Скоробогатова Екатерина Олеговна
Научный руководитель: Ломаева Марина Валентиновна, доцент кафедры психологии и педагогики дошкольного и начального образования Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) РГППУ,
Аннотация: в статье представлена характеристика основных раскрываемых в контексте исследования научной темы понятий, обоснованы возможности экспериментирования как средства развития познавательного интереса у старших дошкольников, представлены методики и результаты диагностики уровня познавательного интереса старших дошкольников, описана специфика проекта по развитию познавательного интереса старших дошкольников посредством экспериментирования.
Ключевые слова: экспериментирование, познавательный интерес, старшие дошкольники, старший дошкольный возраст.
Развитие познавательного интереса ребенка в различных видах деятельности является одним из основных принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: «формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности» [1, с.2].
Проблема познавательного интереса довольно широко разработана как в зарубежной, так и в отечественной психологии и педагогике и нашла своё отражение во многих концепциях, рассматривающих сущность экспериментирования и особенности развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста.
Особенности деятельности экспериментирования были изучены в целом ряде исследований Д. Б. Годовикова, М. И. Лисиной, С. Л. Новоселова, А. Н. Поддьякова. По мнению ученых, экспериментирование содержит в себе огромный воспитательный и развивающий потенциал и является действенным средством ознакомления детей с окружающим миром.
Анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования позволил выявить противоречие между возрастающей потребностью общества в активизации личностного развития дошкольников, одним из показателей которого является познавательный интерес и недостаточной обоснованностью в существующих методических рекомендациях возможностей использования экспериментирования как средства развития познавательного интереса старших дошкольников.
Познавательный интерес, по мнению Г.И. Щукиной, является внутренним, своеобразным процессом самой личности, затрагивающий наиболее значимые её стороны, характеризующийся объективными условиями появления и формирования [4, с. 25].
Б.Г. Ананьев предлагает свое определение познавательного интереса — это мотив поведения человека, который определяет его поступки и действия в «известных обстоятельствах жизни постольку, поскольку в поведении применяются накопленные знания и умственные способности, необходимые для решения жизненно важных задач» [2, с.41].
По мнению И.Ф. Харламова, познавательный интерес есть «эмоционально окрашенная потребность, прошедшая стадию мотивации и придающая деятельности человека увлекательный характер» [3, с. 33].
Таким образом, большинство исследователей отмечают в познавательном интересе избирательную направленность личности на процесс познания с целью «овладения сущностью познаваемого» [4, с. 42].
Г.И. Щукина выделила содержательные компоненты познавательного интереса:
— эмоциональный компонент (положительное отношение к деятельности, к процессу деятельности). Он наиболее четко проявляется при взаимодействии с другими людьми (оказание помощи, заинтересованность, позитивные эмоции в совместной деятельности);
— интеллектуальный компонент (операции мышления: анализ, синтез, обобщения, сравнения, классификация) [63, с. 51].
Оптимальным средством формирования данных компонентов познавательного интереса является экспериментирование.
Под экспериментированием нами понимается особая форма практического освоения действительности старших дошкольников, направленная на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях.
Экспериментирование понимается как особый способ духовно – практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность.
Экспериментирование способствует становлению целостной картины мира старшего дошкольника. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательный интерес, активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе. Детское экспериментирование состоит из последовательно сменяющих друг друга этапов и имеет свои возрастные особенности развития.
Экспериментирование является средством развития познавательного интереса, поскольку предполагает проявление активности детей и формирование познавательной мотивации, познавательных действий, а также способствует развитию психических процессов: мышления, памяти, внимания, речи и эмоциональной сферы.
В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности. Интеллектуальная сфера ребенка раннего возраста формируется не только при целенаправленном руководстве взрослых, но и в часы свободной, самостоятельной практической деятельности.
Анализ результатов обследования, направленных на выявление познавательной активности, изучение любознательности, на выявление познавательного интереса, изучение особенностей мотивационных предпочтений в выборе деятельности, проводимый на формирующем этапе исследования, позволил выявить определенные дефициты в развитии познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста:
а) По стандартизированной анкете В.С. Юркевич, Ю.А. Барановой у 25% обследуемых детей познавательная потребность выражена слабо.
б) По диагностической проективной методике «Древо желаний» (В. С. Юркевич), лишь у 20% детей высокий познавательный уровень.
в) По методике «Сказка» (Н. И. Ганошенко, В.С. Юркевич) степень любознательности менее выражена у 60% детей.
г) По методике «Волшебный домик» (Н. И. Ганошенко, В.С. Юркевич) 100% результат показали дети по критерию «реакция на новизну», в то же время только 25% испытуемых «стремились к новизне».
д) По методике «Волшебный цветок» (Е. Э. Кригер), направленной на выявление познавательного интереса, изучение особенностей мотивационных предпочтений в выборе деятельности 60% детей показали средний уровень — это говорит о том, что активность детей требует побуждения извне, они испытывают удовлетворение от успешно и правильно выполненной работы, но не стремятся продолжить деятельность за пределами установленного времени.
Таким образом, у старших дошкольников познавательный интерес неустойчив, они не всегда понимают проблему, мало знают о свойствах и качествах объектов и предметов неживой природе. Это свидетельствовало о необходимости целенаправленной педагогической работы по развитию познавательного интереса у детей дошкольного возраста.
На основе полученных результатов был разработан педагогический проект по развитию познавательного интереса старших дошкольников с помощью экспериментирования.
Цель проекта: развитие познавательного интереса старших дошкольников с помощью экспериментирования.
Задачи проекта:
- Создавать эмоциональное благополучие ребенка через эмоциональное взаимодействие взрослого и дошкольника во время исследовательской, экспериментальной деятельности, предполагающее уважение к личности ребенка, его интересам и потребностям, положительную оценку результатов его деятельности
- Расширять знания детей об окружающей действительности через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.
Развивать кругозор, речь, любознательность, наблюдательность, мыслительные умения: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, делать умозаключения, основываясь на практическом опыте.
Вид проекта: групповой; поисково-исследовательский, познавательный, творческий.
Участники проекта: воспитатель группы, дети подготовительной группы.
Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности в рамках проекта организуется «Уголок экспериментирования». В уголке экспериментирования имеются: различные виды материалов: природный, бросовый, технический, медицинский; пищевые красители, продукты (мука, соль, сахар, масло растительное), различные сосуды и много других предметов необходимых для проведения тех или иных опытов.
Один раз в неделю организуется образовательная деятельность, в ходе которой старшие дошкольники учатся проводить простейшие опыты с живой и неживой природой, на основании которых самостоятельно делают умозаключения и изготавливают схемы и памятки. В ходе проекта также используются такие методы работы как эвристическая беседа, просмотр познавательных видеороликов о свойствах живой и неживой природы, дидактические игры, стимулирующие познавательный интерес старших дошкольников, экскурсии и т.д.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Минобрнауки РФ. — М.: ТЦ СФЕРА, 2016. — 96 с.
- Ананьев Б.Г. Познавательные потребности и интерес. — СПб.: Питер, 2011. — 272 с.
- Харитонова Л. Исследовательская деятельность дошкольника. // Дошкольное воспитание. — 2011. — № 7. – С.32 — 34.
- Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. — М.: Просвещение, 2006 — 382 с.
|