Скоробогатова Екатерина Олеговна. ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Скоробогатова Екатерина Олеговна

Научный руководитель: Ломаева Марина Валентиновна, доцент кафедры психологии и педагогики дошкольного и начального образования Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) РГППУ,

Аннотация: в статье представлена характеристика основных раскрываемых в контексте исследования научной темы понятий, обоснованы возможности экспериментирования как средства развития познавательного интереса у старших дошкольников, представлены методики и результаты диагностики уровня познавательного интереса старших дошкольников, описана специфика проекта по развитию познавательного интереса старших дошкольников посредством экспериментирования.

Ключевые слова: экспериментирование, познавательный интерес, старшие дошкольники, старший дошкольный возраст.

 

Развитие познавательного интереса ребенка в различных видах деятельности является одним из основных принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: «формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности» [1, с.2].

Проблема познавательного интереса довольно широко разработана как в зарубежной, так и в отечественной психологии и педагогике и нашла своё отражение во многих концепциях, рассматривающих сущность экспериментирования и особенности развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста.

Особенности деятельности экспериментирования были изучены в целом ряде исследований Д. Б. Годовикова, М. И. Лисиной, С. Л. Новоселова, А. Н. Поддьякова. По мнению ученых, экспериментирование содержит в себе огромный воспитательный и развивающий потенциал и является действенным средством ознакомления детей с окружающим миром.

Анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования позволил выявить противоречие между возрастающей потребностью общества в активизации личностного развития дошкольников, одним из показателей которого является познавательный интерес и недостаточной обоснованностью в существующих методических рекомендациях возможностей использования экспериментирования как средства развития познавательного интереса старших дошкольников.

Познавательный интерес, по мнению Г.И. Щукиной, является внутренним, своеобразным процессом самой личности, затрагивающий наиболее значимые её стороны, характеризующийся объективными условиями появления и формирования [4, с. 25].

Б.Г. Ананьев предлагает свое определение познавательного интереса — это мотив поведения человека, который определяет его поступки и действия в «известных обстоятельствах жизни постольку, поскольку в поведении применяются накопленные знания и умственные способности, необходимые для решения жизненно важных задач» [2, с.41].

По мнению И.Ф. Харламова, познавательный интерес есть «эмоционально окрашенная потребность, прошедшая стадию мотивации и придающая деятельности человека увлекательный характер» [3, с. 33].

Таким образом, большинство исследователей отмечают в познавательном интересе избирательную направленность личности на процесс познания с целью «овладения сущностью познаваемого» [4, с. 42].

Г.И. Щукина выделила содержательные компоненты познавательного интереса:

— эмоциональный компонент (положительное отношение к деятельности, к процессу деятельности). Он наиболее четко проявляется при взаимодействии с другими людьми (оказание помощи, заинтересованность, позитивные эмоции в совместной деятельности);

— интеллектуальный компонент (операции мышления: анализ, синтез, обобщения, сравнения, классификация) [63, с. 51].

Оптимальным средством формирования данных компонентов познавательного интереса является экспериментирование.

Под экспериментированием нами понимается особая форма практического освоения действительности старших дошкольников, направленная на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях.

Экспериментирование понимается как особый способ духовно – практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность.

Экспериментирование способствует становлению целостной картины мира старшего дошкольника. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательный интерес, активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе. Детское экспериментирование состоит из последовательно сменяющих друг друга этапов и имеет свои возрастные особенности развития.

Экспериментирование является средством развития познавательного интереса, поскольку предполагает проявление активности детей и формирование познавательной мотивации, познавательных действий, а также способствует развитию психических процессов: мышления, памяти, внимания, речи и эмоциональной сферы.

В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности. Интеллектуальная сфера ребенка раннего возраста формируется не только при целенаправленном руководстве взрослых, но и в часы свободной, самостоятельной практической деятельности.

Анализ результатов обследования, направленных на выявление познавательной активности, изучение любознательности, на выявление познавательного интереса, изучение особенностей мотивационных предпочтений в выборе деятельности, проводимый на формирующем этапе исследования, позволил выявить определенные дефициты в развитии познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста:

а) По стандартизированной анкете В.С. Юркевич, Ю.А. Барановой у 25% обследуемых детей познавательная потребность выражена слабо.

б) По диагностической проективной методике «Древо желаний» (В. С. Юркевич), лишь у 20% детей высокий познавательный уровень.

в) По методике «Сказка» (Н. И. Ганошенко, В.С. Юркевич) степень любознательности менее выражена у 60% детей.

г) По методике «Волшебный домик» (Н. И. Ганошенко, В.С. Юркевич) 100% результат показали дети по критерию «реакция на новизну», в то же время только 25% испытуемых «стремились к новизне».

д) По методике «Волшебный цветок» (Е. Э. Кригер), направленной на выявление познавательного интереса, изучение особенностей мотивационных предпочтений в выборе деятельности 60% детей показали средний уровень — это говорит о том, что активность детей требует побуждения извне, они испытывают удовлетворение от успешно и правильно выполненной работы, но не стремятся продолжить деятельность за пределами установленного времени.

Таким образом, у старших дошкольников познавательный интерес неустойчив, они не всегда понимают проблему, мало знают о свойствах и качествах объектов и предметов неживой природе. Это свидетельствовало о необходимости целенаправленной педагогической работы по развитию познавательного интереса у детей дошкольного возраста.

На основе полученных результатов был разработан педагогический проект по развитию познавательного интереса старших дошкольников с помощью экспериментирования.

Цель проекта: развитие познавательного интереса старших дошкольников с помощью экспериментирования.

Задачи проекта:

  1. Создавать эмоциональное благополучие ребенка через эмоциональное взаимодействие взрослого и дошкольника во время исследовательской, экспериментальной деятельности, предполагающее уважение к личности ребенка, его интересам и потребностям, положительную оценку результатов его деятельности
  2. Расширять знания детей об окружающей действительности через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.

Развивать кругозор, речь, любознательность, наблюдательность, мыслительные умения: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, делать умозаключения, основываясь на практическом опыте.

Вид проекта: групповой; поисково-исследовательский, познавательный, творческий.

Участники проекта: воспитатель группы, дети подготовительной группы.

Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности в рамках проекта организуется «Уголок экспериментирования». В уголке экспериментирования имеются: различные виды материалов: природный, бросовый, технический, медицинский; пищевые красители, продукты (мука, соль, сахар, масло растительное), различные сосуды и много других предметов необходимых для проведения тех или иных опытов.

Один раз в неделю организуется образовательная деятельность, в ходе которой старшие дошкольники учатся проводить простейшие опыты с живой и неживой природой, на основании которых самостоятельно делают умозаключения и изготавливают схемы и памятки. В ходе проекта также используются такие методы работы как эвристическая беседа, просмотр познавательных видеороликов о свойствах живой и неживой природы, дидактические игры, стимулирующие познавательный интерес старших дошкольников, экскурсии и т.д.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Минобрнауки РФ. — М.: ТЦ СФЕРА, 2016. — 96 с.
  2. Ананьев Б.Г. Познавательные потребности и интерес. — СПб.: Питер, 2011. — 272 с.
  3. Харитонова Л. Исследовательская деятельность дошкольника. // Дошкольное воспитание. — 2011. — № 7. – С.32 — 34.
  4. Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. — М.: Просвещение, 2006 — 382 с.
Просмотров: 500
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие интереса к познанию окружающего мира




Другие новости по теме:

  • Мушинская Наталия Владимировна. Статья «Развитие познавательного интереса у старших дошкольников в процессе экспериментальной деятельности»
  • Капустина Наталья Ивановна. «Развитие познавательного интереса детей 5–6 лет к неживой природе посредством экспериментирования»
  • Сивушкина Марина Николаевна. «Развитие познавательного интереса младших дошкольников с помощью экспериментальной деятельности» (из опыта работы)
  • Власова Ирина Викторовна. Опыт работы. «Развитие познавательного интереса дошкольников старшего возраста посредством организации экспериментальной деятельности»
  • Згурськая Е. А. Пучинина Л. Ю. Фролова Е.В. Чаусова О.А.. Развитие любознательности, познавательного интереса дошкольников в процессе познавательно-исследовательской деятельности
  • Стриканова Л.В. Каретникова В.А.,. Развитие любознательности и познавательного интереса посредством экспериментирования со льдом
  • Марина Владимировна Ермолаева. Экспериментирование как средство формирование познавательного интереса у детей младшего возраста
  • Киселева Наталия Владимировна. Формирование познавательного интереса детей раннего дошкольного возраста с использованием опытно-экспериментальной деятельности.
  • Середкина Лариса Николаевна. Методическая разработка по развитию познавательного интереса у старших дошкольников «Почта Всезнамуса»
  • Бобровская Светлана Алексеевна. Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности в соответствии с критериями шкал ECERS-R
  • Захарова Валентина Ивановна. Опыт работы «Развитие познавательного интереса детей посредством организации экспериментальной деятельности»
  • Макарова Татьяна Алексеевна, Борисова Василиса Николаевна. Игры-путешествия как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста
  • Тарасова. М.В., Макарова Т.А.. Развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста посредством компьютерных игр
  • Фёдорова Елена Валентиновна. Развитие познавательного интереса у дошкольников через развивающие игры.
  • Искендерова Т. Д.. Использование многофункциональных дидактических кукол – «Тильда, Четыре времени года» для развития познавательного интереса детей дошкольного возраста
  • Яценко С.В. Дубко О.В. «Формирование познавательного интереса у дошкольников через развивающие игры ПМК «Мозаичный ПАРК»»
  • Яковлева Наталия Викторовна. Развитие познавательного интереса у детей старшего возраста в процессе игры
  • Петрова Наталья. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КВЕСТ — ТЕХНОЛОГИЙ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Андреенко Татьяна Александровна. Формирования познавательного интереса к предметному миру у детей дошкольного возраста
  • Козлова Светлана. ДОКЛАД «ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К РУССКОМУ ФОЛЬКЛОРУ У ДОШКОЛЬНИКОВ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ»
  • Редикульцева Оксана Александровна. Создание обогащенной предметно-пространственной среды для формирования познавательного интереса детей
  • Довгаль Ирина Валерьевна. Педагогический совет «Использование книжного уголка детьми в развитии познавательного интереса»
  • Никитина Ольга Дмитриевна. Исследовательская деятельность как средство развития интереса к познанию истории и культуры родного края у старших дошкольников.
  • Николаева Вера Витальевна. Экспериментирование – источник познавательного развития дошкольников.
  • Зыкова Елена Николаевна. Мастер – класс для воспитателей «Экспериментирование – источник познавательного развития дошкольников»
  • Омельченко Виктория Валерьевна. «Внедрение проектной деятельности в педагогический процесс с целью повышения интереса к чтению и формирования читательских компетенций у детей дошкольного возраста».
  • Соболева Юлия Николаевна. Организация предметно-пространственной развивающей среды, как условие развития интереса детей дошкольного возраста к театрализованной деятельности.
  • Ирина Перевозчикова. «ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
  • Аханькова Елена Александровна. Формирование интереса к трудовой деятельности у дошкольников.
  • Сольская Ирина Вячеславовна. Опыт работы «Формирование интереса к изобразительной деятельности детей 2 – 3 лет в процессе художественно – творческой деятельности»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь