Автор: Зыкова Елена Николаевна. Воспитатель МКДОУ "детский сад "Чебурашка" Город Ленск, Республика Саха (Якутия)
Цель:
создать условия для повышения профессионального мастерства педагогов- участников мастер- класса в процессе педагогического общения освоить опыт работы по экспериментированию.
Задачи мастер-класса:
- передача опыта путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности;
- совместная отработка методических подходов, приёмов решения поставленной в программе мастер-класса проблемы;
- рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер — класса;
Оборудование:
проектор, проекторный экран, приложения, емкости для воды, пресная и соленая вода, подносы, апельсины, кусковой сахар, пищевой краситель, зубочистки, жидкость для мытья посуды, пипетка, буклеты с методическими рекомендациями, пирамидка.
I. Организационный момент
Добрый день, уважаемые коллеги! Я очень рада встрече с вами.
Сегодня мы поговорим с вами об экспериментальной деятельности.
- Крикните громко и хором, друзья
Деток вы любите? Нет или да?
Пришли на семинар, настроения нет,
Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет.)
Я вас понимаю. Как быть господа?
Проблемы детей решать нужно нам? (Да.)
Дайте мне тогда ответ:
Помочь откажетесь мне? (Нет.)
Последнее спрошу вас я:
Активными все будем? (Да.)
II. Вводная часть
- Тема выступления “Экспериментирование – источник познавательного развития дошкольников».
Актуальность:
Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день. Доказывая это, можно опереться на слова Н. Н. Поддъякова: «Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности их интеллектуальных впечатлений, интересов».
Таким образом, детей необходимо включить детей в осмысленную деятельность, в процессе которой они смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов. Это позволяет сделать процесс экспериментирования, который является ведущим видом деятельности дошкольников наряду с игрой.
Поисковая деятельность способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мышление. Для того чтобы экспериментирование стало ведущим видом деятельности, оно должно возникать по инициативе самого ребенка.
Для современного этапа системы образования характерно использование новых технологий развития и воспитания детей. Все знают, чтона основании Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности.
«Чем больше ребенок видит, слышит и переживает, чем больше он узнает и усваивает, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его дальнейшая деятельность», — писал Лев Семенович Выгодский.
Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира. В старшем дошкольном возрасте у них развиваются потребности познания этого мира, которые находят отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленные на «открытие нового», которая развивает продуктивные формы мышления.
- Как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребенка к познанию мира? Куда направить кипучую энергию и неуемную любознательность? Как способствовать развитию творческого начала дошкольника? На эти вопросы я искала ответы. В настоящее время в качестве приоритетного направления используется деятельный подход к личности ребенка. Одним из видов которого, является экспериментирование. Я стала включать в образовательную деятельность элементы экспериментирования. И уже на сегодняшний день, оценивая результаты своей работы, сделала вывод, что экспериментальная деятельность является эффективным средством развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста.
Продолжая работать в этом направлении и выбрав тему по самообразованию «Исследовательская деятельность в детском саду» я изучаю теоретические и практические материалы, методику проведения образовательной деятельности в форме экспериментирования, создаю предметно-развивающую среду в группе для проведения простейших опытов и экспериментов.
В исследовательской деятельности ребята с желанием и интересом выбирают самостоятельно объект для эксперимента, подбирают методы исследования.
Опыты подбираю простые, но некоторые из них требуют специального оборудования и материалов. Большинство материалов найти довольно просто: бумага, картон, пластиковые бутылки, нитки, болтики и др. Эксперименты я провожу коллективно, всей группой, но дети также любят индивидуально, самостоятельно организовывать эксперименты в мини-лаборатории. В группе создан исследовательский уголок. При оборудовании уголка учитывала следующие требования:
- безопасность для жизни и здоровья
- достаточность
- доступность расположения.
Для поддержания интереса у детей я использую сказочного персонажа – «Мышонка – удивленка», фиксиков, которые живут в уголке экспериментирования. Наши герои вместе с детьми участвует в опытах и экспериментах, приносят ребятам удивительные истории, интересные вещи. Экспериментирование я использую в различных сферах детской деятельности. Считаю важным при обучении задействовать все органы чувств ребенка. Огромную радость доставляет дошкольникам угадывание предметов в «Чудесном мешочке» или «Ящике ощущений», в восторге от игр «Угадай на вкус», «Узнай по запаху».
Экспериментирование я использую и совместно с др. специалистами. Так после ИЗО деятельности дети экспериментировали с красками: путем проб и ошибок находили нужный оттенок.
Выполняя упражнения со спортивным инвентарем, дети видят и ощущают взаимосвязь различных физических действий. Например: сильнее бросишь – дальше полетит, чем тяжелее предмет, тем больше усилий нужно приложить, чтобы он долетел до цели. На прогулке наши юные исследователи решают важные проблемы: «Что произойдет со снежинкой, если она упадет на ладошку?», «Как освободить бусинку из ледяного плена?»
Задачи по данному направлению мне помогают реализовывать родители ребят. В родительском уголке я предлагаю рекомендации, консультации, советы по организации интересных опытов в домашних условиях ( «Проведите с детьми дома», «Как организовать условия для исследовательской деятельности дошкольников?»)
В уголке экспериментирования организована для родителей мини-библиотека по исследовательской деятельности. Собрана картотека для проведения занимательных опытов с детьми в домашних условиях. Провела анкетирование «Организация экспериментальной деятельности в ДОУ» — по результатам видно, что родители заинтересованы в развитии познавательного интереса детей и нуждаются в необходимости использования знаний об исследовательской деятельности не только в детском саду, но и дома.
Вашему вниманию предлагаю: картотеку игр с водой, картотеку опытов и экспериментов.
По моим наблюдениям, знания, полученные в ходе эксперимента, опираются на живой интерес, любознательность, на высокий эмоциональный подъем. Опыты чем-то напоминают ребенку фокусы, они необычны, и что очень важно дети все проделывают сами.
III. Основная часть
На слайде представлены слова:
Как вы думаете, какое последует задание?
- Необходимо определить алгоритм проведения экспериментирования и структуру эксперимента.
Так как мастер-класс ограничен во времени, предлагаю воспользоваться готовой схемой примерного алгоритма, который представлен на экране. Вам необходимо определить его последовательность.
Примерный алгоритм проведения экспериментирования.
- Предварительная работа (наблюдения, экскурсии, чтение, беседы, рассматривание, зарисовки)
- Определение вида ОД.
- Констатирующие (позволяют увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями).
- Сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта).
- Обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам)
3. Постановка темы исследовательской деятельности.
4. Выбор цели, задач (образовательные, развивающие, воспитательные).
5. Подготовка пособий и оборудования.
Пожалуйста, прочитайте и обратите внимание на последовательность этапов проведения эксперимента.
Примерная структура эксперимента:
- Проблема
- Постановка задачи
- Варианты решения
- План эксперимента
- Выбор оборудования
- Правила безопасности
- Эксперимент
- Вывод
- Связь с жизнью
- Обобщения
Мы вспомнили с вами о роли детского экспериментирования, уточнили последовательность проведения, но при всём этом важно всегда помнить, что одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды.
Я хочу сегодня показать вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами, которые можно использовать в работе с детьми.
Эксперимент рождается не просто:
Порой – с наивного вопроса. Порой – со странного ответа. Он долго зреет в тайне где-то Когда сомнений нет уж боле –
Он вырывается на волю, Нам отдаёт себя на милость: Смотрите! Что-то получилось. Посмотрим, что же получится у нас?
Уважаемые коллеги, а сейчас я попрошу вас побыть в роли детей старшего дошкольного возраста и поэкспериментировать.
- Как вы думаете, рухнет ли сахарная башня?
-Можно ли заставить апельсин опуститься на дно водоёма?
Не ломайте голову, давайте поэкспериментируем!
Опыт 1
- На слайде показана последовательность проведения опыта с апельсином. Выполните этот эксперимент.
Один апельсин опустим в миску с водой. — Что произошло с апельсином?
Он будет плавать. И даже, если очень постараться, утопить его не удастся. Очистим второй апельсин и положим его в воду. — Ну, что? Глазам своим не верите? Апельсин утонул. Почему? Как же так? Два одинаковых апельсина, но один утонул, а второй плавает! Почему? — Сделаем вывод: В апельсиновой кожуре есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают апельсин на поверхность воды. Без кожуры апельсин тонет, потому что тяжелее воды, которую вытесняет.
Вывод: Апельсин не тонет в воде, потому что в его кожуре есть воздух и он удерживает его на поверхности воды.
Вода растворяет соль. Соленая вода более плотная, поэтому апельсины в ней не тонут.
Опыт 2
- Что произошло с сахаром после того, как вы вылили подкрашенную воду в тарелку?
- Что случилось с башней, когда сахар полностью пропитался водой?
Вывод: вода является хорошим растворителем. Вода проникает в сахар и смешивается с ним (это хорошо видно по тому, как меняется цвет сахара). К тому же молекулы воды очень сильно притягиваются друг к другу, что помогает им подниматься вверх по башне. Сахар растворяется, башня падает.
Опыт 3.
«Живая рыбка»
Еще один несложный опыт, которым можно приятно удивить детей.
Вырежьте из плотной бумаги рыбку. В середине у рыбки круглое отверстие «А», которое соединено с хвостом узким каналом «АБ».
Налейте в таз воды и положите рыбку на воду так, чтобы нижняя сторона ее вся была смочена, а верхняя осталась совершенно сухой. Это удобно сделать с помощью вилки: положив рыбку на вилку, осторожно опустите ее на воду, а вилку утопите поглубже и вытащите.
Теперь нужно капнуть в отверстие «А» большую каплю масла.
Стремясь разлиться по поверхности воды, масло потечет по каналу «АБ». Растекаться в другие стороны ему не даст рыбка. Как вы думаете, что сделает рыбка под действием масла, вытекающего назад? Ясно: она поплывет вперед!
Объясните детям, что вы показали им фокус, а все фокусы основаны на определённых при родных физических явлениях, которые они будут изучать в школе.
IV. Заключительная часть.
При организации детской экспериментальной деятельности, постоянно возникают вопросы. А нужно ли это ребёнку сейчас? Какое дальнейшее применение этого он найдёт в обыденной жизни? Большинство ответов положительные. Значит, мы выбрали нужное и ценное содержание для своей работы. Ведь детские удивительные открытия находятся рядом, и только собственный опыт поможет ребёнку приобрести необходимые знания о жизни. А нам, взрослым, необходимо создать условия для экспериментальной деятельности и поддерживать интерес ребёнка к исследованиям и открытиям. Поэтому заканчиваем описание своего опыта работы словами известного психолога П.П. Блонского: “Пустая голова не рассуждает. Чем больше опыта, тем больше способна она рассуждать”.
Наш мастер- класс помогает научить взрослых развивать любознательность ребенка, его стремление к маленьким «открытиям».
Рефлексия «Пирамида знаний». Для того чтобы собрать пирамиду, надо дать несколько ответов на предлагаемый вопрос. У вас на столах находятся кольца пирамиды. Одно кольцо – один ответ. Вопрос — Подумайте и скажите: «Что развивают у детей игры – эксперименты?»
Вершину «Пирамиды знаний» дострою я. Есть одна притча: «В одном селении жили два мудреца, между которыми было соперничество: кто главнее в этом селении? И на одном из собраний один из мудрецов решил показать, что он главнее и мудрее. Взяв в ладони бабочку, он сказал другому мудрецу: «Если ты мудрейший, то ответь: вспорхнет ли бабочка из моих ладоней?» А сам подумал: «Если скажет «да», то я сомкну ладони. Если скажет «нет» — то я их распахну, и бабочка взлетит. И это даст возможность показать, что другой мудрец не прав и я главнее. На что другой мудрец ответил, вопреки его ожиданиям: «Все в твоих руках». В наших руках то, как мы сможем развить все задатки, данные нашим детям, достигнут ли они соответственных высот или они останутся нераскрытыми.
|