- Короткие народные сказки в вариантах со счастливым финалом ( «Репка», «Курочка Ряба», «Теремок» и др.)
- В. Сутеев «Цыпленок и утенок» и другие сказки для малышей
- К. Д. Ушинский «Любимые сказки малышей»
- К. Чуковский «Цыпленок» и др.
Для детей от 2,5 — 4 лет 1. В. Бианки «Первая охота», «Как муравьишка домой спешил», «Чей нос лучше», «Лесные домишки», «Сова», «Кто чем поет?» и др. 2. Э. М. Блайтон «Знаменитый утенок Тим» 3. Б. Заходер «Хрюк на елке», «О чем индюк думал», «Кит и кот» 4. М. Зощенко «Умные животные», «Показательный ребенок» 5. Д. Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки», «Про Комара Комаровича», «Сказка про храброго зайца Длинные уши — Косые глаза — Короткий хвост», «Притча о молочке, овсяной кашке и сером котишке Мурке» 6. С. Маршак «Усатый-полосатый», «Где обедал, воробей?», «Багаж», «Вот какой рассеянный», «Урок вежливости», «Про все на свете» и другие стихотворения и переводы 7. И. С. Михалков «Кто кого?», «Услужливый заяц», «Друзья в походе», «А что у вас?», «Песенка друзей», «Фома», «Рисунок», «Мой щенок» и др.
- . Л. Муур «Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду»
- В. Осеева «Волшебное слово»
- А. Прейсен «Про козленка, который умел считать до десяти», «Веселый Новый год»
- «Приключения Пифа» в рисунках В. Сутеева и пересказе Г. Остера
- Н. Сладков «Бежал ежик по дорожке», «Воробьишкина весна» и другие рассказы
- Л. Толстой «Три медведя», «Филипок», «Лев и собачка», «Сказки», «Басни»
- Ф. Хитрук «Топтыжка», «Каникулы Бонифация»
- К. Чуковский «Телефон», «Федорино горе», «Мойдодыр», «Муха-Цокотуха», «Айболит», «Путаница» и др.
Для детей от 5 до 7 лет
- Алан А. Милн «Винни-Пух и все-все-все» (в переводе Б. Заходера)
- Г.-Х. Андерсен «Дюймовочка», «Гадкий утенок», «Принцесса на горошине», и др.
- П. Бажов «Серебряное копытце», «Огневушка-поскакушка»
- В, Бианки «Где раки зимуют»
- Братья Гримм «Сказки»
- А. Волков «Волшебник Изумрудного города», «Урфин Джюс и его деревянные солдаты» и др.
- В. Гришин «Лягушка-путешественница»
- А. Ершов «Конек-горбунок»
- Б. Житков «Пудя», «Как я ловил человечков»
- В. Катаев «Дудочка и кувшинчик», «Цветик-семицветик»
- Р. Киплинг «Слоненок», «Рикки-Тикки-Тави» и др.
- И. А. Крылов «Стрекоза и муравей», «Лебедь, рак и щука», «Ворона и лисица», «Слон и Моська», «Мартышка и очки» и др.
В дошкольном детстве ребенок обладает повышенной чувствительностью к языку, к смысловой, звуковой стороне речи. Эта чувствительность проявляется в легкости, с которой ребенок запоминает слова, их звучание и значение осваивает нормы и правила грамматики, в точности анализа смысла и формы слова, а также в особом, лингвистическом (познавательном) отношении к языку, интересе к словам, звукам, рифмам.
Заключительный этап
- Общее родительское собрание
- Применение родителями полученных теоретических знаний в повседневной практике семейного воспитания
- Изготовление папки-передвижки
- Выставка детских книг
Результат мероприятия
- Участвуя в образовательно-воспитательном процессе, родители постепенно становятся более активными, начинают ответственнее относиться к воспитанию детей.
- Успешное приобщение детей к художественной литературе.
Уважаемые родители, читайте всегда детям художественную литературу!
Список литературы:* Интернет-ресурсы (nsportal. ru, maam. ru, infourok. ru,ped-kopilka. ru) * Примерный перечень литературы для чтения и рассказывания детям по ПРОГРАММЕ ВОСПИТАНИ И ОБУЧЕНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ под редакцией М. А. Васильевой,.
Рефлексия
Выбрав тему «Развитие речи детей дошкольного возраста средствами художественной литературы.», я преследовала следующее:
- Целенаправленное включение родителей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания, развития и коррекции нарушения речевого развития значительно повышает его эффективность.
- Помощь родителям в развитии и воспитании детей.
- Сформировать интерес к художественным произведениям.
- Укрепление связи семьи и детского сада в целях обеспечения единства речевого воздействия на дошкольников.
- Расширять, развивать словарь, активизировать речь детей.
- Знакомить с основными жанровыми особенностями сказок, рассказов, стихотворений.
Я думаю, что мое мероприятие будет интересно, актуально для родителей. Мы живем в мире технологий и новаций, интерес к чтению книг совсем пропадает, и одной из проблем нашего современного общества является приобщение ребенка к чтению. Полагаю, что удастся реализовать поставленные цели и задачи.
|