Абраменкова Ирина Алексеевна. Сказка, как средство эмоционально-нравственного развития дошкольников с ОНР

Сказка, как средство эмоционально-нравственного развития дошкольников с ОНР

Нравственное воспитание важная веха в развитии ребенка и закладывается с раннего возраста. Взрослые, какими мы видим их сейчас — это результат воспитания в детстве. Дошкольный возраст — это то время, когда ребенок наиболее чувствителен к восприятию нравственных ценностей. Использование сказок для формирования нравственных чувств дошкольников особенно актуально в настоящее время, так как в условиях современного мира мы все чаще встречаем примеры детской жестокости и агрессивности по отношения друг к другу, по отношения к близким людям. У детей искажаются представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости — происходит это под влиянием мультфильмов, которые трудно назвать нравственными. Любые сказки же, в свою очередь, обучают, воспитывают, предупреждают, учат и побуждают к деятельности, а также позволяют сохранить человеческую мораль. Сказка вносит разнообразие в жизнь ребёнка, дарит ему радость и эмоции, способствует общению, развитию речи, а также является лучшим помощником в формировании основ поведения.

Исходя из актуальности проблемы, я поставила перед собой цель: дать представление детям о том, что такое «добро» и «зло».

Я работаю воспитателем с детьми, имеющими общее недоразвитие речи. Поведение у детей с ОНР может быть нестабильным, с частой сменой настроения, в целом это можно назвать отклонениями в эмоционально-волевой сфере. Им присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, неуверенность в себе, трудности в общении с окружающими и в налаживании контактов со своими сверстниками. В своей работе я стараюсь через сказки раскрыть значение понятий «добра» и «зла», формировать умение анализировать поступки сказочных героев и собственные поступки, эмоциональную отзывчивость, воспитывать чувство сопереживания героям сказки, дружеские взаимоотношения.

Для формирования эмоционально-нравственных чувств дошкольников я провожу кружковую работу «Путешествие в сказку» с учетом недельных лексических тем. Чтение сказки, на мой взгляд, один из самых распространенных методов знакомства ребенка с окружающим миром и отношениями между людьми, которые соответствуют базовым понятиям «добра» и «зла».

 

Знакомство со сказкой в сочетании с работой над лексической темой, различными видами деятельности (театрализованной, изобразительной, музыкальной), и коммуникативными играми, помогло созданию в группе эмоционально-положительного микроклимата, установлению дружеских взаимоотношений, а также, научиться быть добрыми и отзывчивыми, откликаться на эмоциональное состояние другого человека.

Использование сказок в работе с детьми ОНР позволяет развивать все стороны речи, активизировать речевое общение и создавать радостное настроение. А также развивать умение отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор.

Для более яркого восприятия чтение и обсуждение сказки проходит в группе, в уголке сказок. Выразительное чтение с применением интонации и мимики способствует лучшему восприятию сказки ребенком. Это позволяет детям представить «живой» образ персонажа. После прочтения сказки и рассматривания иллюстраций я стараюсь уделить особое внимание моральным качествам персонажей и проанализировать мотивацию их поступков вместе с детьми. В ходе беседы по сказке и обсуждении поступков героев, дети пытаются дать оценку своим и чужим поступкам, а также выражать свои мысли и чувства относительно поступков, совершенных сказочными героями.

Затем, мы разыгрываем в театральной форме, понравившийся и впечатливший детей сюжет, в котором ребята исполняют роли сказочных персонажей. Например, после прочтения татарской сказки «Три сестры» мы с детьми поставили сказку для родителей.

Театральные постановки способствуют речевой активности, раскрепощению ребенка, он начинает чувствовать уверенность в своих силах и даже смелость. И, помимо этого, после прочтения сказок, дети рисуют понравившихся героев или сюжет сказки. Затем, мы делаем выставку работ в родительском уголке: дети показывают свои творческие работы и рассказывают родителям о прочитанной сказке, делятся своими эмоциями и впечатлениями, что стимулирует родителей продолжить тему внутри семьи.

Используя различные формы работы со сказкой, я добиваюсь появления живого интереса у детей. В дальнейшем, это сказывается на благоприятном формировании личностных качеств дошкольника.

Таким образом, можно выделить три этапа по ознакомлению детей со сказками:

  1. Знакомство с содержанием сказки
  2. Обсуждение сюжета и героев
  3. Изобразительная деятельность по мотивам сказки, инсценировка.

Сказка является одним из самых доступных средств для эмоционально-нравственного развития ребенка. Она внушает уверенность в торжестве правды, победе «добра» над «злом». Таким образом, мы можем говорить о потенциале сказки: для педагога это инструмент для здорового формирования личности ребенка, а для ребенка это база, формирующая личность. Я убеждена, что работу по нравственному развитию детей необходимо начинать именно с интереса к сказкам.

Просмотров: 645
Категория: По направлениям » Для детского сада » Нравственное воспитание детей




Другие новости по теме:

  • Литвинова Елена Валерьевна. Рабочая программа кружковой работы по ознакомлению дошкольников с содержанием сказок и повышению интереса к художественной литературе «Сказки — добрые друзья».
  • Депланьи Татьяна Александровна. Воспитание нравственных качеств дошкольников посредством сказки
  • Кизыма Галина Васильевна. Консультация для родителей по теме: «Роль сказки в развитии ребенка»
  • Тарасова И. Г. Агаджанова А. В. Серватовская Н. В.. Сценарий сказки «Случай на полянке» по мотивам сказки В.Сутеева «Мешок яблок» для детей старшего дошкольного возраста
  • Худякова Елена Александровна. Конспект консультации-практикума для родителей детей среднего возраста, имеющих проблемы в развитии речи «Развиваем речь ребёнка с помощью сказки»
  • Татьяна Бродич. Конспект НОД по развитию речи с элементами драматизации для детей с ОНР старшего дошкольного возраста 6 – 7 лет Тема: пересказ сказки «Лиса и тетерев»
  • Щербинина Татьяна Александровна. Развитие личности ребенка через сказки. (из опыта работы)
  • Числова Елена. Сценарий праздника для детей раннего возраста «Путешествие в сказку» по мотивам русской народной сказки «Репка»
  • Дурягина Э.А., Иванникова М.Д.. Сценарий новогодней сказки для детей среднего дошкольного возраста «Сказка о том, как звери ёлочку-подружку спасали».
  • Главный Редактор. Дети – это счастье, дети – это радость
  • Пугина Надежда Викторовна. Конспект НОД развитие речи во второй младшей группе: Чтение русской народной сказки «Три медведя»
  • Вьюшкина Любовь Ивановна, Фролова Ирина Анатольевна. Конспект итогового мероприятия в форме музыкально-литературного развлечения «В гостях у сказки» в средней группе для детей с ОНР
  • Ненашева Елена Алексеевна. Методическая разработка образовательной ситуации по развитию речи с элементами драматизации по мотивам сказки «Теремок» для детей среднего дошкольного возраста
  • Белько А.А. Меркулова М.А.. Непосредственно образовательная деятельность для детей младшего дошкольного возраста. Образовательная область – коммуникация. «Как дети сказки искали»
  • Миникаева Елена Николаевна. Развитие устной речи детей через русские народные сказки Тема: «Как играть со сказкой».
  • Овсяницкая Светлана Сергеевна Захарова Елена Владимировна. Опыт работы по формированию представлений о нравственных качествах посредством народной сказки (вторая младшая группа).
  • Приорова Наталия Алексеевна. Сценарий по мотивам сказки «Емеля» составлен специально для работы с детьми речевого сада.
  • Зинченко Ирина Алексеевна. Сценарий новогоднего утренника для детей дошкольников старшей и подготовительной групп «Новый год – по мотивам сказки «Щелкунчик»
  • Одинцова Яна Александровна. Сюрпризы как и ожидание сказки в развитии творческого потенциала ребенка.
  • Сафроновой Марины Геннадьевны. Консультация для родителей дошкольников: «Влияние сказок на нравственное и эмоциональное развитие ребенка дошкольного возраста»
  • Волокитина Карина Владимировна. Театрализованное представление по мотивам сказок А. С. Пушкина «В ГОСТЯХ У СКАЗКИ»
  • Сладкина Оксана Алексеевна. 'Сказки Мышки-Аришки' (психотерапевтические сказки)
  • Щеникова Ирина Анатольевна. Конспект игрового мероприятия в старшей на тему «Быть здоровым – это здорово!» (ЗОЖ) для детей с тяжелыми нарушениями речи
  • Солопова Наталья Александровна. Влияние сказки на формирование личности ребенка.
  • Прусакова Лариса Викторвна. Роль сказки в развитии ребенка
  • Яцентюк Татьяна Алексеевна. Консультация для родителей «Почему важно читать детям сказки?»
  • Воробьева Алла Викторовна. Маленькие сказки о детстве Моцарта - занятие в «Музыкальной гостиной» для детей подготовительной группы
  • Капитанская Елена Александровна. Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Составление описания персонажей «Сказки бабушки Даши»
  • Гаджиева Индира Шамсудиновна. Конспект НОД по развитию речи Творческое рассказывание по мотивам сказки «Лисичка сестричка и серый волк» с добавлением новых персонажей
  • Сухорукова Наталья Алексеевна. Досуг для детей и родителей с использованием ИКТ Ток — шоу «Это мой ребенок»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь