Желудева Инна Александровна музыкальный руководитель первой категории МДОУ г. Астрахани №65
За последнее время вследствие продолжающихся кризисных явлений в политической, культурной и других сферах общественной жизни произошел резкий спад в деятельности воспитания подрастающего поколения. Россия переживает один из непростых исторических периодов. Материальные ценности доминируют над духовными, у детей искажены представления о добре,милосердии, справедливости, патриотизме. Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение.
Идет переоценка ценностей, активный поиск новых методов в образовании и воспитании детей. На первый план выдвигается всестороннее воспитание личности ребенка, обладающего базовой культурой.
В наше время, когда малыши знакомятся с рекламными слоганами, а только потом узнают что такое поэзия, фольклор, мы должны помнить о роли духовного начала.
Сегодня очень остро стоит проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста является одной из приоритетных задач нравственного воспитания. Возрождение патриотизма - первый шаг к возрождению России. Именно патриотизм является духовным достоянием личности.
Патриотическое воспитание предполагает укоренение в сознании детей общечеловеческих ценностей, определяющих духовную жизнь нации: семья, родной язык, родина, родная природа, народ, его история, вера, духовная культура в целом. Все это — фундамент становления личности. Чем выше духовное начало национального, чем глубже осознание внутренней сущности и исторической роли своего народа, тем ярче личность человека. Актуализация проблемы духовно-нравственного воспитания детей выдвигает на первый план задачи патриотического воспитания детей дошкольного возраста в условиях социального партнерства семьи, ДОУ и школы. Поэтому основными задачами современной образовательной практики является воспитание духовной, творческой личности, формирование человека, готового служить Родине.
Духовно-нравственное воспитание детей в дошкольном образовательном учреждении ведется по разным направлениям. Темы самообразования педагогов раскрывают поставленные задачи духовно – нравственного воспитания.
· Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами художественной литературы.
· Средствами народной игры.
· Воспитание любви к родному саду у детей младшего дошкольного возраста.
· Воспитание любви к близким в семье у детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ
· Участие в «Пасхальном музыкальном конкурсе духовной песни» как средство воспитания духовно-нравственных чувств у детей дошкольного возраста.
· Средствами фольклора.
Невозможно воспитать патриота, гражданина России вне возрождения духовно – нравственного воспитания на основе культурного наследия нашего народа. Необходимо преемственность поколений. Детям необходим нравственный идеал. Такими могут стать святые люди земли Российской: святой благоверный князь Александр Невский, адмирал Федор Ушаков, преподобные Сергий Радонежский и Серафим Саровский ... Решение этой проблемы возможно только объединив усилия всех участников образовательного процесса: педагогов, родителей и детей.
Нельзя стать полноценным гражданином своего Отечества, не будучи укорененным, в его культурно – этнических традициях, к которым человек может принадлежать как по факту своего происхождения, так и по факту начальной социализации в определенной этнокультурной среде.
Одним из парадоксов современной воспитательной среды является то, что не учитывается феномен «коллективного бессознательного». Автор данного понятия К.Г. Юнг к нему относит ту часть опыта, которую человек получает по наследству. Формируется «коллективное бессознательное» на протяжении нескольких поколений национальной ребенка на культуру того народа, к которому он относится по рождению. Психологи отмечают негативное влияние на психику ребенка, погруженную в чуждую для него «коллективного бессознательного», культуру. На воспитание современного ребенка, несомненно, большое влияние оказывают средства массовой информации, насаждающие чуждые нашей культуре ценности: культ наживы, вседозволенность, жестокость, эгоизм. Поэтому современному образовательному учреждению необходимо противопоставить этому воспитательные системы, в основе которых лежит традиционная (национальная) система ценностей. Так же необходимо учитывать национальный характер. Он создаются наслоением опыта народной истории, традиций, обычаев, мировосприятия.
Работу по воспитанию духовной культуры мы строим на основе приобщения как взрослых так и детей к доступным пониманию главных святынь и духовных ценностей России, подвигов святых и героев своей Земли. Мы воспитываем любовь к Родине, первоначальные понятия о необходимости следовать лучшим традициям своей семьи, народа, уважение к другим народам. Здоровье нравственное и духовное можно воспитать лишь на основе уважения к старшим, близким, друзьям, соблюдения установленного порядка в доме, в детском саду, бережного отношения к окружающему. Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных человеческих ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия; в стремлении его к добру и неприятии зла.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Левкодимов Г. “Праздников праздник”.
2. Гладких Л. “Отечественная педагогическая литература как фактор укрепления духовно-нравственного здоровья семьи и детей” - м.” Дошкольное воспитание”, 2006 г. (1).
3. Алексеева А. “О православном дошкольном воспитании в России”. - м. “Дошкольное воспитание “,2004 г. (1).
4. Султанова Н. “Духовно – нравственное воспитание дошкольников”. - м. “Дошкольное воспитание”,2004 г. (5).
|