Цель: сформировать у родителей элементарные представления об основных этапах логопедической работы для закрепления в домашних условиях.
Задачи:
- объяснить значение фонематического слуха для формирования правильного звукопроизношения;
- уточить знания родителей об артикуляционной гимнастике и ее значении при постановке звукопроизношения;
- научить родителей различать физиологический и речевой типы дыхания, закрепить знания об их правильном осуществлении.
Скачать конспект
Скачать презентацию
Оборудование:
- Компьютерная презентация (Приложение 1);
- Раздаточный материал (нитки, карандаши, коробка с заданиями);
Автор: учитель-логопед первой квалификационной категории Енокян М.А.
I. ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ
1. Теоретическая часть
Грамотная, четкая, правильная и лексически богатая речь очень важна для человека. Ее развитие должно начинаться еще с детсадовской скамьи, где логопед совместно с родителями обязаны дать ребенку хорошую основу обучения грамоте. Развитие речи должно основываться на фонематическом восприятии.
Система человеческого слуха имеет неречевой и речевой слух, как две самостоятельные формы. Первая форма – это способность к ориентированию в неречевых звуках, к которым относятся музыка, мелодии, шумы. Речевой слух – это умение анализировать услышанные звуки речи. При этом происхождение услышанных слов неважно – они могут быть взяты из родного языка или иностранного. Речевой слух может нарушиться вследствие травмы височной области с левой стороны головы. Неречевой же нарушается при травмировании правой височной области.
Речевой слух делят на:
- фонематический – различие, узнавание фонем в речи;
- физический – умение воспринимать звуки разного звучания, высоты и громкости;
- звуковысотный – умение улавливать мелодику речи;
- тональный – умение слышать и повторять изменения тембра голоса;
- ритмический – ощущение внутреннего темпа речи и умение воспроизводить его.
Как говорилось ранее, фонематическим слухом называют умение человека анализировать и синтезировать речевые звуки, которые обеспечивают восприятие фонем иностранного или родного языка. Фонемами называют минимальные единицы звукового строения языка, за счет которых осуществляется построение и различение морфем, слов и целых предложений.
В фонематическом слухе включены 3 речевые операции:
- Умение распознавать наличие конкретного звука в слове.
- Умение различать слова, где есть одинаковые фонемы, что расположены в разном порядке.
- Умение различать слова, разные по значению, но с одинаковым или близким звучанием.
Каждый известный нам язык имеет собственный набор фонематических признаков, что создает их звуковую структуру.
2. Практическая часть.
1) Дидактическая игра «Поймай звук».
Цель: формирование умения выделять заданный звук из потока звуков; из слов.
Логопед произносит звуки, слова, родители хлопают один раз, если услышат заданный звук.
2) Дидактическое упражнение «Придумай слово».
Цель: формирование умения составлять слова с заданным звуком в различных позициях (начало, середина, конец).
Логопед предлагает выбрать родителям задание и выполнить его (Рис. 1).
II. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
1. Теоретическая часть.
Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов — кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за ее отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи — это сложный двигательный навык.
Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи — язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки.
Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
2. Практическая часть.
Логопед предлагает родителям выполнить артикуляционные упражнения с опорой на зеркало. (Упражнения сопровождаются специальными стихотворениями).
III. ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ И РЕЧЕВОЕ ДЫХАНИЕ
1. Теоретическая часть
Дыхание является одной из важных функций жизнеобеспечения человека. Правильное дыхание важно для развития речи, так как дыхательная система — это энергетическая база для речевой системы. Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное дыхание — это короткий глубокий вдох и плавный, экономный выдох.
Самым оптимальным видом дыхания является диафрагмальное.
Речевое дыхание существенно отличается от неречевого дыхания. В отличие от физиологического дыхания, происходящего автоматически, речевое дыхание является произвольным. При физиологическом дыхании вдох и выдох осуществляются через нос, причем вдох равен по продолжительности выдоху. При речевом дыхании после короткого глубокого вдоха следует пауза и лишь затем длительный выдох, в момент которого и осуществляется речевой акт.
Развитие дыхания, работа над силой и продолжительностью выдоха, темпом и ритмом дыхания, осуществляется на занятиях в процессе двигательных упражнений сначала без речи (формируется физиологическое дыхание), а затем с речью (воспитывается речевое дыхание).
В данном комплексе используется сочетание дыхательных и физических упражнений, при выполнении которых возрастают:
- объем и глубина дыхания
- сила и выносливость дыхательных мышц
- координация и ритм общих и дыхательных движений.
Упражнения дыхательной гимнастики проводятся ежедневно в течении 5—10 минут в хорошо проветриваемом помещении. Их можно использовать как физкультминутки в процессе логопедического занятия или как часть логопедического занятия, направленную на развитие речевого дыхания.
2. Практическая часть
1) Логопед предлагает родителям выполнить следующие упражнения:
2) Логопед предлагает сделать игру для развития воздушной струи «Варежка со снежинкой», используя раздаточный материал (вырезанные из картона «Варежки», нитки, мишура либо вата.) (Рис. 2)
IV. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
В конце мероприятия родителям выдаются памятки с артикуляционной гимнастикой.
|