Подготовила: Борисова Елена Васильевна, воспитатель, I кв. категория.
Место работы: МБОУ «Устьянская СОШ» СП д/с «Солнышко»
Цель: Формирование у детей представлений о вулкане посредством познавательно-исследовательской деятельности.
Задачи:
Образовательные:
- Расширять знания детей о природном объекте – вулкане
- Продолжать закреплять представление детей об исследовании, о способах получения информации, её фиксирование
- Продолжать учить детей выдвигать гипотезы
- Расширять словарный запас детей: вулкан, кратер, магма, лава.
Развивающие:
- Продолжать развивать связную речь детей, умение составлять сообщения, используя схематическое изображение
- Развивать мыслительную активность, коммуникативные навыки, эмоциональную отзывчивость, толерантность в ходе исследовательской деятельности
Воспитательные:
- Воспитывать культуру поведения детей в коллективе: доброжелательность, умение выслушивать ответы других людей
- Формировать интерес к явлениям природы.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Основной вид детской деятельности: познавательно–исследовательская, речевая.
Методы и приёмы: игровая ситуация, наглядный, словесный, вопросы к детям, исследовательская деятельность,
Предварительная работа: исследование «Камни», исследование «Горы», рассматривание энциклопедий по теме.
Материал: Светящийся глобус, карточки исследователя, фото вулкана (внешнее и в разрезе), бубен, макет вулкана, сода, моющее средство, подкрашенная вода, разведённая лимонная кислота, поднос, ноутбук с колонками, звукозапись извергающего вулкана, академическая шапочка, «Конфетный вулкан».
Ход ОС:
I. Вводная часть
Воспитатель включает глобус с подсветкой, что привлекает внимание детей.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что это?
Дети: Да, глобус.
Воспитатель: Обратите внимание, какой он разноцветный. Как вы думаете, что окрашено в синий цвет? Его очень много представлено на глобусе.
Дети: Моря, океаны, реки.
Воспитатель: Совершенно верно. Как вы думаете, что означает зелёный цвет?
Дети: Леса, поля.
Воспитатель: И это верно. Обратите внимание на коричневый цвет на глобусе. Как вы думаете, что это может быть изображено?
Дети: Горы.
Воспитатель: Правильно. Ребята, я знаю, что есть особенные горы с огромной ямой на вершине, а ещё они грохочут, дрожат, и из них идёт дым и огонь. Может, кто — то из вас знает, как такие горы называются?
Дети: Верно, вулканы.
Воспитатель: Молодцы. А как вы думаете, как может в горе появиться огонь?
Выдвижение гипотезы: дети высказывают свои предположения (подожгли, взорвалось, баловались и зажгли). Если дети не отвечают, воспитатель: Может кто-то поджёг траву?
Воспитатель: А давайте проверим, правда ли всё то, что вы мне говорили. Мы сегодня вновь будем, как настоящие учёные, исследовать. Подскажите тему нашего исследования?
Дети: Тема нашего исследования «Вулкан»
Пригласить детей пройти к магнитной доске.
II. Основная часть
Воспитатель: Уважаемые учёные, наша задача – получить как можно больше информации о вулканах, и подготовить о них сообщение – небольшой доклад. Какие методы мы используем?
Дети: Подумать, посмотреть в книге, спросить у кого-нибудь.
Воспитатель: С чего начнём, наше исследование?
(Помочь детям поместить символы в нужном порядке).
Воспитатель: Первое, что мы сделаем, подумаем и вспомним, что мы знаем о вулканах?
Дети: Это высокая гора, наверху бывает огонь.
(Воспитатель схематично зарисовывает ответы на доске)
Воспитатель: Давайте посмотрим на фотографии, которые я нашла в интернете?
(Показ фото вулкана)
Дети: Это большая гора
Воспитатель: Что вы видите на вершине горы?
Дети: На вершине горы большая яма.
Воспитатель: Эта огромная чаша с крутыми склонами называется кратер. Давайте все вместе повторим это новое слово.
Дети вместе и индивидуально повторяют слово «кратер».
Воспитатель: Внутри горы есть дыра, уходящая глубоко в землю – это жерло вулкана.
Дети повторяют слово «жерло».
Воспитатель: А на самой глубине вулкана, находится расплавленное горячее вещество – магма.
Дети повторяют слово «магма».
Воспитатель: Когда начинается извержение вулкана, магма поднимается вверх по жерлу вулкана и силой вырывается из кратера. Вырвавшуюся на поверхность магму называют лавой. Лава стекает по склону вулкана, и он становится всё выше. Остывшая лава затвердевает, и становиться серой или черной.
Воспитатель: Что мы узнали, посмотрев фотографии вулканов?
Дети: Мы узнали что, вулкан – это гора, у которой наверху кратер. Внутри горы есть жерло, по которому поднимается магма и из горы выливается лава.
(Зарисовать схематично, полученную информацию)
Воспитатель: Где ещё мы можем узнать информацию о вулканах?
Дети: Спросим у взрослых.
Воспитатель: Сегодня к нам пришли серьёзные и очень умные гости. Давайте, спросим у них, какие бывают вулканы.
Предложить детям подойти к гостям и спросить, какие вулканы бывают. (Есть три основных вида вулканов, и они все опасны. Активные вулканы извергаются часто. Спящие вулканы могут «дремать» много лет, а потом вдруг проснуться. Вулканы, которые не извергаются очень давно, называют потухшими. Но и потухший вулкан может пробудиться!)
Воспитатель: Что вы узнали у гостей? Какие бывают вулканы?
Дети: Активные, спящие, потухшие.
Воспитатель: Хорошо, от взрослых вы узнали, что-то новое о вулканах. Действительно, вулканы, бывают активные или действующие, спящие и потухшие.
(Зарисовать информацию)
Воспитатель: А давайте покажем, что такое спящий вулкан и действующий.
Физкульминутка «Действующий и спящий вулкан» (по сигналу бубном «действующий» — дети изображают извержение вулкана, по сигналу «спящий» — приседают, имитируя сон).
Воспитатель: Хорошо. А ещё, чтобы узнать что-то новое, что делают ученые? (обращает внимание детей на символы)
Дети: можно провести эксперимент.
Воспитатель: Так делают настоящие ученые. У нас есть макет вулкана. Как выдумаете, можем ли мы устроить извержение вулкана прямо здесь?
Дети: Да, нет, не знаю.
Воспитатель: Давайте попробуем. Присаживайтесь на стульчики. Пока наш вулкан спящий, но мы попробуем сделать так, чтобы наш вулкан проснулся и начал извергаться.
Эксперимент сопровождается звуковой записью извержения вулкана.
Воспитатель (сопровождает действия словами): В макет вулкана кладём 2 чайные ложки соды, моющего средства, добавляем красный краситель, лимонную кислоту.
Воспитатель: Что вы почувствовали, когда услышали звук извержения вулкана?
Дети: Мы испугались.
Воспитатель: Как вы думаете, какую опасность для людей и всего живого представляет вулкан?
Дети: Люди и животные могут погибнуть.
(Зарисовать информацию.)
III. Заключительная часть
Воспитатель: Мы с вами собрали достаточно информации о вулканах. Теперь давайте поделимся ею друг с другом и расскажем, что мы сегодня узнали о вулканах. Кто из учёных, хотел бы сегодня сделать доклад, используя наши картинки подсказки?
(Выступающему надеть академическую шапочку, после доклада попросить задать вопросы докладчику)
Воспитатель: Спасибо, вам уважаемые ученые. Сегодня вы потрудились на славу и сделали важные открытия.
Вы узнали, как появляется огонь в вулкане? (ответы детей)
Какие новые слова вы узнали? (ответы детей)
Воспитатель: У меня есть ещё один действующий вулкан, но он необычный и предназначен только для таких настоящих учёных как вы.
Воспитатель предлагает детям «Конфетный вулкан»
|