Составитель: Цветкова Ольга Сергеевна
Программные задачи:
Образовательные
- Обогащать сознание детей новым содержанием, способствующим накоплению представлений об окружающем мире;
- расширять представление детей об объектах и явлениях неживой природы; развивать активность, инициативность и самостоятельность познавательной деятельности.
Развивающие
- Расширять словарный запас на основе формирующихся у детей богатых представлений о мире, активизировать их в самостоятельных высказываниях;
- активизировать словарный запас в речевой практике: лава, вулкан, кратер, жерло, вулканолог, спящий вулкан, действующий вулкан и т. д.
Воспитательные
- Воспитывать интерес и стремление к созидательному познанию окружающего мира, создать условия в рамках занятия для самостоятельной познавательной активности детей.
- Поддерживать стремление ребёнка активно вступать во взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
- формировать равноправные, доброжелательные отношения между сверстниками.
Виды деятельности:
Игровая, коммуникативная, двигательная, продуктивная, познавательно-исследовательская
Образовательные области:
- физическое развитие, личностно-социальное, познавательно-речевое развитие.
Оборудование:
Проектор, ноутбук, картинки с изображением вулканов, карта России,, макет вулкана, сигнальные карточки, сода, красная гуашь, моющая жидкость, уксусная кислота, каждому пластиковая одноразовая посуда (3 шт. стакан 200г.; 1 шт. рюмка; 1 шт. чайная ложка; 1 шт. не глубокая тарелка; картонный макет горы 1 шт.; салфетки,)
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Воспитатель: Сегодня пришли гости и они рады встрече с вами.
Давайте и мы подарим им свои улыбки, и пусть от наших улыбок им будет радостно, ведь каждая улыбка это солнышко, от которого становится тепло и радостно.
Ребята я сегодня получила посылку от своих друзей учёных, как вы думаете, в ней интересные фотографии, пройдёмте к столам и рассмотрим их.
(перед детьми лежат картинки с изображением грозы, дождя, росы, радуги)
Воспитатель: Что случилось? Фотографии разрезаны на маленькие части.
2. Основная часть
2. 1 Создание проблемной ситуации «Как восстановить иллюстрации»
Ребята, а что нужно сделать, чтобы узнать, что на них изображено?
Дети: (сложить части в целое).
Воспитатель: Давайте их сложим и рассмотрим.
Воспитатель: Что изображено на ваших картинках?
Дети: (радуга, роса, дождь, гроза)
Воспитатель: Как можно их назвать одним словом?
Дети: (явления природы)
Воспитатель: У меня есть, ещё одна картинка. Что на ней изображено?
Дети: (гора)
Воспитатель: Верно ребята, я предлагаю вам немного поиграть. Повторяйте за мной.
2. 2 М/И «Гора – старушка»
«Стоит гора старушка, (поднимают руки вверх)
До небес макушка, (тянутся на носочках)
Её ветер обдувает, (обмахивают себя руками)
Её дождик поливает, (встряхивают кисти рук)
Стоит гора страдает, камешки теряет (прикладывают ладошки к щекам и качают головой)
И каждый день и каждую ночь (педагог дотрагивается до детей, которые изображают камешки)
Катятся, катятся камешки прочь».
Воспитатель: А на земле ребята есть и необычные горы, когда они спят они почти ничем не отличаются от других гор. Но иногда эти горы «просыпаются». Игнат загадай нам пожалуйста загадку о таких горах.
Кирилл Павлов:
«Я плююсь огнём и лавой, я опасный великан!
Славен я недоброй славой,
Как зовут меня?»
Дети: (Вулкан)
Воспитатель: Правильно, сегодня мы поговорим о таком таинственном и удивительном явлении природы, как вулкан.
Воспитатель: Вы хотите узнать, что такое вулкан и почему происходит извержение вулкана?
Дети: (Да)
Воспитатель: Ребята я вам сейчас расскажу, одну очень интересную легенду…
2. 3 Рассказ легенды о вулкане.
«Жил на свете бог по имени вулкан (педагог показывает картинку бога «Вулкан»).
И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжёлым молотом по железу, раздувать огонь в горне.
Построил он себе кузницу внутри высокой горы.
А гора стояла прямо посреди моря.
Когда вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг.
Из отверстия на вершине горы с оглушительным рёвом летели раскалённые камни, огонь и пепел.
Вулкан работает, — со страхом говорили люди, уходили жить подальше от этого места.
С тех пор, люди, все огнедышащие горы стали называть вулканами».
Воспитатель: В нашей стране очень много горных массивов и среди них есть вулканы, как вы думаете где можно увидить все горы нашей страны?
Дети: (На карте)
2. 4 Работа с картой
Подойти к географической карте страны.
А вы знаете, почему карта такая разноцветная?
- Что обозначает синий цвет? (водоёмы)
- Что обозначает жёлтый цвет? (пустыни)
- Что обозначает коричневый цвет? (горы)
Воспитатель: Ребята покажите мне на карте, где мы живём.
(выполнение задания ребёнком)
Воспитатель: Посмотрите справа совсем недалеко от нас расположен полуостров, где много вулканов и называется он Камчатка.
- А вы видели когда нибудь вулкан?
Дети: (нет)
Воспитатель: Но для того, чтобы увидить вулкан не обязательно отправляться на Камчатку, я предлагаю посмотреть фильм об этом явлении природы. (дети распологаются на стульчиках)
2. 5 Показ видео о вулканах (Рассказ воспитателя о профессии «вулканолог»)
Воспитатель: Посмотрите, как выглядит извержение. Как, течёт огненная река лавы. Извержение вулкана всегда вселяло в людей страх и ужас. Но люди жили и живут рядом с вулканами, ведь вулканы могут «спать» очень долго. Для того чтобы узнать, когда вулкан проснется и предупредить людей об опасности, за жизнью вулканов следят ученые. Этих ученых называют вулканологами. С помощью специальных приборов они узнают, когда вулкан «спит» и когда проснется.
Как вы думаете, ребята можно ли увидеть извержение вулкана в детском садике?
(ответы детей)
Я предлагаю вам отправиться в лабораторию и провести опыт который наглядно покажет вам извержение вулкана.
Дети: (отправимся)
2. 6 Физкультминутка
По дорожке мы шагали И ворон мы не считали, Смело, мы идём вперёд, Где вулкан уже нас ждёт.
Когда в гости мы пришли Можно крикнуть 1, 2, 3.
2. 7 Совместное эксперементирование «Извержение вулкана»
Воспитатель: Вот мы и пришли, но прежде чем приступить к эксперименту давайте с вами вспомним правила безопасности.
- Надо работать аккуратно, соблюдая правила.
- Ничего не нюхать и не брать в рот.
- Осторожно насыпать вещества.
- Лаву не трогать.
- Использовать защитные средства (фартуки)
Воспитатель: Перед Вами вулкан, какой он: спящий, потухший или действущий? (ответы детей)
Демонстрация извержения на большом макете.
Предложить детям используя схему опыта, выполнить его самостоятельно.
(воспитатель объясняет последовательность проведения опыта, используя схемы)
Воспитатель:
- поставьте стакан с водой, в макет вулкана
- насыпаем 2 ложки соды из стакана №1
- добавляем 1 ложку моющего средства из стакана №2
- добавляем 3 ложки красной краски из стакана №3
- перемешиваем
А теперь внимание! Эта жидкость у меня с особым знаком. Что он означает? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, самому пользоваться нельзя, это уксус, наливать можно только взрослому. Его добавлю я сама, когда у вас будет все готово. Вы мне об этом сообщите при помощи сигнальных карточек. Зеленый цвет будет означать, что всё готово, а крассный, сообщит мне о том, что у вас возникли проблемы. (самостоятельное выполнение работы)
Что вы наблюдаете? (извержение)
Давайте отойдём к доске и издалека посмотрим на нашу извергающуюся долину вулканов.
Посмотрите, как извергается ваш вулкан. Каким он стал? (действующим)
Заключительная часть
3. Рефлексия.
Ребята, скажите мне: «Что мы с вами сегодня исследовали?»
На каком полуострове нашей страны, находится большое колличество вулканов?
А что вам понравилось больше всего?
А как вы получили извержение вулкана?
(ответы детей)
Ребята, вы очень любознательные и смелые. мне очень понравилось с вами.
И на память о нашей встрече я хочу вам подарить подарки. Этот макет вулкана останется на всегда в вашей группе. И вот еще вам иллюстрация, чтобы вы не забывали о его строении.
Самоанализ занятия
Занятие по познавательному развитию для детей в подготовительной к школе группе на тему «Вулкан».
Проводилась предварительная работа. Актуализация ранее полученных знаний, методом бесед и речевых игр.
Материал подобран в соответствии с возрастом, программой и темой недели.
Атмосфера на занятии была доброжелательной и комфортной, дети были заинтересованы.
Задача Обогащения сознания детей новым содержанием, способствующим накоплению представлений об окружающем мире; расширением представлений детей об объектах и явлениях неживой природы, считаю была достигнута совокупностью методов: это и беседа, сбор пазлов, просмотр видеофильма, эксперементирование.
Дети на занятии проявляли не поддельный интерес и активность, следовательно задача развивать умение слушать, отвечать на вопросы воспитателя; активизировать словарный запас в речевой практике: лава, вулкан, кратер, жерло, вулканолог, спящий вулкан, действующий вулкан и т.д. была достигнута.
Задача упражнять детей в чтении схем, считаю, тоже была выполнена в ходе экспериментальной деятельности.
|