Автор: Николаева Вера Витальевна, заведующая МКДОУ детским садом №8 «Дюймовочка», г.Георгиевск.
Как обуздать кипучую энергию и неуемную любознательность малыша? Как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребенка к познанию мира? Как способствовать развитию творческого начала ребенка? Эти и другие вопросы непременно встают перед воспитателями.
В нашем детском саду обобщен опыт работы по теме «Экспериментирование – источник познавательного развития дошкольников», разработаны памятки «В помощь воспитателю» по данной теме, собрано большое количество разнообразных опытов и экспериментов, которые можно проводить вместе с детьми для расширения их представлений о мире, для интеллектуального и творческого развития ребенка, составлены конспекты организованной деятельности с детьми. Наш опыт работы будет полезен воспитателям дошкольных учреждений и родителям.
Скачать конспект
Как и любая деятельность, деятельность экспериментирования имеет свою структуру:
Цель: развитие умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами в "лабораторных" условиях как средствами познания окружающего мира
Задачи:
- развитие мыслительных процессов;
- развитие мыслительных операций;
- освоение методов познания;
- развитие причинно-следственных связей и отношений
Содержание: информация об объектах и явлениях, предметах
Мотив: познавательные потребности, познавательный интерес, в основе которых лежит ориентировочный рефлекс "Что это?", "Что такое?" В старшем дошкольном возрасте познавательный интерес имеет направленность: "Узнать — научиться — познать"
Средства: язык, речь, поисковые действия.
Формы: элементарно-поисковая деятельность, опыты, эксперименты.
Условия: постепенное усложнение, организация условий для самостоятельной и учебной деятельности, использование проблемных, ситуаций
Результат: опыт самостоятельной деятельности, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований.
Последовательность детского экспериментирования:
- Проблемная ситуация.
- Целеполагание.
- Выдвижение гипотез.
- Проверка предположения.
- Если предположение подтвердилось: формулирование выводов (как получилось)
- Если предположение не подтвердилось: возникновение новой гипотезы, реализация ее в действии, подтверждение новой гипотезы, формулировка вывода (как получилось) формулирование выводов (как получилось).
В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить на следующие вопросы:
- Как я это делаю?
- Почему я это делаю именно так, а не иначе?
- Зачем я это делаю, что хочу узнать, что получилось в результате?
Примерная структура детского экспериментирования:
- Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.
- Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
- Уточнение плана исследования.
- Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования.
- Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах.
- Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.
Содержание уголков экспериментальной деятельности.
Задачи уголка: развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет.
В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр
науки) должны быть выделены:
1) место для постоянной выставки, где размещают музей, различные
коллекции. Экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.)
2) место для приборов
3) место для хранения материалов (природного, "бросового")
4) место для проведения опытов
5) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки,
стружка, пенопласт и др.)
В помощь воспитателю
ПАМЯТКА
Примерная структура детского экспериментирования
- Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.
- Упражнения на развитие внимания, памяти, логического мышления (могут быть организованы до занятия).
- Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
- Уточнение плана исследования.
- Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования.
- Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах.
- Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.
ПАМЯТКА
Планирование работы с детьми по экспериментированию
Младший дошкольный возраст
Работа с детьми данной возрастной группы направлена на создание условий, необходимых для сенсорного развития в ходе ознакомления с явлениями и объектами окружающего мира.
В процессе формирования у детей элементарных обследовательских действий педагогам рекомендуется решать следующие задачи:
- сочетать показ предмета с активным действием ребёнка по его обследованию: ощупывание, восприятие на слух, вкус, запах (может быть использована дидактическая игра типа "Чудесный мешочек");
- сравнивать схожие по внешнему виду предметы: шуба — пальто, чай — кофе, туфли — босоножки (дидактическая игра типа "Не ошибись");
- учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений (Почему стоит автобус?);
- активно использовать опыт практической деятельности, игровой опыт
(Почему песок не рассыпается?);
Основное содержание исследований, производимых детьми, предполагает формирование у них представлений:
- О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).
- О природных явлениях (снегопад, ветер, солнце, вода; игры с ветром, со снегом; снег, как одно из агрегатных состояний воды; теплота, звук, вес, притяжение).
- О мире растений (способы выращивания растений из семян, листа, луковицы; проращивание растений — гороха, бобов, семян цветов).
- О способах исследования объекта (раздел "Кулинария для кукол":
как заварить чай, как сделать салат, как сварить суп).
5. Об эталоне "1 минута".
6. О предметном мире (одежда, обувь, транспорт, игрушки, краски для
рисования и прочее).
В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина: мнётся — ломается, высоко — низко — далеко, мягкий,
твёрдый — тёплый и прочее).
Средний дошкольный возраст
Работа с детьми этой возрастной группы направлена на расширение представлений детей о явлениях и объектах окружающего мира.
Основными задачами, решаемыми педагогами в процессе экспериментирования, являются:
- активное использование опыта игровой и практической деятельности детей (Почему лужи ночью замерзают, днём оттаивают? Почему мячик катится?);
- группировка объектов по функциональным признакам (Для чего необходима обувь, посуда? С какой целью она используется?);
- классификация объектов и предметов по видовым признакам (посуда чайная, столовая).
I. Основное содержание исследований, проводимых детьми, предполагает формирование у них следующих представлений:
- О материалах (глина, дерево, ткань, бумага, металл, стекло, резина, пластмасса).
- О природных явлениях (времена года, явления погоды, объекты неживой природы — песок, вода, снег, лёд; игры с цветными льдинками).
- О мире животных (как звери живут зимой, летом) и растений (овощи, фрукты), условия, необходимые для их роста и развития (свет, влага, тепло).
- О предметном мире (игрушки, посуда, обувь, транспорт, одежда и т.д.).
- О геометрических эталонах (круг, прямоугольник, треугольник, призма).
- О человеке (мои помощники — глаза, нос, уши, рот и т.д.).
В процессе экспериментирования словарь детей пополняется за счёт слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Кроме этого, дети знакомятся с происхождением слов (таких, как: сахарница, мыльница и т.д.).
В этом возрасте активно используются строительные игры, позволяющие определить признаки и свойства предметов в сравнении с геометрическими эталонами (круг, прямоугольник, треугольник и т.д.)
Старший дошкольный возраст
Работа с детьми направлена на уточнение всего спектра свойств и признаков объектов и предметов, взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений.
Основными задачами, решаемыми педагогом в процессе экспериментирования, являются:
- активное использование результатов исследования в практической (бытовой, игровой) деятельности (Как быстрее построить прочный дом для кукол?);
- классификация на основе сравнения: по длине (чулки — носки), форме (шарф — платок — косынка), цвету/орнаменту (чашки: одно- и разноцветные), материалу (платье шёлковое — шерстяное), плотности, фактуре (игра "Кто назовёт больше качеств и свойств?").
Основное содержание исследований, проводимых детьми, предполагает формирование у них следующих представлений:
- О материалах (ткань, бумага, стекло, фарфор, пластик, металл, керамика, поролон).
- О природных явлениях (явления погоды, круговорот воды в природе, движение солнца, снегопад) и времени (сутки, день — ночь, месяц, сезон, год).
- Об агрегатных состояниях воды (вода — основа жизни; как образуется град, снег, лёд, иней, туман, роса, радуга; рассматривание снежинок в лупу и т.п.).
- О мире растений (особенности поверхности овощей и фруктов, их форма, цвет, вкус, запах; рассматривание и сравнение веток растений — цвет, форма, расположение почек; сравнение цветов и других растений).
- О предметном мире (родовые и видовые признаки — транспорт грузовой, пассажирский, морской, железнодорожный и пр.).
- О геометрических эталонах (овал, ромб, трапеция, призма, конус, шар).
В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счёт слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Кроме, того дети знакомятся с происхождением слов, с омонимами, с многозначностью слова (ключ), синонимами (красивый, прекрасный, чудесный), антонимами (лёгкий — тяжёлый), а также фразеологизмами ("лошадь в яблоках")
Конспект организованной деятельности по экспериментированию
(подготовительная к школе группа)
Тема: «Все на свете нужны…»
Программное содержание:
Расширять знания и представления детей о положительных и отрицательных сторонах существования змей, раскрыть необоснованность преследования их людьми. Дать понятие о необходимости и нужности любого живого существа как составляющего звена экосистемы планеты Земля.
Воспитывать у детей гуманные чувства к незаслуженно преследуемым людьми змеям.
Формировать правила поведения при встрече со змеями. Закрепить навыки безопасности во время проведения опытов.
Предварительная работа: беседа о пользе змей.
Оборудование: картинки с изображением змей, карточки-схемы, песок, спирт, сахарная пудра, пищевая сода, столовые и чайные ложки, защитные очки, спички, поднос, ступка, пестик.
ТСО: ноутбук, мышка, аудио и видео файлы.
Ход занятия:
Звучит аудиозапись «Входящее сообщение».
Воспитатель: Ребята, нам пришло электронное письмо, проверим почту? (Да).
Так, отправитель – недалёкое будущее. Ничего себе, вот это чудеса Интернета! Письмо-то не простое, а звуковое.
Включается аудиофайл №1.
Воспитатель: Да, часто мы считаем кого-то вредными существами, забывая при этом, что в природе все связано друг с другом. Змеи питались червями и грызунами. Не стало змей – развелось много вредителей. Люди стали страдать.
Змея является одним из нелюбимых человеком животных. Как вы думаете почему? (ответы детей)
Многие люди не любят змей. Некоторые, увидев змею, хватают палку и гонятся за ней, чтобы убить. Но змея никогда не нападает на человека первая, она сама его боится. Если человек ведет себя осторожно, змея первая услышит шелест травы под его ногами и уползет поскорее в укромное местечко.
Посмотрите, ребята, на юге России обитают разные змеи: медянка, уж обыкновенный и уж водяной, полоз четырехполосный, полоз леопардовый, полоз желтобрюхий и ядовитая степная гадюка.
(Показ картинок и фотографий этих змей).
-Как вы думаете, какую пользу могут приносить змеи? (Предполагаемые ответы детей:
- в жарких странах змей используют для уничтожения грызунов. В помещение с грызунами запускают змей, и через неделю грызунов нет
- из яда змей готовят ценные лекарства. Знак чаши со змеёй – это символ медицины. Видели такой знак?
- против укуса ядовитых змей изготовлена особая сыворотка
- от укусов пчёл каждый год погибает в 3 раза больше людей, чем от укусов ядовитых змей.)
Воспитатель: Какие обширные знания вы показали, ребята. Сразу видно, что вы – будущие ученые.
Динамическая пауза «Змейка»
Давайте попробуем представить, что чувствует змея, когда ее тревожат. Представьте, что вы – змеи. Выползайте на травку-ковер. Лежите вы высокой траве, вас не видно. Вы греетесь на солнышке, наслаждаетесь пением птиц. Вот свернулись, вот выгнулись. А теперь сон разморил вас. И вдруг на вас идет огромный великан. Он кричит, он топает ногами. Вот-вот наступит на вас и раздавит. Страшно вам стало? И змее страшно, потому и шипит она, предупреждает: «Я здесь, осторожно, ближе не подходи, а то укушу!»
Воспитатель: Но как же помочь людям из недалёкого будущего? (Ответы детей.)
Воспитатель: Как настоящим ученым я предлагаю вывести новую породу змей, записать эксперимент на видео и отправить по электронной почте. Люди из недалёкого будущего в лаборатории повторят наш опыт и смогут исправить свою ошибку. Как вам такая идея? (Нравится.)
Тогда в лабораторию, но сначала вспомним правила безопасной работы при проведении опытов (выставляется схема). Маша, напомни ребятам.
Воспитатель: Аналитическая группа предлагает нам следующую схему выведения новой породы змей, проверим опытным путём? (Да). Итак, все надели защитные очки, приступим.
Витя, делай горку из 3 столовых ложек песка. Оксана, отмеряй 1 столовую ложку белого порошка из банки №1. Коля, ты отмеряй 1 чайную ложку белого порошка из банки №2. Я хорошо смочу песок прозрачной жидкостью. Вика, тщательно разотри все ингредиенты, аккуратно засыпай в углубление горки. Теперь осталось это поджечь, смотрим и ждём!
(Воспитатель обращает внимание на то, как медленно, осторожно появляется змея, она боится. Не бойся, с рождением тебя, змейка!)
Воспитатель: Вот какая красавица! Ребята, как же назвать этот вид, придумайте! Этот экземпляр мы оставим в лаборатории, а теперь пойдемте, отправим видеозапись эксперимента. ( «Отправляют электронную почту»).
Звучит аудиозапись «Входящее сообщение».
Воспитатель: Нам пришел ответ (включает аудио файл №2, видео «Все на свете нужны»).
Воспитатель: Я надеюсь, ребята, что наша сегодняшняя встреча заставит вас задуматься о нужности любого животного. Может в будущем кто-то из вас станет настоящим ученым. Хочу подарить эти очки на память. Творите, изобретайте, экспериментируйте. До новых встреч!
Опыт «Прозрачна ли вода?»
Опыт «Плавает или нет?»
|