Формирование причинно-следственных связей в ходе организации экспериментирования
Авторы:
Пищулина А.С., Варданян Н.С. воспитатели МБДОУ «Детский сад №231» г.о. Самара
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник.
Согласно ФГОС ДО на этапе завершения дошкольного детства мы взрослые должны сформировать у детей ряд целевых ориентиров, один из которых отражает реализацию деятельности по познавательному развитию дошкольников и характеризует насколько ребенок проявляет любознательность, может задать вопросы взрослым и сверстникам, интересоваться причинно-следственными связями, самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.
Скачать конспект
В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое — основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков.
Китайская пословица гласит: «Расскажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай попробовать, и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. При активном действии ребенка в процессе познания действуют все органы чувств. Учеными доказано, что чем больше органов чувств одновременно участвуют в процессе познания, тем лучше человек ощущает, запоминает, осмысливает, понимает, усваивает, закрепляет изучаемый материал.
В своей работе мы используем технологию познавательно- исследовательского развития Н.А. Коротковой. И так Н.А. Короткова выделяет культурно-смысловые контексты для познавательно-исследовательской деятельности. При организации занятий познавательного цикла необходимо учесть общие задачи развития, охватить множество сведений, касающихся устройства окружающего мира, и, кроме того, надо облечь развивающее содержание в такую форму, чтобы оно привлекало ребенка, стимулировало его активность.
Такими культурно-смысловыми контекстами для занятий могут выступить, условно говоря, типы исследования, доступные дошкольникам, позволяющие им занять активную исследовательскую позицию. Короткова относит к ним следующие формы работы:
- опыты и экспериментирование с предметами и их свойствами;
- коллекционирование (классификационная работа);
- путешествие по карте;
- путешествие по реке времени.
В познавательно- исследовательской деятельности мы используем опыты и экспериментирование с предметами и их свойствами. Организуя занятия в рамках данного смыслового контекста, воспитатель привлекает внимание группы интригующим материалом или демонстрацией необычного эффекта, все это должно происходить в ситуации свободного размещения детей и взрослого во круг предмета исследования. Детям предоставляется возможность поэкспериментировать самим, для это нужно иметь, по крайней мере, один набор на 3-4 участников. Обсудив полученные эффекты можно несколько раз поменять условия опыта, посмотрев, что из этого получиться. Результатом опыта будет формирование каких-либо причинно- следственных связей (если…, то…; потому, что…).
Один из наборов для экспериментирования должен остаться после занятия в группе в специально отведённом месте, где им можно будет воспользоваться. Постепенно эта «лаборатория» будет наполняться все новыми материалами для экспериментирования, поддерживая интерес детей, позволяя им вновь воспроизвести опыт, утвердиться в своих представлениях.
Такое специально отведенное место имеет название – «Уголок экспериментальной деятельности».
Задачи уголка экспериментирования:
- Развитие первых естественнонаучных представлений;
- Активности;
- Любознательности;
- Наблюдательности;
- Формирование умений комплексно обследовать предмет;
- Мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация).
Требования при оборудовании уголка экспериментирования в группе:
- Безопасность для жизни и здоровья детей;
- Доступность расположения;
- Достаточность;
В уголке экспериментальной деятельности должны быть выделены:
- Место для приборов;
- Место для хранения материалов (природного и «бросового»);
- Место для материалов – песок, вода, опилки, пенопласт и т.д.;
- Место для проведения опытов;
- Место для постоянной выставки, где размещают коллекции, экспонаты, редкие предметы (камни, раковины и т.п.);
Уголок экспериментирования делится на следующие компоненты:
- Компонент дидактический;
- Компонент стимулирующий;
- Компонент оборудование;
Младший дошкольный возраст:
Оборудование и материалы уголком не требует больших средств для оснащения главное желание взрослых открывать и познавать мир вместе с ребёнком, и тогда опыты станут настоящим волшебством.
Опыты.
И в заключение хотелось бы напомнить: «Процесс освоения, познания новых знаний очень важны для детей, поэтому в детском саду не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить».
С учетом возрастных возможностей детей в группе в «лаборатории» для экспериментирования собраны ряд предметов и материалов, которые позволяют проводить опыты и эксперименты (приложение – 1.таблица с перечнем опытов, 2.таблица с перечнем оборудования и материалов), наблюдать, и таким образом устанавливать причинно-следственные связи, самостоятельно пытаться придумывать объяснения явлениям природы.
|