Резе Ольга Ивановна. «Почему вулкан называют вулканом и отчего он «огнём дышит»?

«Почему вулкан называют вулканом и отчего он «огнём дышит»?

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе.

Цели занятия:

  • Дать детям представление о таком явлении природы как вулканы, познакомить с профессией ученого-вулканолога;
  • выяснить происхождение вулканов;
  • узнать их строение,
  • узнать почему происходит извержение;
  • выявить вред и пользу вулканов.

Оборудование: ноутбук, проектор, глобус (карта мира)

Скачать презентацию

Воспитатель: Ребята, сегодня мы начнем наше занятие с загадки, будьте внимательны. (Слайд 3)

Если скалы и хребты
Гордо смотрят с высоты,
Речки быстрые бегут,
Камнепады там и тут.
Ну, какие разговоры -
Знаешь ты, что это … (горы)

Воспитатель: Да, это горы. Сегодня мы вспомним, что такое горы, что встречается в горах, какие бывают горы в нашей стране. Где мы можем увидеть горы, когда находимся в группе детского сада, угадайте?

На ноге стоит одной,
Крутит, вертит головой,
Нам показывает страны,
Горы, реки, океаны.
Что это? (Глобус).

Воспитатель: Правильно. Давайте рассмотрим глобус или карту и вспомним, почему глобус раскрашен разными цветами? (Коричневый – это горы, синий — моря, реки, зеленый — это леса, поля, желтый — это пустыни).

- Правильно, молодцы. Кто нам покажет горы на глобусе? (Ребенок показывает на глобусе горы)

Воспитатель: Ребята, а что такое горы? Горы – это участки земной поверхности, сильно возвышающиеся над окружающей местностью.

Воспитатель: А как вы думаете, зачем нужны горы? (Они нас спасают от ветров и ураганов).

Ребята, сегодня мы познакомимся с особым видом гор – вулканами. Это одно из самых грозных и завораживающих явлений природы, связанное с горами. Послушайте о нем стихотворение. (Слайд 4)

Огнедышащий вулкан
Не гора, а великан —
Огнедышащий вулкан!
Лаву извергает он,
Что сжигает горный склон,
Изрыгает камни, газы, —
Небеса темнеют сразу.
Пепел, ядовитый дым
Поднимаются над ним.
Слышится подземный гул,
Словно великан уснул,
И храпит и видит сон,
Как велик и страшен он!

Вулканы называют «огнедышащими горами».

Название этих гор происходит от древнеримского бога Вулканома — грозного и опасного. Послушайте легенду о происхождении вулканов. (Слайд 5)

«Жил на свете бог по имени Вулканома. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжёлым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным рёвом летели раскалённые камни, огонь и пепел. Вулкан работает, — со страхом говорили люди, уходили жить подальше от этого места. С тех пор, люди, все огнедышащие горы стали называть вулканами.

(Слайд 6). Легендарные вулканы. При извержении Везувия еще в глубокой древности полностью погибли два красивых и многолюдных (по тем временам) города — Помпея и Геркуланум. Извержение Везувия началось ночью. Потоки огненной лавы ринулись с вершины горы вниз. Они сжигали все на своем пути: деревья, траву, пастухов и их стада, здания, храмы, дома горожан. Люди погибали мгновенно, задыхаясь от ядовитых газов, сгорая прямо в своих постелях. Даже тех, кто пытался спастись бегством, настигала раскаленная лава. При извержении вулкана Санотрин полностью исчезла с лица земли Атлантида

Что же такое вулкан? (Слайд 7)

Вулкан — (от лат. vulcanus – огонь, пламя), гора конической формы, из горловины которой выбрасываются горячие газы, пар, пепел, обломки горных пород, а также мощные потоки раскаленной лавы, которые растекаются по поверхности земли.

У каждого вулкана свой характер. Одни дымятся, как огромные паровозы, другие – выбрасывают каменные бомбы, третьи – изливают каменные реки. Одни долго готовятся к извержению, другие начинают извергаться неожиданно.

Как рождаются вулканы? (Слайд 8)

Чтобы разобраться в природе вулканов, нужно знать строение Земли. Земля состоит из нескольких слоев. Мы живем на наружном слое, самом тонком, который называется земная кора. Кора состоит примерно из 20 малых плит. Эти плиты как бы плавают на поверхности вязкого, расплавленного вещества. Это вещество, на котором плавают плиты, называется магма. Слово «магма» переводится с греческого языка, как тесто или паста.

Откуда же оно берется в глубине Земли?

Ученые полагают, что много миллионов лет тому назад Земля была расплавленным, очень горячим огненным шаром. Постепенно поверхность ее остыла, но в самой глубине сохранилось расплавленное раскаленное жидкое ядро.

Строение вулкана. (Слайд 9).

То место под земной корой, где собирается магма, называется очагом магмы или вулканической камерой

  • Жерло — основной канал в середине вулкана;
  • Дайка — заполненный магмой канал, идущий от жерла к поверхности;
  • Слои пепла и лавы;
  • Отверстие на самом верху вулкана, называется кратером;
  • Пыль, пепел и газы;
  • Кусочки лавы, называемые вулканическими бомбами.

Физкультминутка.

А сейчас все дружно встали,
Отдохнули на привале...
Вправо, влево повернись!
Руки вверх и руки вниз,
Руки в бок, и на месте прыг да скок!
А теперь бежим вприпрыжку.
Молодцы вы, ребятишки!

Слайд 10.

Извержения вулканов относятся к геологическим чрезвычайным ситуациям, которые могут привести к стихийным бедствиям. Процесс извержения может длиться от нескольких часов до многих лет. Магма, горячие газы, обломки горных пород и туча пепла с чудовищной силой вырываются из-под земли.

(Слайд 11) Те вулканы, которые время от времени выбрасывают из своего жерла горячие газы или пар, называются действующими. Также считают действующими вулканы, которые сравнительно недавно извергались

Уснувшими называют вулканы, не проявляющие признаков активности, но, по мнению ученых, они могут снова стать действующими. Уснувшими называются и вулканы, которые теперь причислены к действующим, но в настоящее время не извергаются. Вулкан считается потухшим, если он не проявлял признаков активности уже 10 000 лет и, значит, вероятность его извержения в будущем крайне мала.

(Слайд 12) Вулканы имеются не только на Земле, но и на других планетах и их спутниках. Самой высокой горой Солнечной системы является марсианский вулкан Олимп, высота которого оценивается несколькими километрами, а наибольшей вулканической активностью обладает спутник Юпитера Ио. Есть еще и подводные вулканы, которые полностью скрыты под водой. "Проснувшись", такие вулканы извергают не только магму, но и целые фонтаны воды.

(Слайд 13) Есть вулканы-горы, а есть еще и подводные вулканы, которые полностью скрыты под водой. "Проснувшись", такие вулканы извергают не только магму, но и целые фонтаны воды.

Существуют вулканы грязевые, которые извергают потоки горячей грязи, и вулканы-озера. Кратеры таких вулканов похожи на плоскую тарелку, наполненную кипящей водой.

В нашей стране много действующих вулканов на Камчатке и Курильских островах. (Слайд 15)

Извержение вулкана — это катастрофа для людей. Ежегодно на Земле происходит 10000 извержений, из которых примерно 150 оказываются очень сильными. Разрушаются города, гибнут люди.

(Слайд с 16-18) Однако польза от вулканов для людей тоже есть. Благодаря им образуются горные породы, из которых состоит земная кора. Вулканы, как лифты, поднимают на поверхность много полезных веществ. Поэтому почва вокруг них очень плодородная. Из вулканической пыли делают лекарства, удобрения, очистители для воды. Из затвердевшей лавы строят дома. А еще вулканы доставляют нам из земных недр углерод, азот и другие газы, без которых жизнь на Земле невозможна.

Вулканы согревают. Огромные запасы энергии – одно из главных их достоинств. Вырабатывать электричество их “научили” только в начале

19 века, когда нагретые вулканами подземные воды закрутили паровые турбины. В лечебных целях вулканы использовали с древности, и горячие целебные ванны остаются популярными до сих пор. Горячую воду источников и гейзеров используют для отопления теплиц и домов, а пар — для вращения турбин электростанций. Минерализованная горячая вода источников лечит заболевания.

Наблюдать извержение вулкана интересно. Безопасно это делать в кинотеатре или на картинках. А ещё можно сделать макет вулкана и понаблюдать за извержением лавы, разбудив вулкан. Интересно? Тогда мы с вами займемся изготовлением макета действующего вулкана и опытным путем проследим процесс извержения.

Итак, ребята, сегодня мы с вами познакомились с особым видом гор – вулканами. Скажите, пожалуйста, почему вулкан называют «огнедышащей горой»? Каков внешний вид вулканов? Каково строение вулкана? Что такое кратер вулкана? Что такое магма? Когда начинается извержение вулкана? Что выбрасывается из кратера? Почему вулканы опасны для людей? Бывают ли подводные вулканы? В каких районах России располагается много действующих вулканов?

Просмотров: 683
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие интереса к познанию окружающего мира




Другие новости по теме:

  • Чукштайкина Нина Александровна. Проект «Огнедышащие вулканы»
  • Ходжаева Хосият Каримбаевна. Презентация «Вулканы»
  • Лободенко Наталья Леонидовна. «Просветительский проект Ежегодный межрегиональный конкурс «Это мои горы!» «Пернатые жители Кавказа»
  • Мубаракшина Эльвира Мехаматхарисовна. Занятие по экологическому воспитанию Тема: «Вулканы».
  • Фасхутдинова Татьяна Наильевна. Конспект познавательно — экспериментальной деятельности в подготовительной группе по теме: «Вулканы»
  • Резе Ольга Ивановна. «Извержение вулкана»
  • Борисова Елена Васильевна. Конспект ОС по познавательно-исследовательской деятельности с применением методики А.И. Савенкова в старшей группе. Тема: «Вулканы»
  • Жаворонкова Светлана Владимировна. Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественному творчеству в старшей группе компенсирующей направленности Тема: «Вулканы Камчатки»
  • Голубева Ирина Николаевна. Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы (6-7 лет) на тему «Как образуются горы»
  • Голубева Ирина Николаевна. Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы (6-7лет) на тему «Как образуются горы»
  • Редактор. Ласкает солнце горы снеговые - стихи о весне для детей
  • Падерина Любовь Михайловна. Мнемотаблицы для заучивания стихов — что это такое?
  • Резе Ольга Ивановна. НОД по продуктивной деятельности в подготовительной к школе группе «Изготовление макета вулкана»
  • Виноградова Ирина Викторовна. Конспект организованной образовательной деятельности «Путешествие в горы» в подготовительной группе.
  • Митягина Наталья Леонидовна. Проект 'Что такое День Победы? Это значит - нет войны!'
  • Сулейманова Елена Юрьевна. «В гостях у хозяйки медной горы»
  • Васильева Галина Валерьевна. Мама- терапия. Что это такое?
  • Титова Ирина Викторовна. Статья «Фликер – что это такое?»
  • Васильева Галина Валерьевна. Мама- терапия. Что это такое?
  • Мохова Оксана Юрьевна. Конструкт «Путешествие в сказочные Уральские горы»
  • Мария Дорошенко. Конспект занятия кружка театральной деятельности для старшего возраста «Что такое хорошо, что такое плохо»
  • Инна Фоменко. Что такое «фонематический слух», как и когда он формируется у детей?
  • Васильченко Юлия Сергеевна, Гаганова Юлия Сергеевна, Сидорова Лидия Васильевна. Новогодний праздник для детей старшего дошкольного возраста «Что такое Новый год? Это…»
  • Майорова Ольга. Формула здоровья «Здоровье – это то, что нужно беречь».
  • Мусиячина Марина Владимировна. КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «Что такое хорошо и что такое плохо?».
  • Мурнаева Ирина Сергеевна. Конспект комплексного занятия по нравственному воспитанию по теме: «Что такое хорошо и что такое плохо?»
  • Агишева Оксана Владимировна. Открытое занятие по теме: «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Зыкова Наталия Васильевна. Конспект игровой программы коррекционно-развивающей направленности в специальной группе Центра «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Киштеева Ирина Николаевна. Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности Тема: «Что такое хорошо и что такое плохо»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь