Программные задачи:
Познакомить детей с природным явлением – вулканом.
Развивать познавательные способности посредством экспериментальной деятельности.
Учить детей самостоятельно делать выводы по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения.
Материал:
Макет вулкана на каждого ребенка, тарелочки, сода, уксус; красная краска, моющая жидкость; чайная ложка, десертная ложка, пипетка, баночки для воды, вода.
Ход занятия:
Приветствие.
Солнышко лучики к нам в окошко светит, Самые лучшие дети мы на свете, Пусть ладоши хлопают вот так: хлоп, хлоп, Каблучки потопают вот так: топ, топ, Целый день играть нам совсем не лень, Говорим с улыбкою, добрый день!
- Ребята, здравствуйте! Сегодня мы снова пришли в нашу лабораторию интересных открытий. Скажите ребята, для чего мы с вами приходим в лабораторию? (Чтобы узнавать что-то новое и интересное).
- Ребята, а вы знаете кто такие геологи? (Геологи – это люди, которые изучают богатства Земли).
- Ребята, вы хотите сегодня снова стать геологами и узнать что-то новое о недрах нашей Земли? Давайте все вместе пройдем в нашу лабораторию и расскажем, что мы уже с вами знаем о богатствах нашей Земли (дети рассказывают о глине, нефти, песке, меле, воде).
- Что такое вулкан? Кто знает?
- Вы хотите узнать, что такое вулкан и почему происходит извержение вулкана? Тогда давайте пригласим нашего знаменитого профессора Всезнамуса и он расскажет нам все о вулканах! (приходит Всезнамус рассказывает легенду о вулкане).
- Ребята, давайте подойдем к столам и покажем макеты вулкана Всезнамусу, которые мы изготовили на занятии по ручному труду. (Дети подходят к макетам вулкана, и организует обсуждение).
- Что такое вулкан? Вулкан это большая гора с крутыми склонами.
- Какой формы вулкан? (конусообразной).
На самой вершине вулкана находится кратер.
- Кратер — это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне – красноватая жидкость, это жерло вулкана, дыра, уходящая глубоко в землю.
- Что такое лава? Огненная жидкость, выходящая из вулкана.
- Вулканы извергаются по-разному. Иногда они словно взрываются, выбрасывая магму вверх и в стороны. Огромная гора сотрясается от грохота, огромная туча дыма и пепла поднимается над ней, каменный дождь осыпает склоны. А бывает, она вытекает «спокойно».
-Интересно?! Хотите самостоятельно, в лаборатории проделать опыт: извержение вулкана? Тут нам тоже поможет профессор Всезнамус и Искандер. Он уже давно начал изучение вулканов, как настоящий геолог он нам покажет как извергается его вулкан. (дети наблюдают извержение вулкана). Искандер объясняет последовательность проведения своего опыта.
-Ребята, а давайте расскажем, как извергается вулкан.
Физкультурная минутка
1. Вулканы начали играть
Из жерла лаву извергать (приседают и поднимаются на носки, руки вверх, потянуться, встряхнуть кистями, опустить вниз).
2. Вулкан гремит! Вулкан пыхтит!
Как грозен он сейчас на вид! (руки на поясе, поднимаем их вверх, сжимаем и разжимаем кулаки).
3. Но вот он начал уставать,
Огонь в нем начал угасать (медленно опускаем руки с приседом).
4. Последний раз огнем дыхнул (сидя долгий выдох).
5. И на десятки лет уснул! (руки под щеку, засыпает вулкан).
А сейчас давайте пройдем в лабораторию. В лаборатории у нас все готово для проведения опытов. Давайте посмотрим:
В жерло вулкана насыпаем 2 чайные ложки соды. Все это ставим на подносы.
Добавляем 1 десертную ложку красной гуаши краски.
5 капель моющей жидкости (пипеткой).
5 чайных ложек воды.
Все хорошо перемешиваем палочкой.
- А теперь внимание! Эта жидкость у меня с особым знаком. Что он означает? (самому пользоваться нельзя) это уксус, наливать можно только взрослому. Его добавлю я сама, Всезнамус мне поможет.
- Что вы наблюдаете? Посмотрите, как извергается ваш вулкан. Он извергается спокойно.
- Молодцы ребята, вы были внимательными, работали, аккуратно и все у вас получилось, замечательно! Теперь вы знаете, что такое вулкан и как он извергается? Когда вы вырастите большими, наверное, обязательно станете учеными! Вы будете изучать, и беречь нашу Землю. Земля нас кормит, одевает, греет, дает нам все необходимое для жизни.
- Ребята, помните, что Земля без нас будет жить, а вот мы без земли жить не сможем. Это было, есть, и это будет всегда.
|