Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста в наше время является очень редким явлением. Между тем, овладение речью в возрасте от 3 до 7 лет имеет ключевое значение, так как этот период наиболее чувствителен к ее обучению.
Дети дошкольного возраста учатся говорить, подражая разговорной речи окружающих. К сожалению, занятые родители в наше время часто забывают об этом. Ребенок проводит мало времени в сообществе взрослых (все чаще за компьютером, у телевизора или со своими игрушками), редко слушает сказки и рассказы из уст мамы и папы, а сами родители также проходят занятия по систематическому развитию речи редко. Соответственно, речь ребенка во время поступления в школу представляет много проблем.
Можно выделить следующие типичные проблемы развития дошкольной речи:
- Односложная речь, которая состоит только из простых предложений (так называемая «ситуативная» речь). Невозможность грамматически правильно построить общее предложение.
- Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
- Обструкция речи сленговыми словами (результат просмотра телевизора), использование нелитературных слов и выражений.
- Плохая диалогическая речь: неспособность правильно и доступно сформулировать вопрос, составить короткий или подробный ответ, если это необходимо и уместно.
- Невозможность выстроить монолог: например, описательный сюжет по предложенной теме, пересказ текста своими словами.
- Недостоверность выводов.
- Отсутствие навыков в культуре речи: невозможность использования интонации, контроля громкости голоса и скорости речи и т. д.
- плохая дикция.
Как верно считает Л.Г. Шадрина «важнейшим источником и средством развития всех аспектов речи в дошкольном возрасте является художественная литература».
Художественная литература помогает почувствовать красоту родного языка, развивает образность речи. Влияние художественной литературы на ребенка определяется не только содержанием и формой произведения, но и уровнем его речевого развития.
Как справедливо отмечено Е.В. Левченко Н.А. Карелиной из художественной литературы ребенок усваивает «много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональным и поэтическим словарным запасом. Литература помогает детям выразить свое отношение к тому, что они услышали, с помощью сравнений, метафор, эпитетов и других средств образной выразительности.
Следует согласиться с мнением О.В. Александровой, которая отмечает, что «литературные произведения для детей расширяют кругозор ребенка, знакомят его с окружающей действительностью, раскрывают ему мир человеческих чувств».
В процессе прослушивания литературных произведений у детей дошкольного возраста их звучание представляет особый интерес. Маленьких детей тянет к ритмичному звучанию стихов и сказок. Понимая образный язык произведений, созданных «людьми и литературой», ребенок одновременно овладевает образами и красотой своего родного языка.
Восприятие произведений литературного искусства сопровождается речевой деятельностью, которая имеет четко выраженное художественное направление. Основными составляющими художественно-речевой деятельности являются: восприятие произведения искусства, его элементарный анализ, воспроизведение (репродукция) и элементарное словесное творчество, что связано с выдумкой сказок, рассказов, загадок, рифмованных строчек и т. д.
Общей задачей использования художественной литературы в развитии речи в учреждении дошкольного образования является возможность посредством литературного произведения открыть ребенку мир словесного искусства, воспитать его интерес и любовь к книге.
Приобщение детей к художественной литературе развивает их способность слушать и понимать произведение, эмоционально реагировать на события, отраженные автором, продвигать и сопереживать персонажам, симпатизировать им.
|