Программное содержание: обобщить и расширить представление детей об осени, используя схематические модели, закрепить знания детей о деревьях, различных их частях, уточнить и систематизировать знания детей о свойствах воды, учить детей экспериментировать, обобщать результаты, упражнять в употреблении синонимом, формировать связную речь, учить выражать свои мысли в грамматически-правильной форме, активизировать словарный запас. Развивать навыки общения для формирования дружбы и коллективизма, воспитывать бережное отношение к природе, продолжать формировать у детей знания о морально-нравственных качествах: доброте, дружбе, вызывать положительный настрой детей.
Предварительная работа:
1)Чтение рассказа Л.Толстого «Два товарища».
2)Рисунки детей: «Мой лучший друг» или «Мои друзья».
3)Анкетирование для родителей «есть ли у Вашего ребенка друзья?»
4)Беседа на тему «Нет друга — ищи, нашел — береги». Просмотр иллюстраций к пословице.
5)Разучивание стихотворения М.Мирошниченко «Хоровод друзей» с движениями; пословицы и поговорки о дружбе.
Материал:
- волшебные ворота, пригласительный билет, маски настроения, микрофон, музыкальное сопровождение к слайду об осени
- цветы разного цвета, мольберт с рисунком «Поляны Дружбы»
- сердечки с шоколадом внутри
- д/и «Назови правила», стрелочки указатели путешествия
- смешарики: Крош, Нюша, Лосяш
- опыт: «Свойства воды» (кружечки с водой, прозрачные баночки, цветные ложечки, блюдца со снегом и льдом
- река из синего материала, деревянный мост, бумажные цветы-лилии
- белый лист, геометрические фигуры цветные, схемы предложения, столы и стулья для детей.
Словарная работа. Слова, обозначающие свойства воды: бесцветная, прозрачная, безвкусная, отражает предметы, растекается. Подбор прилагательных к существительному «Осень». Подбор прилагательных о своем друге. Слова-синонимы.
НОД
І Сюрпризный момент: воспитатель приходит с пригласительным билетом и предлагает отправиться в путешествие на «Поляну Дружбы».
Она для тех, кто друзей имеет много И другом хочет быть для всех… Торопитесь, вас ждет сюрприз…
На столе лежат маски разного настроения, выберите себе такую, какая соответствует Вашему настроению (дети выбирают). И прикрепите на сказочные ворота, через которые мы отправимся в путешествие.
Воспитатель: почему Вы выбрали это настроение? (Дети по-очереди отвечаю о своем настроении). Затем воспитатель предлагает улыбнуться друг другу. Ведь улыбка – начало дружбы.
ІІ Основная часть: с песней «Вместе весело шагать» слова М.Матусовского, музыка В. Шаинского. Дети вместе с воспитателем проходят через ворота и отправляются в путешествие в поисках «Поляны Дружбы». На пути встречают смешарика Кроша, он просит помочь ему определить, какое время года изобразил художник на картине. Звучит музыка «Времена года».
Слайд. Картина осени и схематические модели.
- Дети выбирают схематическую модель, которая соответствует времени года на картинке.
- По второй схематической модели дети называют настроение картины.
- По третьей схематической модели дети называют краски, которые использовал художник.
- По четвертой схематической модели, дети подбирают прилагательные ко времени года, изображенной на картине.
Воспитатель: ребята, чем Вам нравится осень? (Ответы детей).
-Какие деревья Вы видите на картине.
Игра «Собери осеннее дерево» (дети собирают дерево из частей).
Воспитатель: назовите части дерева. Почему это дерево осеннее? (Дети отвечают).
Смешарик благодарит детей и показывает дорогу дальше стрелочкой, но предлагает соблюдать правила в лесу.
Д/и «Назови правило» (дети садятся на поляну украшенную желтыми листьями и показывают по-очереди картину с правилом и, называя его, кладут в круг и т.д. Получается цепочка правил по-кругу).
Дети идут дальше. Д/и «Назови противоположные слова».
Воспитатель: Мы идем дорожками Дети: мы идем тропинками В: мы идем с лукошками Д: мы идем с корзинками
В: в лес пошли дети и … (взрослые)
В: мы идем вперед и вернемся … (назад)
В: мы пошли утром, а вернемся … (вечером)
В: в лесу деревья большие и … (маленькие)
- деревья толстые и … (тонкие)
- высокие и … (низкие)
- идем по тропинке узкой и … (по широкой)
- по длинной дорожке и … (по короткой)
- в путешествие пошли мальчики и … (девочки).
Встречается на пути смешарик «Нюша» (она огорчена и покажет путь к «Поляне Дружбы», если дети ее развеселят.
Звучит музыка, воспитатель приглашает детей в «Хоровод друзей» слова И.Мирошниченко. (Дети под музыку выполняют движения)
Этот танец очень простой (2 хлопка) Повторяй его вместе со мной (2 притопа) Как кораблик плывет по волнам Мы навстречу веселым ветрам (руки кладут на плечи)
Руку другу поскорей протяни И покрепче в ладошке сожми Карусель наша мчится вперед Всех друзей она в танец зовет
Хлопну друга теперь по плечу (хлопают) Обниму его и закричу: Мне с тобой хорошо и легко, Мы подпрыгнем с тобой высоко.
А теперь соберемся в кружок И пошепчемся тихо, дружок
Скажем ласково: «Счастья тебе я желаю всегда и везде!»
«Нюша» радуется и показывает дорогу стрелочкой. Воспитатель меняет улыбку у «Нюши». Дети идут дальше.
Воспитатель: ребята, хороших мы друзей повстречали на пути? (Да)
- какие пословицы и поговорки о дружбе Вы знаее7
- Не имей сто рублей, а имей … (сто друзей)
- Человек без друзей, что дерево … (без корней)
- Друга ищи, а найдешь … (береги)
- Дерево живет корнями, а человек … (друзьями)
- Старый друг лучше … (новых двух)
Встречают на пути смешарика «Лосяша» с кувшином, он предлагает отдохнуть и попить воды из кувшина, только потом он покажет путь дальше.
Опыт: «Свойства воды». Смешарик «Лосяш» дарит стрелочку и показывает дорогу через реку по мосту. Д/и «назови слово на заданный звук». (Дети проходят по одному по мосту, срывают «лилию» в реке со звуком, которые расположены по обе стороны моста, называют слово на этот звук и делят его по слогам.
Воспитатель: давайте составим предложения о дружбе. Игра «Составь предложение по схеме». Дети на мольберте составляют схему предложения о дружбе. Воспитатель предлагает сориентироваться, чтобы узнать куда идти дальше. Д/и «Ориентировка на белом листе бумаги» (дети за столами ориентируются на белом листе бумаги с помощью цветных геометрических фигур. И после ориентировки попадают на «Поляну Дружбы» украшенную листьями, цветочками. Воспитатель предлагает присесть на поляну и спрашивает у детей:
- что такое дружба?
- с кем можно дружить?
- а у Вас есть друзья?
Затем предлагает выбрать цветочек по цвету для своего друга, которыми украшена поляна. Д/и «Цветочек для друга». Дети выбирают и объясняют почему выбрали этот цветок. Н-р: желтый, потому что мой друг ласковый, добрый. Затем крепят цветок на «Поляну Дружбы» на мольберте.
Игра: «Собирайтесь дети в круг»
- Собирайтесь дети в круг (встают в круг).
- Ты мой друг и я твой друг (встают парами и показывают ладошкой на себя и на своего товарища).
- Вместе за руки возьмемся (берутся за руки).
- И друг другу улыбнемся.
- Мы одна дружная и крепкая семья.
ІІІ Заключительная часть. Воспитатель хвалит детей, что они были в путешествии дружными, внимательными и наблюдательными, не оставили друзей в беде. Дарит всем сердечко с шоколадкой внутри.
Вывод: Чтобы дружба была всегда хорошей, крепкой, нужно выполнять правила дружбы.
Дети:
— дружить всегда, * дружить везде - дружить на суши и воде.
Ребята, здорово когда на свете есть друзья?
С песней «Здорово, когда на свете есть друзья». Слова Пляцковский М., музыка Иванов В.
Дети с воспитателем возвращаются в детский сад.
|