Методическая разработка по развитию познавательного интереса у старших дошкольников «Почта Всезнамуса»
Цель: создать условия для развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста
Задачи:
- развивать интерес детей к познанию окружающего мира через написание писем с вопросами всёзнающему Всезнамусу
- развивать интерес к экспериментированию
- тренировать волю, умение ждать
- способствовать взаимодействию детей и родителей
- дать представление детям о традиционных видах писем, посылок, переписки, работе почты.
Ожидаемые результаты: дети проявляют инициативу и самостоятельность в написании писем с интересующими их вопросами Всезнамусу, ждут и получают письма с ответами, задают новые вопросы, тем самым расширяют свой кругозор, проявляют интерес к познавательно-исследовательской деятельности, экспериментированию. Педагог получает представление о круге интересов детей и возможность строить образовательный процесс, учитывая интересы детей и создавая условия высокой детской инициативы и мотивации.
Материалы и оборудование: почтовый ящик для писем (устанавливается в группе или в приемной в свободном доступе для детей); почтовые конверты или пакеты; письма с ответами; компьютерные презентации, видеоматериалы, материалы для экспериментов (в зависимости от вопроса).
Актуальность: современное дошкольное образование направлено на создание благоприятных условий для развития каждого ребенка, исходя из его индивидуальных особенностей и интересов. Данная разработка позволяет поддержать и раскрыть инициативность и самостоятельность детей, способствует сотрудничеству детей и взрослых (детей и родителей, детей и педагогов), расширению представлений детей об окружающем мире, развитию познавательных интересов и познавательных действий через включение в различные виды деятельности. Для педагогов открывается возможность обеспечить вариативность и разнообразие образовательного процесса, организовать взаимодействие взрослых и детей, вовлечь семьи детей в образовательный процесс, ориентируясь на интересы и полноценное развитие каждого ребенка, — всё это способствует созданию в группе благоприятной, психологически комфортной атмосферы.
Организация и проведение:
Для реализации данной разработки была проведена предварительная беседа с родителями. Родителей познакомили с принципом работы новой почты, рассказали, для чего она нужна, какие цели и задачи она решает. Конечно, попросили родителей оказать детям поддержку и помощь: заинтересовать детей и помогать в написании писем. В предметно-пространственную среду группы был внесен почтовый ящик. На самом ящике для родителей поместили инструкцию следующего содержания:
- Ваш ребенок задаёт много вопросов.
- Вы не можете (или устали) на них отвечать.
- Напишите вместе письмо Всезнамусу.
- Опустите письмо в ящик «Почта Всезнамуса.
- Ждите ответа.
Безусловно, воспитатель должен познакомить детей с почтовым ящиком, показать его и рассказать о его назначении. На данном этапе будет уместно рассказать детям о работе почты, рассмотреть соответствующие картинки, презентации, поиграть в почту, организовав сюжетно-ролевую игру. Далеко не все современные дети имеют представление о том, что такое почта. Предварительная работа и реализация нашей разработки позволят детям расширить свои представления о почте, письмах, посылках через непосредственное участие в процессе написания письма, ожидания ответа, получения ответного письма, чтение и обсуждение.
В нашей группе почтовый ящик не сразу заинтересовал детей. Только некоторые из них придумали вопросы и опустили письма. Через несколько дней дети в сопровождении воспитателя отправились на вахту детского сада, где им и вручили конверты с письмами-ответами от Всезнамуса. Дети гордо и радостно несли свои письма в группу. В группе воспитатель читала ответ всем детям. И именно с этого началось активное написание писем.
Написание писем-ответов – занятие ответственное и интересное. Педагог может проявить в этом свои профессиональные навыки, творческий подход, придумать интересную для детей форму подачи материала. Так в нашем опыте вместе с письмами-ответами приходили картинки, компьютерные презентации, видеоролики или мультфильмы, описание опытов и экспериментов, т.е. то, что помогало раскрыть волнующий ребенка вопрос доступно, интересно и наглядно.
Основные вопросы, которые задавали дети:
Как появился человек, животные, космос?
Кто был до динозавров?
Как появляется ток?
Из чего состоит вода?
Почему извергается вулкан?
Почему сменяются времена года?
Как делают монеты?
Как взрывается взрыв?
Как делают стекло и пластмассу?
Все эти вопросы подтверждают интерес старших дошкольников к устройству и происхождению объектов окружающего мира.
Данная разработка может быть реализована в любом детском саду, поскольку не требует специальной материально-технической базы, может строиться исходя из условий конкретной дошкольной организации. Единственная сложность, с которой сталкивается педагог, только начинающий эту работу – большой объём информации. Когда дети активизируются в написании писем, в ящике может оказаться больше десяти писем, и на все нужно ответить в короткий срок. В решении этой трудности может помочь сетевое взаимодействие педагогов, создание единой базы писем с ответами на детские вопросы.
Вот пример ответа на письмо ребенка. Вместе с этим письмом мы получили изображение картины К. Брюллова «Последний день Помпеи» и видеозаписи извержения нескольких вулканов, а после прочтения письма от Всезнамуса мы провели эксперимент в группе вместе со всеми детьми.
Здравствуй, любознательная девочка Вероника!
Спасибо тебе за письмо и интересный вопрос: «Почему извергается вулкан?»
Вулкан – это гора с отверстием на вершине. Это отверстие называется кратер. Через кратер из недр земли извергаются раскалённая лава, пепел, горячие газы и огромные камни.
Почему же происходит извержение? Дело в том, что под вулканами лежат целые озёра расплавленных горных пород и горячих газов. Когда давление там растёт и увеличивается, раскалённые породы вырываются наружу, на поверхность земли.
Извержение сопровождается образованием большого количества облаков из пепла. В этих облаках пепла иногда возникают электрические заряды, которые разряжаются молниями.
Вулкан может быть опасен. Известно, что в результате извержения вулкана Везувий, вулканический пепел засыпал целый город. Город этот назывался Помпеи (посмотри на картину художника Брюллова «Последний день Помпеи»). Слой пепла достигал 6 метров. Потом прошёл дождь и пепел стал твёрдым, как бетон. Спустя много веков археологи раскопали Помпеи и обнаружили, что в городе всё сохранилось таким, каким было до извержения.
Вулкан можно сделать дома. Проведи эксперимент. Для этого тебе понадобятся пластилин, сода, сок лимона (или уксус). Из пластилина сделай маленький вулкан, не забудь про кратер. Насыпь в кратер соду. А теперь влей сок лимона туда же и жди извержения!
Надеюсь, я ответил на твой вопрос, Вероника.
Помни: чем больше вопросов ты задаёшь, тем больше узнаёшь.
Всезнамус
|