Котельникова Юлия Алексеевна. Социально-нравственное воспитание дошкольников

Социально-нравственное воспитание дошкольников
Котельникова Ю.А. МДОУ «ЗОЛУШККА», г. НОЯБРЬСК

В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социализации дошкольников, являющейся одним из компонентов проекта Государственного стандарта по дошкольному образованию. Повышение внимания к проблемам социализации связано с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе.
Актуальность социально-нравственного воспитания  на данный момент огромна, т.к. объективная социокультурная ситуация, сложившаяся в обществе, характеризуется изменением традиционных нравственных норм и правил морали, нарастанием стрессовых обстоятельств, снижением устойчивости нравственных убеждений и отношений, приводит к нежелательным последствиям в нравственном становлении подрастающего поколения России: наблюдается слабая мотивация к нравственному самосовершенствованию; размытость критериев добра и зла; низкий уровень развития эмоционально - волевой сферы личности. В таких условиях все острее ощущается потребность в воспитании высоконравственной личности, способной созидать, а не только потреблять. Именно в этом возрасте необходимо задать нравственные ориентиры социального развития ребенка.
Социально-нравственное воспитание является одной из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям, так как то, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.
Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Исторический анализ убеждает в необходимости оказать ребёнку квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир людей. Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества.                   Основная цель педагогов детского сада – помочь детям войти в современный мир, такой сложный и динамичный.
Проблема социализации личности в обществе является  значимой на данном этапе развития педагогической науки, поскольку неадаптированность  личности в обществе приводит к необратимым процессам, как для личности, так и для общества. Вопросы социализации личности нашли отражения в исследованиях Л.П.Буевой, В.А.Лабунской, Е.Н.Сорочинской, Д.И.Фельдштейна, Э.Эриксона и др.  Авторы утверждают положение о том, что процессы социализации определяют восхождение личности в социальную среду (Б.П.Парыгин), обеспечивают условия для взросления (Д.И.Фельдштейн), овладения  всеобщими нормами отношений, аккумулирования социальных ролей (Т.Шибутани, Э.Эриксон), вбирания общих ценностей в процессе общения со значимыми другими (Т.Парсонс) и др. В психолого-педагогических исследованиях социальное поведение определяется как овладение социальными отношениями, «перенесение их внутрь», превращение в функцию личности (Л.С.Выготский); самоактуализация себя в среде сверстников (Л.И.Божович); присвоение индивидом социальных норм, ценностей, образцов поведения (Э.Эриксон); многоступенчатый процесс приращения в индивидуальном социального (Д.И.Фельдштейн).  Анализ исследований позволил выявить оптимальные условия воспитания социального поведения личности:
•    осознание возрастных возможностей ребенка (Л.С Выготский);
•    среда межличностного общения (Л.И.Божович);
•    формирование представлений о нормах  и правилах поведения в обществе (Е.Н.Шиянов); совместная деятельность взрослых и детей (В.А.Лабунская);
•    приобщение к ценностям культуры (Д.И.Фельдштейн).
Педагогическая технология социально-нравственного воспитания детей осуществляется поэтапно:
- сбор информации об индивидуальных личностных особенностях воспитанников;
- перспективное планирование работы с детьми по социально-нравственному воспитанию;
- систематическая работа с детьми по социально-нравственному воспитанию;
- коррекция имеющихся социально-эмоциональных проблем.
Большую роль в успешном социально-нравственном воспитании дошкольников играет коллектив единомышленников, который формируется из администрации детского сада, воспитателей, педагога-психолога, инструктора по физкультуре, музыкальных руководителей. Воспитатели формируют у детей представления о социальном мире, о самом себе, окружающих людях, природе и рукотворном мире, воспитывают социальные чувства, активную жизненную позицию. Музыкальные руководители помогают в создании драматизаций, обыгрывании ситуаций с использованием декораций, костюмов. Педагог-психолог ведёт работу с детьми по овладению языком эмоций, коррекции агрессивности; формированию уверенности в себе, социальных навыков, нравственного сознания.
В целях обеспечения социального партнёрства МДОУ и семьи необходимо уделять большое внимание работе с родителями. Для обеспечения тесного взаимодействия педагогов и родителей по социально-нравственному направлению работы с детьми необходимо составить план работы с родителями в этом направлении, а для ознакомления родителей с работой детского сада используются родительские собрания, консультации, открытые занятия, совместные праздники, оформления в «Уголке родителей» и др.


Цель :
– создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников.
Задачи:.
-    создание благоприятной  предметно-развивающей среды для социально-нравственного развития детей;
- создание единой системы работы администрации, педагогических сотрудников, медицинского персонала МДОУ и родителей по социально-нравственному воспитанию детей;
-  пропаганда педагогических знаний по этому вопросу родителям и привлечение их к участию в педпроцессе;
- совершенствование стиля общения педагога с детьми: придерживаться психологически-корректного стиля общения, добиваться уважения и доверия детей;
-    формирование у детей основ личности будущего гражданина;
Высокие результаты в социальном развитии детей возможны лишь при наличии морально ценных взаимоотношений между взрослыми, взрослыми и детьми, при взаимной заботе воспитателей и родителей о поддержании авторитета взрослых в глазах детей. Очень важна организация содержательной жизни дошкольников дома и в детском саду, наполненная разнообразной деятельностью. Практика показывает также, что эффективность социального воспитания повышается, когда родители внимательно прислушиваются к советам воспитателей, а последние изучают лучший опыт семейного воспитания, условия жизни в семье.     Социальное развитие в детском саду осуществляется комплексно, но каждая детская деятельность отличается специфическими особенностями, которые создают возможность для наиболее успешной реализации той или иной задачи. Методы социального воспитания оказываются наиболее эффективными, способствуют формированию у дошкольников единства между словом и делом, когда воспитатель предусматривает одновременное воздействие на чувства и волю дошкольника, организацию положительных форм поведения, с расчётом на осознание ребёнком исходных социальных норм.
В заключении хочу отметить, социальное развитие осуществляется в социокультурном пространстве в ходе приобщения человека к культурным ценностям, их присвоения и сотворения. В нем и приобщение к культуре, как системе открытых проблем, и ее освоение, и созидание связаны с реализацией субъектной самости индивида и его культуротворческой функции.
Однолинейность социального развития, отождествляемого с усвоением и интериоризацией ценностей культуры и доминирующая во многих современных программах, приводит к обеднению сути самого процесса, к ограничению творческих возможностей развивающейся личности, становления ее субъектной деятельности. Культура — это внешний источник, но она бессильна, когда иссякают внутренние источники и движущие силы развития и саморазвития.
Эффективность социального развития обусловлена действием различных факторов. В аспекте педагогического исследования важнейшим из них является образование, цель которого — приобщение к культуре, ее воспроизведение, присвоение и сотворение. Социальное развитие возможно только тогда, когда человек не только повторяет сложившийся и построенный на основе культурных ценностей социальный опыт предшествующих поколений, но дополняет и углубляет его творчеством нового.

Просмотров: 414
Категория: По направлениям » Для детского сада » Нравственное воспитание детей




Другие новости по теме:

  • Рулинская Татьяна Сергеевна. «Культура общения – необходимое условие нравственного развития личности»
  • Дементьева Евгения Алексеевна. Образовательная программа дошкольного образования как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста
  • Горобец Наталья Николаевна. Роль духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в формировании целостной личности
  • Аккуратнова Ирина Васильевна. Необходимые условия для социально-эмоционального развития детей в детском саду.
  • Корелина Людмила Николаевна. Опыт работы по социально — нравственному воспитанию детей при тесном взаимодействии с семьей.
  • Щербакова Наталья Сергеевна Сорокина Анастасия Александровна Килина Ирина Юрьевна. Формирование социально значимых качеств личности воспитанника средствами театральной деятельности
  • Костычева Ирина Сергеевна. Доклад для педагогов на тему «Игра как механизм социализации, в рамках социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста»
  • Архипова Алла Германовна. Дошкольное образование – платформа воспитания и развития личности
  • Фукалова Ирина Александровна. Педагогическая статья «Развитие социальных качеств личности ребенка дошкольного возраста»
  • Бычкова Тамара Юрьевна. Сказка как один из видов игровой деятельности в процессе формирования и развития личности ребёнка.
  • Исаева Ольга Сергеевна. Физическое воспитание дошкольников. Социально-педагогическая значимость физического воспитания в дошкольном возрасте.
  • Кикоть Елена Александровна. Формирование личности детей средствами физкультурного воспитания
  • Абу Айда Ирина Геннадьевна. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА.
  • Птушко Елена Александровна. Формирование среды для социально-личностного развития старших дошкольников в трудовой деятельности
  • Чепикова Виктория Николаевна. Родительский клуб по теме: «Формирование социально-коммуникативных навыков общения у детей дошкольного возраста посредством клубной работы».
  • Авраменко Наталья. Интегрированное занятие по социализации личности ребенка «Мои права» в старшей группе
  • Костенко Светлана Вячеславовна. Устное народное творчество как фактор развития духовно-нравственных качеств личности дошкольника
  • Желтикова Людмила Викторовна. Использование воспитателем технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка с целью развития его эмоциональной устойчивости
  • Вера Анатольевна Овчинникова. Развитие личности ребёнка в процессе ознакомления с природой
  • Фасхутдинова Татьяна Петровна. Занятие по социально-нравственному воспитанию для детей подготовительной группы: Путешествие на «Поляну Дружбы».
  • Тарадуда Галина Николаевна. Игры по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с жизнью на Ямале и их роль в формировании здоровья и развития личности.
  • Ахмедова Светлана Абдурахмановна. «Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГОС в ДОУ»
  • Ярмонова Галина Ивановна. «Познавательно-исследовательская деятельность – как направление развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГОС в ДОУ»
  • Сапко Виктория Александровна. Значение совместного творчества детей и родителей в развитии личности ребёнка.
  • Рожкова Елена Александровна. План мероприятий по социально-нравственному воспитанию.
  • Макурина Галина Ивановна. «Организация работы детского сада и семьи по реализации задач духовно — нравственного воспитания дошкольников. Проблемы и результативность сотрудничества»
  • Тютерева Наталия Валерьевна. Активизация речевого общения, как фактор становления личности ребенка
  • Светлана Викторовна Смирнова. Программа «Пойми себя» Эмоционально-личностное и речевое развитие младших школьников с задержкой психического развития, длительное время пребывавших в условиях социально-психологической депривации
  • Смелова Ирина Александровна. Развитие личности ребенка раннего возраста в процессе ознакомления с потешками
  • Дьяченко Екатерина Геннадьевна, Мурзина Надежда Фаритовна. Развитие индивидуальных социально-коммуникативных умений и творческих способностей у детей в период с 3 до 7 лет в условия ФГОС



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь