Интегрированное занятие в старшей-подготовительной группе — "Вулкан"
Цели и задачи:
- Формировать знания о происхождении, строении, типах вулканов. Отрабатывать умение детей анализировать полученные данные, делать выводы.
- Воспитание позитивного отношения к информации, желания анализировать информацию, иметь собственное мнение. Воспитывать умение работать в паре, группе, уважать ответы друг друга.
- Расширить знания детей об окружающем мире через опытно-эксперементальную деятельность, воспитывать любознательность, активность, формировать знания о науке.
- Расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира.
- Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.
- Развивать интеллектуальные эмоции детей: создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для возможности радоваться сделанному открытию.
- Учить детей целенаправленно отыскивать ответы на вопросы – делать предположения, средства и способы для их проверки, оуществлять эту проверку и делать адекватные выводы.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, эксперементальная.
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично — поисковый.
Методы познания: анализ, синтез, сравнительный, наблюдение, алгоритмический, статистический.
Средства обучения: в/ф презентация "Извержение вулкана", проведение опыта.
Содержание:
I. Организационный момент: взаимопроверка готовности к занятию, приветствие.
II. Целеполагание и мотивация.
ХОД
ВОСПИТАТЕЛЬ: Я вам прочитаю загадку, а вы постарайтесь отгадать, о чем сегодня пойдет речь:
Я плююсь огнем и лавой, Я — опасный великан! Славен я недоброй славой, Как зовут меня?
(Вулкан)
— Правильно, сегодня мы поговорим о таком таинственном, загадочном, удивительном и грозном явлении природы, как вулкан.
Ребята, а вы знаете, что такое — вулкан?
(Это большая гора с крутыми склонами, из которой сначала идет дым, потом летят камни, а затем извергается лава.)
(показывает картинки)
Вулканы начали «вулканить» — Из жерла лаву извергать. По склонам лава потекла И землю сильно обожгла.
Спустя века закашлял злой Вулкан и пеплом и золой. Вулкан гремит, вулкан пыхтит! Как грозен он сейчас на вид!
Но вот он начал уставать — Огонь в нем начал угасать. Последний раз огнем дыхнул И на десятки лет уснул.
Вулканы извергаются по-разному. Иногда они словно взрываются, выбрасывая магму вверх и в стороны. Огромная гора сотрясается от страшного грохота, огромная туча дыма и пепла поднимается над ней, каменный дождь осыпает склоны. А бывает, она вытекает «спокойно». Интересно?!
Демонстрация в/ф "Извержение вулкана". Приложение №1.
Рассказ легенды древних народов о вулканах.
“Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. “Вулкан работает”, – со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места. С тех пор, люди, все огнедышащие горы стали называть вулканами. — Вот какая интересная легенда о происхождении названия вулкан.
Слайд № 1, 2, 3
III. Изучение нового материала.
- Строение вулкана. Слайд № 4
- Когда вулканы «спят» то мало отличаются от других гор. Но иногда они «просыпаются» и тогда, начинается сильный подземный гул, из их вершин вырывается пламя, пепел, раскаленные камни, вулканические бомбы. Они окутываются дымом, звучат взрывы, а по склонам течет настоящий огненный поток – лава. Лава – это расплавленные, очень горячие камни. Лава поднимается из под земли по жерлу вулкана и выброс происходит из кратера. Температура внутри Земли настолько высокая, что камни из твердых превращаются в жидкие. Когда куски лавы застывают получаются новые камни.
- (Звучит громкая музыка – Звуки вылкана).
- Что извергают вулканы?
Выводы: Слайд №5
Лава-магма, излившаяся на поверхность Земли, потерявшая газы, температура лавы до 1000. * С, скорость течения 50 км/час. Слайд №6.
Вулканические бомбы и глыбы — обломки горных пород угловатой формы, разной величины, до размеров дачного домика.
Вулканический пепел — осколки вулканического стекла в форме мельчайших треугольников. Слайд №7.
Вулканические газы — горячие газы до температуры 800-1000* С, несущиеся вниз по склону со скоростью 300 км/час. Слайд №8.
3. Виды вулканов. Слайд № 9.
Действующие вулканы — извержение помнит человечество.
Потухшие вулканы — извержение не помнит человечество.
А как догадаться, что это вулкан?
Как отличить вулканическую гору от обычной горы? Элемент исследования. Слайд №10, 11.
Вывод: у горы вулканического происхождения:
конусовидная форма;
на вершине горы чашеобразное углубление;
на склонах застывшая лава;
вулканические горы как правило одиночные. Слайд №12.
Уснувший вулкан — потухший вулкан, снова начавший действовать.
4. Где образуются вулканы? Анализ карты. Слайд №13.
Вывод: вулканы образуются на стыке литосферных пород, чаще всего на дне океана, т.к. океаническая земная кора тоньше материковой.
5. Работа с репродукцией картины "Последний день Помпеи", чтение стихотворения А.С. Пушкина об извержении Везувия.
Слайд №14, 15.
Везувий зев открыл — дым хлынул клубом пламя - Широко разверзлось, как боевое знамя. Земля волнуется с шатнувшихся колонн Кумиры подают! Народ гонимый страхом,
Под каменным дождём, под воспалённым прахом Толпами, стар и млад, бежит из града вон.
На земле остаётся около 800 действующих вулканов, которые в любой момент могут прийти в ярость. Крупнейшие извержения в результате которых погибло очень много людей. Слайд №16, 17, 18, 19, 20.
Вулкан Год извержения Число жертв Везувий (Италия) 79 Около 2000 Тамбора (Индонезия) 1815 82 000 Кракатау (Индонезия) 1883 36 000
Мон-Пеле (Карибское море) 1902 30 000
Почему извержение вулканов называют катастрофическим, стихийным явлением?
6. Созидательная роль вулкана.
Вулканы не только сеют смерть и разрушения, они словно двуликий Янус, одновременно являются и великими созидателями.
- Вулканы — " созидатели" новых земель, чудесные земледельцы.
- Поставщики минералов, строительных материалов.
- Создатели многочисленных месторождений руд.
- Источники геотермальной энергии. (Универсальные "чайники" и паровые " котлы" природы).
Объясните, почему? Слайд № 21- 26
7. Можно ли предсказать извержение вулкана? Что для этого необходимо делать?
Вулканологи — ученые, изучающие вулканы. Знакомство с профессией вулканолога. Какими качествами должен обладать вулканолог? Почему? Слайд № 29.
Предсказание извержений. Животные и растения — верные предсказатели вулканических извержений. Королевская примула растёт лишь на склонах вулканов. Расцветает только накануне извержения вулкана и служит сигналом надвигающегося бедствия. Слайд №30.
Чутко реагируют на приближение подземных грёз многие домашние и дикие животные: кошки, лошади, сурки.
Хотите самостоятельно, в лаборатории проделать опыт: извержение вулкана? Тогда нам надо обязательно туда попасть! Для этого нам нужно немного потренироваться, ведь путешествие предстоит долгое)
ФИЗМИНУТКА «ПУТЕШЕСТВИЕ»
Мы идем цветущими лугами (обычная ходьба друг за другом) И цветов букеты соберем (наклоны вперед) Где-то за высокими горами (поднимаем руки вверх) Ручеек по камушкам пройдем (ходьба на носочках)
Если встретятся овраги, Мы овраги обойдем (ходьба назад) Если встретятся коряги, Под корягой проползем (ходьба на четвереньках)
Шаг за шагом, потихоньку (ходьба на носочках)
Дружно в сказку попадем (обычная ходьба на месте)
А сейчас давайте пройдем в лабораторию «удивительных открытий». Там у нас все готово для проведения опытов.
Давайте посмотрим:
— Из чего сделаем основание вулкана? (из стаканчиков из-под йогурта)
— Из чего сделаем жерло вулкана? Можно вставить внутрь конуса пустую пластиковую бутылочку. Все это ставим на подносы.
— Насыпаем ложку соды. Добавляем красной краски. 5 капель моющей жидкости. А теперь внимание!
Берем нужные бутылочки и баночки из лаборатории и проходим за наши столы.
Эта жидкость у меня с особым знаком. Что он означает? (самому пользоваться нельзя) это уксус, наливать можно только взрослому. Его добавлю я сама, когда у вас будет все готово.
Воспитатель добавляет уксус в приготовленные смеси.
ВОСПИТАТЕЛЬ Молодцы ребята, вы были внимательными, работали аккуратно и все у вас получилось, замечательно! Теперь вы знаете, что такое вулкан и как он извергается.
Проведение опыта – дети при помощи пластилина обмазывают стаканчики из-под йогурта. Далее под наблюдением воспитателя посыпают пищевой содой, добавляют несколько капель пищевого красителя. Воспитатель поливает импровизированный «вулкан» уксусом. Наблюдение за «извержением».
--
Оля Митрофанова
|