Актуальной задачей современной системы образования является нравственное воспитание детей.
Детство – это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. И в начале пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные люди в его жизни – родители. Благодаря их заботе, эмоциональной близости и поддержке, ребёнок растет и развивается, у него возникает чувство доверия к миру и окружающим его людям.
На определённом этапе жизненного пути ребёнок поступает в детский сад. И теперь его окружают новые люди, которые составляют иную общность, чем его семья. И нам необходимо объединить свои усилия и обеспечить малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома, что способствует его развитию, и познанию окружающего мира и умению общаться со сверстниками.
В своей работе столкнулась с проблемой занятости и отстраненности родителей в воспитания и развитии ребенка, присутствием излишней опеки со стороны взрослых, ослабление семейных связей и традиций между поколениями, наблюдается конфликтный характер общения.
Мы, взрослые, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитать у детей любовь и уважение к членам семьи, привить детям чувство привязанности к семье и дому. Свою работу начала с глубокого изучения семьи, ее запросов, требований, претензий, взглядов на воспитание и развитие ребенка. И свою основную цель я увидела в том, чтобы помочь родителям преодолеть следующие трудности:
- научить родителей слышать и понимать своего ребенка, формировать навыки успеха;
- повысить уровень педагогической культуры родителей;
- достичь оптимального уровня взаимодействия детского сада и семьи через созданную систему социального партнерства;
- привлечь родителей к проектной работе в группе.
Все это послужило идеей создания долгосрочного познавательно-творческого проекта «Вместе — дружная семья».
Реализация проекта осуществлялась с детьми старшего возраста.
Цель: формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности детей к родному дому, семье, детскому саду, городу и создание атмосферы общности интересов, направленных на вовлечение родителей в воспитательный и образовательный процесс.
Задачи:
- изучить педагогические технологии по данной теме;
- воспитывать в детях уважительное отношение ко всем членам семьи;
- создавать условия и психологически комфортную обстановку общения для детей, членов их семей, атмосферу доброжелательности, сотрудничества, ситуации успеха;
- использовать различные формы сотрудничества с родителями, вовлекать их в совместную с детьми деятельность, направленную на повышение авторитета.
Работу над проектом начала с подбора и изучения педагогических технологий Р.А. Жукова «Моя родословная», А.Лопатина «Нравственное воспитание дошкольников», М.А. Дозорова, Н.В. Кошлева, А.А. Кроник «Семья: я + мама + папа + бабушки + дедушки».
Основываясь на данные педагогические технологии, разработала план работы по теме: «Воспитание духовно-нравственных отношений в семье».
Первое, что было предложено родителям вместе с детьми, начать оформление страничек семейного альбома с целью расширения знаний детей о своём роде, родословной, о семейных традициях, о профессиональной деятельности родителей, о значении имени; о воспитании, уважении и любви к родным и близким.
Странички в альбоме:
- «Игрушки моего детства». Родители рассказали детям о том, в какие игрушки они любили играть в детстве и отразили это на странице семейного альбома. Итог работы — непосредственная образовательная деятельность по теме: «Игрушка – мой друг».
- «Герб моей семьи». Дети вместе с родителями презентовали эту страничку друг другу на родительском собрании.
- «Хранители воспоминаний». Здесь дети с большой любовью и интересом мастерили рамки для фотографии и рассказывали о событиях, изображенных на них. У кого-то — это был семейный праздник, у кого-то — незабываемое путешествие, а для кого-то – обычное, но очень значимое для него событие.
Итог этой работы — открытое мероприятие, проведенное для родителей и коллег по нравственно-патриотическому воспитанию и формированию целостной картины мира ребёнка «Неразлучные друзья – мама, папа и я».
- «Что в имени моем» — родители совершили путешествие по раскрытию тайны имени своего ребенка, очень творчески и с большой любовью оформили эту страничку и рассказали, почему они дали ребенку такое имя, а дети делились своими знаниями о своем имени.
- Важным условием взаимодействия с семьей является установление доверительных отношений с родителями на основе сотрудничества.
Ещё одной эффективной формой работы была встреча с интересными людьми в нашей гостиной, где родители — не пассивные зрители, а активные участники встречи.
Цель: формирование представлений о мире увлечений людей.
Задачи:
расширять знания детей об увлечениях взрослых и их способах реализации;
развивать познавательный интерес и познавательную активность через совместную деятельность;
воспитывать любознательность, уважительное отношение к деятельности взрослых людей.
Темы для встреч были взяты после проведения анкетирования об увлечениях родителей. Родители знакомили детей с очень интересными видами своей деятельности, такими как:
«Увлечение пчеловодством».
«Мастер класс по каратэ, приёмы самообороны».
«Мягкая игрушка своими руками».
«Мастер причёски».
«Мама доктор – что ж такого».
«Красный, жёлтый, зелёный».
Дети получили знания о том, как пчелы делают мед; познакомились со спортивной борьбой – каратэ, освоили доступные приемы самообороны; научились делать игрушки кукол и животных из ткани и ниток; познакомились ближе с профессиями – мастер детских причесок и фельдшер; посетили урок безопасности вместе с инспектором по ПДД.
Детям очень нравились эти встречи, и они с нетерпением ждали их. Встречи в нашей гостиной повышали родительский авторитет, способствовали укреплению отношений между родителями детьми и педагогом, развили у детей познавательный интерес, коммуникативные навыки, укрепили позитивное отношение родителей к дошкольному учреждению.
Еще одной нетрадиционной формой в работе стал «Клуб бабушек». Воспитание внуков, является нормой, долгом и честью, которая оказана старшему поколению, которое должно передать нравственный потенциал предков во всей его исторической полноте.
Цель: выявление положительного опыта семейного воспитания среди старшего поколения.
В процессе работы были проведены необычные развлечения,
посиделки, вечера, приглашали на них старшее поколение – бабушек и дедушек. Очень интересными были: «Встреча у сладкой ёлки» (вечер на рождество с гаданием, пением народных песен, колядками), «Широкая масленица», «Праздник картошки», «Праздник капусты». Родителями проявляли творчество в сочинительстве стихов, загадок, частушек. Также активно участвовали в выставке поделок из картофеля и капусты: «Картофельные фантазии» и «Чудо из капусты». Эти вечера создавали домашнюю, уютную атмосферу, способствовали эмоциональному, нравственному подъёму детей, и их с нетерпением ждали дети и взрослые.
Развитие любого ребенка не может и не должно определяться только усилиями педагога. Роль семьи в этом отношении невозможно переоценить. Свою работу выстраивала на основе активизации и обогащения воспитательных компетенций родителей, на основе сотрудничества и партнерского взаимодействия: это
- совместные творческие конкурсы, походы выходного дня в рамках проекта «Юные туристы» совместно с инструктором по физической культуре
- создание книги «Осенние превращения» в рамках проекта «Осень разноцветная в гости к нам пришла»
- создание альбома «Мои первые открытия» в рамках проекта «Воздух-невидимка»
- создание книги «По улицам родного города» в рамках проекта «Дорога и дети»
- выставка семейных проектов: «Наш семейный стиль жизни», «Традиции моей семьи», «Увлечение моего ребенка» и др.
- консультации, дни открытых дверей
- организация тематической библиотеки «Как помочь своему ребенку стать успешным» при взаимодействии с педагогом психологом и учителем-логопедом
- проведение праздника «День семьи»
- выставка детских работ из солёного теста (по результатам деятельности детского объединения по интересам «Мукосолька»). Родители могли видеть работы своих детей и гордиться их успехами.
Оценивая результат, можно отметить:
- У родителей повысилась педагогическая культура, появилась возможность увидеть своего ребенка в условиях, отличных от домашних, что привело к пересмотру родителями своих методов и приемов воспитания.
- Стало регулярным участие родителей в совместной с детьми творческой деятельности, в познавательных проектах, в прогулках выходного дня.
Дети вместе с родителями участвовали в конкурсах разного уровня это: конкурсы детского изобразительного творчества; конкурс «Каменская радуга» (3 место) в номинации «Театрализованное игры»; литературный конкурс «Хрустальная туфелька»; конкурс чтецов 2016г; конкурс «Зеленый огонек» др.
- У воспитанников сформировалась любовь, чуткое отношение к близким людям, к своей семье, выражающаяся в повседневной заботе о них.
На период поступления в школу у детей сформированы основы личностных качеств: нравственных, интеллектуальных, эмоционально – волевых, действенно – практических. Дети могут вести диалог, самостоятельно выбирать правильную линию поведения, согласовывать свою активность с ситуацией, активно участвовать в совместных играх, труде, высказывать свое мнение, вносить предложения, договариваться, поддерживать созидательное отношение к окружающему миру.
Надеюсь, что это позволит им в дальнейшем самостоятельно действовать в соответствии с законами природы и общества и стать успешными.
|