О.В. Каюкова
(МБУ детский сад №33 «Мечта» г.о. Тольятти)
«Чтобы иметь будущее, нужно быть готовым сделать что-то новое» Питер Джукер
Что заставляет людей постоянно работать над собой, пополнять свои знания, занимаясь самообразованием? Наука, техника, производство развиваются и совершенствуются непрерывно. Ученые утверждают, что знания, которыми располагает человечество, удваиваются каждые 10 лет. Следовательно, знания, полученные ранее, могут устаревать. В современном мире отмечается заметное повышение социальной роли образования, которое становится главным ресурсом общества. Усиление интеллектуального потенциала, в основе которого заложен приоритет самоценности человека, способного к саморазвитию, – одна из важных задач образования.
Скачать конспект
Постоянная работа педагога над совершенствованием своего развития важна в силу специфики педагогической деятельности, направленной на развитие и воспитание ребёнка. Педагогу не обойтись без серьёзных знаний педагогических и психологических основ обучения и воспитания, без всесторонней информированности и компетентности в выдвигаемых жизнью и профессиональной деятельностью вопросах. Только путём самообразования и творческих поисков педагог придёт к своему мастерству. Именно поэтому постоянное стремление к самосовершенствованию должно стать потребностью каждого педагога.
Воспитатель 21 века — это:
- Гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству
- Умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач
- Умеющий организовать рефлексивную деятельность
- Обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов. Чтобы не отстать от времени, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания, овладевать прогрессивными педагогическими технологиями воспитания и обучения и тем самым обеспечить возможность для своего развития. Основным инструментом профессионального роста педагога и совершенствования его мастерства всё чаще выступает самообразование. Под самообразованием традиционно понимают познавательную деятель-ность человека, которая:
- осуществляется добровольно;
- управляется самим человеком;
- необходима для осознанного совершенствования каких-либо качеств индивида.
Таким образом, самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук. Самообразование помогает адаптироваться в меняющейся социальной и политической среде и вписаться в контексте происходящего.
Способность к самообразованию не формируется у педагога одновре-менно с получением диплома педагогического вуза, а развивается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа деятельности. Однако это не означает, что самообразованием должен и может заниматься только педагог со стажем. Потребность в самообразовании может возникнуть на любом этапе профессионального роста педагога, т. к. это одно из условий удовлетворения потребности утвердить себя в роли педагога, занять достойное место в обществе через профессию. Например, в классификации Р. Фуллера представлены три стадии профессионального становления педагога, каждая из которых обязательно сопровождается процессом самообразования:
- "выживание" (первый год работы, который отмечен личными профессиональными затруднениями);
- "адаптация" (от 2 до 5 лет работы, характеризуется особым внима-нием педагога к своей профессиональной деятельности);
- "зрелость" (от 6 до 8 лет работы, характеризуется стремлением пе-реосмыслить свой опыт и желанием самостоятельного педагогического исследования). [1, с. 12-23]
Рассмотрим наиболее часто используемые формы организации самооб-разования педагогов, отметив их преимущества и недостатки.
1. Курсовая подготовка в институтах повышения квалификации.
Главное достоинство такой формы самообразования – возможность получения квалифицированной помощи от специалиста-преподавателя, а так же возможность обмена опытом между коллегами.
Недостатки:
- эпизодичность прохождения курсов;
- время проведения — в учебный период, что влечет проблемы с выполнением образовательной программы.
2. Получение педагогического образования; получение высшего образования либо второго высшего или второй специальности.
Главные достоинства такой формы самообразования:
- возможность выстраивать индивидуальную траекторию образования, т. к. структура большинства программ имеет модульный характер: одни обязательны для изучения, другие предполагают индивидуальный выбор;
- система "ученый-педагог", при которой обучение ведут ученые-спе-циалисты.
Недостатки:
- нехватка у педагогов свободного времени;
- дороговизна обучения.
3. Дистанционные курсы повышения квалификации, конференции, семинары, олимпиады и конкурсы.
Главные достоинства такой формы самообразования:
- возможность пройти их в удобное для педагогов время;
- возможность выбора темы по интересующим и наиболее актуальным для конкретного педагога вопросам.
Недостатки:
- дистанционные курсы проводятся на платной основе;
- документы, подтверждающие факт прохождения дистанционного обучения, чаще всего не имеют юридической силы, т. е. их не учитывают при проведении очередной аттестации;
- не все педагоги владеют в достаточной степени ИКТ и интернет-технологиями.
4. Индивидуальная работа по самообразованию может включать в себя:
- научно-исследовательскую работу по определенной проблеме;
- посещение библиотек, изучение научно-методической литературы;
- участие в педагогических советах, научно-методических объединениях;
- посещение непосредственно образовательной деятельности коллег, обмен мнениями по вопросам организация НОД, содержания и методов;
- теоретическую разработку и практическую апробацию разных форм НОД, воспитательно-образовательной работы.
Однако, как бы ни был высок уровень способностей педагога к самооб-разованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют педагоги, — отсутствие времени, стимулов, нехватка источников информации и др.
5. Сетевые педагогические сообщества — новая форма организации самообразования педагогов.
Сетевое педагогическое сообщество — это интернет-ресурс, созданный для общения единомышленников, педагогов различных регионов нашей страны, желающих поделиться опытом, поспорить, рассказать о себе, узнать нужную информацию.
Главные преимущества этой формы самообразования:
- обмен опытом осуществляется между педагогами-практиками;
- методическая помощь является персональной и адресной;
- попросить и получить консультацию можно в удобное для педагога время.
Несмотря на такой широкий спектр форм организации процесса самообразования, ведущую в нем роль играют администрация и методическая служба ДОУ. Именно они способствуют формированию устойчивой потребности в самообразовании, побуждают к изучению новой информации и передового опыта, приучают к самооценке и самоанализу.
Каждый педагог, учитывая внутренние и внешние мотивы, запросы, предъявляемые современным обществом, влияние морально-психологиче-ского климата, сложившегося в коллективе, и требования администрации образовательного учреждения, должен определить свою траекторию самосовершенствования и саморазвития.
Самообразование педагога начинается с создания определенного настроя на самостоятельную работу, анализа затруднений, постановки проблемы, изучения психолого-педагогической и методической литературы по выбранной проблеме, планирования и прогнозирования результатов.
На этом этапе может помочь анкета "Выявление способности педагога к развитию" — для оценки уровня готовности педагога к саморазвитию (приложение 1). [3, с. 23-27]
Педагогам предлагается заполнить, обработать анкету, обсудить полученные данные и сделать соответствующие выводы.
Темы для самообразования могут подбираться с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства каждого педагога. Они всегда связаны с прогнозируемым результатом (что мы хотим изменить) и направлены на достижение качественно новых результатов работы. Поэтому организация самообразования педагогов выстраивается по гибкой схеме, позволяющей приобщать каждого сотрудника, активно включать всю работу по самообразованию в педагогический процесс учреждения. При этом очень важна последовательность действий и постепенность в решении задач.
В индивидуальной беседе с заместителем заведующей по ВМР педагог определяет, какая проблема ему интересна или в чем он испытывает затруднения, что нового есть в педагогической практике. Тема должна быть актуальна, её изучение – необходимо самому педагогу.
Есть педагоги, которые самостоятельно интересуются всеми инновациями. Заместитель заведующей по ВМР может оказать им помощь в подборе педагогической литературы по теме.
Несколько педагогов могут объединиться в работе над темой, близкой к содержанию к одной из годовых задач ДОУ.
Технология организации самообразования педагогов может быть пред-ставлена в виде следующих этапов:
- -и этап — диагностический, который предусматривает создание определенного настроя на самостоятельную работу, анализ затруднений, постановку проблемы, изучение психолого-педагогической и методической литературы по выбранной проблеме.
- -и этап — прогностический, который включает определение цели и задач работы над темой, разработку шагов по решению проблемы, планирование и прогнозирование результатов.
3-й этап — практический, во время которого происходит накопление пе-дагогических фактов, их отбор и анализ, проверка новых методов работы, постановка экспериментов, формирование методического комплекса, отслеживание текущих и промежуточных результатов. Практическая работа продолжает сопровождаться изучением литературы.
4-й этап — обобщающий. Происходит подведение итогов, оформление результатов по теме, презентация материалов на заседаниях методических объединений, педагогических советов.
5-й этап — внедренческий, на котором педагог в процессе дальнейшей работы использует собственный опыт, а также занимается его распространением.
Подводя итог, еще раз подчеркнем, что формы самообразования многообразны:
- работа в библиотеках с книгами, периодическими изданиями;
- изучение материалов глобальной сети Интернет;
- участие в работе научных конференций, семинаров;
- участие в сетевых сообществах;
- ведение собственной картотеки по исследуемой проблеме.
Результатом усилий педагога являются совершенствование работы с детьми, рост его профессионального мастерства. [2, с. 19-21]
Несколько советов занимающимся самообразованием:
ВАЖНО, чтобы знания по какому-то вопросу, приобретаемые из одного источника, дополнялись сведениями из другого документа. Это заставляет занимающегося сравнивать, анализировать, делать выводы и формировать свое собственное мнение по данному вопросу.
ВАЖНО научиться эффективно пользоваться поисковыми системами Интернета, библиотечными каталогами. Это сократит время поиска нужной информации и литературы, так как многие карточки содержат краткую аннотацию или перечисление основных вопросов, раскрываемых в книге.
ВАЖНО уметь собирать, накапливать и хранить сведения, факты, выводы. Они пригодятся для выступления на семинарах, педагогических советах, участия в дискуссиях и т. д.
В заключение хочется сказать об известной истине, что получение вузовского диплома — лишь старт, а не финиш. На каком бы этапе жизненного и профессионального пути ни находился педагог, он никогда не сможет считать свое образование завершенным, а свою профессиональную концепцию окончательно сформированной. Постоянное самообразование — вот тот определяющий актив жизни современного человека, который поможет не "отстать от поезда современности".
Литература:
- Алдакаева Н.Г, Яковлева Л.Ю. Тетрадь по самообразованию с заметками на полях. Салехард: ИМЦ, 2009.
- Волкова О.В. Самообразование педагога//Справочник заместителя директора школы. № 2. 2011.
- Попова М.А. Примерный план работы педагога над темой самообразования//Практика административной работы в ДОУ №7. 2008.
|