Малыш – природный исследователь окружающего мира.
Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.
Одна из основных задач ФГОС:
- поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах детской деятельности: игровой, коммуникативной, творческой, конструктивной, трудовой, познавательной, исследовательской, проектной
Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ: задачи, приёмы, виды
Скачать презентацию
Современная система образования в детском саду отходит от способа передачи детям знаний информационным методом (прямая передача от педагога — воспитаннику). Согласно ФГОС педагогическая задача состоит в создании оптимальных условий, при которых каждый ребёнок мог раскрыть и совершенствовать способности в открытии особенностей и свойств объектов окружающей действительности. Исследовательские качества наблюдаются у детей 1–2 лет. Экспериментирование с объектами происходит при помощи элементарных действий: размазывание краски по листу, попробовать на вкус, испытать на прочность (укусить, бросить), извлечь звук (хлопнуть ладонью, стукнуть о твёрдую поверхность). С развитием мелкой моторики и координации движений опытные исследования становятся насыщеннее, но спонтанность в экспериментировании сохраняется до достижения 5–6 лет. Средние дошкольники способны к более длительным наблюдениям, они активно пополняют словарный запас и стремятся использовать в самостоятельной деятельности приобретённые навыки. Воспитанники старшей и подготовительной групп проводят опыты и эксперименты по самостоятельно продуманному плану, фиксируют и оценивают полученные сведения. Следовательно, на протяжении всего периода обучения в детском саду воспитанники совершенствуют способность решения проблемных ситуаций практическими методами, как в совместной с педагогом деятельности, так и самостоятельно в различных режимных моментах.
? Становление познавательно-исследовательской деятельности в значительной мере зависит от условий жизни ребенка. Чем полнее и разнообразнее предоставляемый ему материал для исследовательской деятельности, тем более вероятным будет своевременное прохождение этапов развития, восприятия, мышления, речи.
Задачи познавательно-исследовательской деятельности:
- обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
- развитие познавательных способностей;
- развитие творческого воображения и мышления;
- развитие коммуникативных навыков;
- формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе
Формы работы при организации познавательно-исследовательской деятельности:
- непрерывная образовательная деятельность;
- беседы познавательного, эвристического характера;
- опыты, эксперименты;
- просмотр фильмов, слайдов, презентаций;
- игры (сюжетно-ролевые, развивающие);
- чтение книг, энциклопедий, рассматривание картин и иллюстраций;
- наблюдение за явлениями природы и живыми объектами;
- экскурсии и целевые прогулки;
- труд в природе;
- тематические дни и недели;
- конкурсы, выставки, мини-музеи, коллекции;
- праздники, развлечения, вечера досуга, театрализованная деятельность;
- художественная и конструктивная деятельность;
речевое творчество: сочинение сказок, загадок, разгадывание кроссвордов
Содержание познавательно-исследовательской деятельности представлено несколькими темами:
Живая природа (многообразие живых организмов, характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах и т.д.).
Неживая природа (вода, воздух, почва, земля, песок их свойства, планета Земля – её рельеф, климат, природные явления, Космос и Солнечная система).
Физические явления (цвет, звук, магнетизм, земное притяжение, электричество и т.д.)
Человек (человек – живой организм, человек – пользователь природы)
Рукотворный мир: (материалы и их свойства, предмет – результат деятельности человека, преобразования предметов и т.д.)
Структура предметно-развивающей среды:
Организация и проведение познавательно-исследовательской деятельности педагогами, накопление, систематизация, использование и преобразование опыта детей в деятельности опосредовано естественными и специально созданными условиями.
Требования к предметно-развивающей среде:
- Развивающий характер.
- Создание условий для формирования ведущих видов деятельности с одновременным учетом особенностей других видов деятельности.
- Соответствие возможностям ребенка для перехода к следующему этапу развития
- Включение известных ребенку объектов, а также новых, которые побуждают его к последующей деятельности.
- Учет исходной инициативности ребенка, его стремления на деле применять свои знания.
Содержание уголков познавательно-исследовательской деятельности:
- место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции – экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.);
- место для приборов;
- место для хранения материалов (природного, "бросового");
- место для проведения опытов;
- место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.).
- Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
- Задача педагога – не пресекать исследовательскую, поисковую активность детей, а наоборот, активно помогать.
- СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
|