Подготовила и провела: Педагог – психолог Баканова С.Ю. 2018 год Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 2 «Кораблик» городского округа Красноармейск
Московской области
Цель: раскрыть сущность полярных понятий «добро» и «зло», показать каким эмоциональным состояниям они соответствуют.
Задачи:
Образовательные:
Формировать представления у детей о добре и зле, о хороших и плохих поступках; учить дифференцировать эмоциональный мир человека по мимике и жестам, пантомимике; формировать моральные представления о доброте.
Развивающие:
Развивать умение правильно оценивать поведение людей и вымышленных персонажей; социально-коммуникативные навыки и творческие способности дошкольников.
Воспитательные:
Воспитывать добрые чувства к окружающим людям; дружеские отношения при коллективной работе, детско-взрослом взаимодействии.
Материалы:
Волшебная книга, Музыкальные записи: «Что такое доброта?», «Ненавижу добрые дела», «Ну – ка, все встали в круг», музыка для тренинга эмоций; фрагмент мультфильма «Приключения кота Леопольда»; куклы доброго и злого волшебника, букет цветов, ваза; пальчиковые краски, изображения мышат на каждого ребенка, влажные салфетки.
Ход непосредственной образовательной деятельности
Ритуал приветствия
Психолог:
Доброе утро улыбчивым лицам!
Доброе утро солнцу и птицам!
За руки крепко и дружно возьмёмся,
Всем добрым людям вокруг улыбнёмся.
Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Чтобы у нас весь день было хорошее настроение.
(Дети садятся на стульчики, расставленные полукругом).
Звучит песня «Что такое доброта?»
Психолог:
Ребята, как вы думаете какое настроение у этой песни? (Бодрое, веселое, доброе, светлое).
Психолог:
Настроение музыки так же, как у человека бывает разным. Давайте послушаем еще одну песню.
Звучит песня «Ненавижу добрые дела»
Психолог:
Как вы думаете, ребята, а какое настроение этой песни? (Хмурое, сердитое, злое).
Какая песня вам понравилась больше? Почему?
Давайте послушаем добрую и веселую песню еще раз.
Звучит песня «Что такое доброта?»
Посмотрите, у меня есть волшебная книга, которая может нам многое рассказать. Давайте откроем ее и узнаем, о чем она расскажет нам сегодня.
Быть легче добрым или злым?
Наверно, легче злым.
Быть добрым – значит отдавать
Тепло свое другим.
Быть добрым – значит понимать
И близких, и чужих.
И радости порой не знать,
Заботясь о других.
Конечно, доброму трудней,
И все же посмотри:
Как много у него друзей!
А злой всегда – один…
Сегодня, ребята нам книга расскажет о добре и зле.
Как вы думаете, какого человека называют добрым? (С добрым сердцем, доброй душой, он говорит добрые слова, помогает тем, кто попал в беду).
Иногда бывает, что в человека вселяются «драконы»: гнев, обида, жестокость, зависть. И тогда человек становится злым, сердитым, недовольным, он может причинять боль и неприятности другим.
(Книга лежит перед ширмой, психолог открывает ее, за ширмой появляется злой волшебник).
Злой волшебник:
Куда это я попал? А — а- а понятно, в детский сад. Это хорошо, тут много детей, есть кого обижать.
Ведь я с улыбкой не дружу и лишь обидам рад.
Я гневом, злостью дорожу, кусаю всех подряд.
Не пожалею никогда, нигде и никого.
Люблю на свете я всегда себя лишь одного.
Психолог:
Ребята, да это же волшебник, а как вы думаете какой это волшебник? (Злой).
Злой волшебник:
Да, я злой – презлющий, я всех обижаю. И вас сейчас буду обижать и дразнить. Бе – бе – бе, эй вы бяки — забияки (дразнит детей).
Психолог:
Ой, как некрасиво, и не стыдно тебе обижать ребят!
Злой волшебник:
А что еще мне остается делать, если со мной никто дружить не хочет.
Психолог:
Кто же с тобой захочет дружить, если ты всех обижаешь. Вот если бы ты подобрел, ребята с тобой обязательно бы подружились. Правда, ребята (Да).
Злой волшебник:
А как это?
Психолог:
Ребята, давайте поможем злому волшебнику превратиться в доброго! Посмотрим, что про это написано в волшебной книге (заглядывает в книгу).
В книге написано, что мы должны выгнать злость из волшебника, подув на него. Давайте подуем сильно – сильно и вся злость просто улетит!
Дыхательная гимнастика:
Дети дуют, широко раздувая щёки, тем самым выгоняя злость и из себя. (Злой волшебник превращается в доброго).
Добрый волшебник:
Спасибо, ребята, ваши добрые сердца прогнали из меня злость! Это так здорово!
Я слабым помогать готов, попавшим вдруг в беду,
Всегда приветлив и здоров, и правду говорю.
Не жадничаю никогда, жалею я других.
Ошибки всем прощу всегда – забуду я о них.
С улыбкой я всегда дружу, всегда гостям я рад.
Я дружбой верной дорожу, люблю я всех ребят.
Психолог:
Ребята, как вы думаете каким, стал волшебник? (Добрым).
Добрый волшебник:
Верно, я стал добрым волшебником и сейчас я сделаю всем добро.
Чудо в миг я сотворю
И добро вам подарю!
(Появляется букет цветов).
Психолог:
Вот это да, какая красота, спасибо тебе добрый волшебник!
Добрый волшебник:
Это вам спасибо! Добрым быть так здорово, полечу- ка еще кому – нибудь сделаю добро! До свидания!
Психолог: До свидания!
(Ставит цветы в вазу).
Как приятно, когда добрый человек делает для тебя что – то хорошее.
Ребята, как вы думаете, хорошо быть злым? Почему? (Плохо, никто не захочет дружить со злым человеком, он всех обижает).
А добрым быть хорошо? Почему? (Да, хорошо помогать людям, делать добрые дела).
Молодцы, все верно! А сейчас я предлагаю вам попробовать самим изобразить добрые и злые эмоции.
Тренинг эмоций:
Детям предлагается изобразить:
- Веселых мышат
- Злого и голодного тигра
- Шаловливых обезьянок
- Сердитого волка
- Радостных лягушат.
Психолог:
А сейчас я предлагаю посмотреть фрагмент мультфильма «Приключения кота Леопольда», про самого доброго кота на свете.
(Просмотр фрагмента мультфильма «Месть кота Леопольда»)
Психолог:
Ребята, что случилось с добрым котом Леопольдом? (Он стал злым).
Как стал себя вести кот Леопольд, когда стал злым? (Стал обижать мышат).
Кто вам больше нравится в мультфильме кот Леопольд или мыши? Почему?
Психолог приглашает всех детей к столу. На столе не законченные рисунки мышат. Детям предлагается дорисовать улыбки мышатам. Во время рисования психолог обращает внимание детей на передачу эмоционального состояния мышат.
Психолог:
Ребята, сегодня на занятии мы узнали, что такое добро и зло. Помогли злому волшебнику стать добрым. Вы все очень старались. Я желаю вам, чтобы вы всегда оставались добрыми, совершали только добрые поступки. Никогда не сердились и не злились!
Ритуал прощания
Дети встают в круг и исполняют песню «Ну – ка, все, встали в круг» (Диск Екатерины и Сергея Железновых)
Ну –ка, все встали в круг,
За руки все взялись вдруг.
Будем рядом стоять, ручками махать.
Вот мы с вами занимались и немножко баловались,
А теперь, детвора, отдыхать пора!
|