Козлова Любовь Викторовна Горшенина Оксана Валентиновна. Креативность и творческий потенциал современного педагога как условие работы с одаренными детьми

Креативность и творческий потенциал современного педагога как условие работы с одаренными детьми

Козлова Л.В., педагог-психолог ВК МДОАУ «Детский сад № 96 г. Орска». Горшенина О.В., ст. воспитатель ВК МДОАУ «Детский сад № 1 г. Орска»;

В нашем городе на протяжении многих лет в соответствии с координационным планом научно-методического центра организована очень интересная и продуктивная деятельность методических объединений для педагогов и специалистов города по различным направлениям развития детей дошкольного возраста. В этом учебном году продолжает свою работу городская творческая площадка воспитателей ДОУ по проблеме «Организация работы ДОО с одарёнными и талантливыми детьми в условиях современного образования», которая проходит на базе муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Детский сад № 96 «Рябинка» комбинированного вида г. Орска».

Скачать конспект

Одним из ярких мероприятий данной творческой площадки стала интеллектуальная игра-марафон «Игры разума», в которой приняли участие воспитатели и специалисты детских дошкольных учреждений города.

Сценарий проведения интеллектуальной игры-марафона «Игры разума»

Эпиграф:

Одаренные дети требуют талантливого учителя. Недостаточное внимание к одаренным и талантливым детям – это невнимание ко всем нам. Сколько открытий в интеллектуальной сфере и других областях жизни мы в связи с этим потеряли и продолжаем терять.

Вводная часть:

Среди важнейших факторов, влияющих на обучение одаренных детей можно выделить готовность и стремление педагога внедрять новые стратегии обучения, повышать уровень педагогического мастерства, креативно мыслить и оживлять взаимодействие с детьми новыми идеями. Работа с категорией одаренных детей требует от педагогов определённых личностных и интеллектуальных качеств, творческой способности к постоянному развитию своей мысли. Педагог находится в поиске инновационных методик, чтобы воспитанники на занятиях работали с интересом, проявляли познавательную активность, развивали инициативность, мобильность и конструктивность.

По мнению деятелей науки, для формирования креативности личности необходимо, чтобы взрослые не ограничивались рассуждениями о творческих способностях детей, а сами демонстрировали креативное поведение. Креативность, по мнению А.В. Хуторского, это интегративная способность, вбирающая в себя целые системы взаимосвязанных способностей и элементов.

Креативными способностями являются воображение, ассоциативность, фантазия, мечтательность, все это может проявляться в быстроте мышления, гибкости мышления и поведения; точности, оригинальности мышления; богатом воображении; приверженности высоким эстетическим ценностям; устойчивости к неопределённости; самообладании и уверенности в себе.

Сопровождая одаренных детей в условиях модернизации образования, новые образовательные ценности ориентируют педагога на развитие собственного профессионального творчества. Способствовать раскрытию одаренности и талантам дошкольников может лишь педагог, обладающий творческой самобытностью, активно осваивающий ситуации социальных перемен и участвующий в преобразовании общества.

Наше мероприятие будет посвящено раскрытию креативности педагогов, способности к нестандартному решению стандартных ситуаций, развитию воображения и активизации творческого потенциала. Труд педагога – это каждодневная работа не только с детьми, но и регулярная работа над собой. Неразвивающийся, инфантильный педагог не может применять инновационные технологии, воспитать творческую, созидательную личность.

Именно поэтому, сегодня на нашей встрече мы вам предлагаем поучиться искать нестандартные выходы из стандартных ситуаций, мыслить креативно и тем самым поднять свой профессиональный уровень, а участниками этой интеллектуальной игры-марафона «Игры разума» будете ВЫ! Ведь «Педагог соединяет в себе интеллект ученого, талант актера, убежденность политика, выдержку разведчика, осмотрительность сапера, гибкость дипломата».

Практическая часть:

Прежде, чем начать нашу игру «MIND GAMES (ИГРЫ РАЗУМА)», мы сейчас разделимся на команды при помощи всем хорошо известной игры «Чудесный мешочек». Педагоги вытягивают красную или синюю фишку, определяя тем самым принадлежность к той или иной команде. На столах лежат уже заготовленные названия и девизы для команд.

Ведущий: Итак, перед нами 2 команды в вашем лице. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, познакомьтесь глазами и Ваша первая задача представить свои команды и сделать это нужно дружно, весело, задорно, чтобы сразу задать нашей игре отличное настроение! Команды представляются.

Разминка

Ведущий: Для начала я предлагаю вам немножечко размяться и стать продолжателями всем известной фантастической гипотезы «Если бы…». Игрокам предлагается вытянуть фанты с заранее написанными гипотезами и продолжить их:

  1. Если бы у вас было дерево, на котором растут деньги, то…
  2. Если бы вы поймали золотую рыбку, то …
  3. Если бы я могла летать…
  4. Если бы я понимала язык животных и растений…

Ведущий: Молодцы, замечательно справились с разминкой и мы приступаем к заданиям.

1. Музыкальная минутка

Предлагается задание «Перевертыши». Дети не всегда четко умеют выразить свои мысли, поэтому в любом случае мы должны научиться их понимать. Вам будут зачитываться небольшие характеристики песен, которые вам нужно отгадать:

  • Песня о длительном путешествии маленькой девочки в головном уборе. (“Если долго – долго” – песня Красной Шапочки)
  • Песня о содержании головы одного из млекопитающих с бурой шерстью. (“В голове моей опилки…” – песенка Вини-Пуха)
  • Песня о неизвестной игрушке с большими ушами. (“Теперь я чебурашка …”)
  • Песня о мальчике, сующем свой нос в чужое дело. (“Буратино”)

А теперь, я предлагаю немного усложнить задание и угадать песню по строчкам перевёртышам. Например, «Ой, солнце, солнце, припекай нас всех». ( «Ой, мороз-мороз, не морозь меня»)

  1. «Увядали дыни и арбузы». ( «Расцветали яблони и груши»)
  2. «В лесу осина лежала». ( «В лесу родилась елочка»)
  3. «Что сидишь ты ровно, ой, ты, толстый дуб». ( «Что стоишь, качаясь, тонкая рябина»)
  4. «Уходила с берега Любаша». ( «Выходила на берег Катюша»)
  5. Необычные ситуации

В задании необходимо найти внешние и внутренние ресурсы, чтобы предложить оптимальный вариант разрешения возникшей проблемы.

Для команды 1: Представьте, что вы вышли из дома и увидели, что из облака спускаются прямо до земли длинные-предлинные веревки. Ваши действия? Допускаются и поощряются самые абсурдные и непредсказуемые варианты ответов.

Для команды 2: Вам подарили на день рождения слона, и вы пошли с ним в поход. Как его там можно использовать? Допускаются и поощряются самые абсурдные и непредсказуемые варианты ответов. (В виде транспорта, слон охраняет всех в походе, воду в хоботе слона можно использовать для купания)

3. Непохожие цифры

Вам даны цифры от 0 до 9 по порядку, дорисуйте к ним различные элементы, чтобы в итоге нельзя было бы определить, что за цифра написана. Время выполнения 3 минуты.

4. Пути решения

Для продолжения предложить следующее задание. На карточках напечатан ряд проблем, с которыми сталкивается педагог в работе с одаренным ребенком и возможные пути решения этих проблем. Участникам нужно выбрать путь решения проблемы или придумать и предложить самим:

Проблемы Пути решения

Недостаточность знаний педагога Самообразование, повышение квалификации

Недостаток времени для индивидуальной

работы с одаренным ребенком Перераспределение времени, научная организация труда

Отсутствие поддержки со стороны родителей

Работа с родителями, убеждение. Поиск спонсоров

Не установлен контакт с ребенком Обращение к специалистам

Не может выстроить работу по

индивидуальному образовательному

маршруту Обращение к методистам. Освоение новых форм

Исчерпан педагогический ресурс (ребенок

уже освоил все, что мог дать данный

педагог) Поиск новых ресурсов

Отсутствие материальной базы Обращение к спонсорам. Работа администрации

Отсутствие возможностей для самореализации ребенка

Привлечение к участию в конкурсах

На уровнях учреждения, муниципальном,

региональном, всероссийском

Эмоциональное выгорание педагога

Поездки, повышение квалификации, общение с коллегами в рамках профессионального сообщества

Педагог не умеет найти подход,

замотивировать детей Поиск новых форм поощрения

5. Друдлы

Друдлы (головоломки для развития воображения и креативности) — это незаконченная картинка, которую нужно додумать или дорисовать. Лучший ответ — тот, который сразу мало кому приходит в голову, но стоит его услышать — и решение кажется очевидным. Особенно ценится оригинальность и юмор. Часто друдлы загадываются детям для расширения их кругозора. Использовать друдлы можно не только для детей, но для взрослых для развития их навыков творческого мышления.

Посмотрите на картинку и попробуйте назвать все, что может быть на ней нарисовано. Для развития воображения в рамках повышения своей креативности, попытайтесь найти такое значение картинки, которое не сразу приходит на ум.

6. Составление синквейна

Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) – нерифмованное стихотворение из пяти строк, краткое резюме на основе больших объемов информации, составление которого полезно для развития способности анализировать. Синквейн имеет жесткие рамки по форме изложения, его написание требует от составителя реализации интеллектуальных, творческих, образных способностей:

Первая строка – ОДАРЕННОСТЬ

Вторая строка — два прилагательных (какая?)

Третья строка — три глагола (что делает?)

Четвертая строка — афоризм (допускаются цитата, пословица, поговорка)

Пятая строка — одно существительное, отражающее твое отношение к первой строке

7. Загадай загадку

Следующее задание также потребует включения мышления, логики и сообразительности, что является неотъемлемыми качествами креативного педагога. Каждая команда придумывает загадку по схеме «на что похоже – чем отличается» и загадывает её команде противника. Например: Круглый, а не мяч, гремит, а не гром, с ним ходят на парад, но это не флажок (Барабан).

8. Акростих

Мы предлагаем составить акростих (стихотворение, в котором начальные буквы строк составляют какое-либо слово или фразу). Слова командам ТАЛАНТЛИВОСТЬ, КРЕАТИВНОСТЬ

9. Реклама

Представьте себе, что вы не просто команды-соперники, а два коллектива двух детских садов и в течение 3 минут вам нужно придумать рекламу и ТАК прорекламировать свой детский сад, чтобы родители приводили детей именно к вам. Время рекламы максимально 1 минута.

10. Проверь себя

Приглашается педагог из каждой команды, на доске написано по одному математическому примеру. 12+47+25+63+1+214+3+8+2+10+12=, 89+47+36+5+25+215+8+6+2+11+17=. Педагог должен самостоятельно решить пример, в то время как ведущий читает какое-либо произведение — отвлекающий момент. Побеждает та команда, чей представитель решит пример первым.

11. Составь список

Подводя итог, необходимо отметить, что для того, чтобы быть эффективным педагогом и сохранить при этом профессиональное здоровье, необходимо видеть, находить и создавать новое в профессии. Ведь любой педагог в первую очередь должен быть личностью творческой.

Выберите из предложенного списка пять профессиональных качеств, какими, по вашему мнению, должен обладать педагог, работая с одарёнными детьми и проранжируйте их по степени значимости.

  1. высокий уровень знаний об особенностях развития одаренных детей
  2. умение целостно воспринимать развитие ребенка (педагогический, социально-психологический, медико — физиологический аспекты), видеть «возможности» ребенка, зоны его потенциального развития, «зоны риска»
  3. умение создавать комфортную среду
  4. владение предметом на высоком уровне
  5. наличие знаний сразу из нескольких предметных областей, умение обобщать и систематизировать их на высоком уровне, выделять причинно — следственные связи
  6. владение навыками прогнозирования, проектировочные компетенции (планирование, организация, контроль, анализ)
  7. владение на высоком уровне различными программами, формами и методами организации учебно-воспитательного процесса,
  8. владение методикой организации работы с одаренными детьми
  9. наличие высокого социального интеллекта, коммуникативных, ораторских и организаторских способностей, гибкость в поведении, толерантность, креативность, инициативность, мобильность, тактичность
  10. умение организовать социальное партнерство (со специалистами, с родителями);
  11. способность к самообразованию, саморазвитию.

Заключительная часть:

Итак, мы можем сделать итоговый вывод нашей работы — нельзя создавать новое ни в одной сфере жизни, не обладая творческими способностями. Главное, что творческие способности можно развивать не только в других, но и в себе.

Рефлексия: насколько полученный здесь и сейчас опыт был для вас новым, интересным? Возникло ли у кого-нибудь желание использовать его в своей практической деятельности? Высказывание педагогов.

- Спасибо вам за ваше активное участие. Будьте креативными, творческими и используйте эти качества в работе с детьми! Ведь

Какие они будут, наши дети!

Ведь все это зависит лишь от нас,

И на пороге будущих столетий

Быть может, они будут лучше нас.

Итог «Рюкзак. Мясорубка. Мусорная корзина»

Наша интеллектуальная игра завершается. Надеюсь, каждый из вас получил возможность проявить свои творческие способности. Итог поможет подвести упражнение «Рюкзак. Мясорубка. Мусорная корзина». Если вы считаете, что полученный опыт вам пригодится в работе, выбирайте знак «рюкзак», если этот опыт вам не пригодится, выбирайте знак «мусорная корзина», если вы готовы использовать его творчески, то ваш выбор — знак «мясорубка». Благодарим за внимание!

Просмотров: 426
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Гришкова Вера Васильевна. Конкурс педагогического мастерства «Педагог – это не профессия, педагог – это призвание…»
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Учитель-логопед Сыроватко С.М., педагог-психолог Флорова Ю.А.. Опыт логопедической работы с аутичными детьми с применением метода канистерапии
  • Гелюся Джавдатовна Шайхулова. Консультация для родителей на тему: «Какие игры можно использовать в домашних условиях при подготовке ребенка к школе»
  • Старцева Алена Дмитриевна. «Если МУСОР разделять, может он ПОЛЕЗНЫМ стать»
  • Аликина Наталья Анатольевна. Название работы: «Организация психологической недели в ДОУ как форма эффективного взаимодействия системы «Ребёнок-родитель-педагог».
  • Барукова Елена Евгеньевна. Совершенствование методов обучения и воспитания (краткое описание методик, которые использует педагог в образовательной деятельности.)
  • Приказчикова Наталия Валентиновна. Проект в рамках экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста «Чтобы ёлку не рубить, ёлку можно смастерить».
  • Екатерина Александровна Стулова. Педагогический совет в ДОУ на тему 'Организация работы ДОУ по внедрению новых форм физического развития, привитию навыков здорового образа жизни'
  • Елена Викторовна Мастяева. Организация коррекционно-развивающей работы по развитию воображения и творческой активности у детей с ОВЗ в рамках ФГОС ДО
  • Екатерина Тропникова. Готовимся к школе - Игры для развития способности выполнять действия по словесной инструкции взрослого, контролировать и оценивать свою деятельность.
  • Минчакова Наталья Николаевна. Комплексное занятие по ФКЦМ в подготовительной к школе группе в рамках Круглого стола для учителей начальных классов «Если очень захотеть, можно в космос полететь»
  • Алтынгузина Альфия Альфридовна. Опыт работы педагога: «Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством игровых технологий»
  • Арышева Наталья Тимофеевна. Развитие сценического творчества у воспитанников путем создания единого пространства ребенок-педагог-родитель
  • Заричная Светлана Анатольевна. Опыт работы: Работа с родителями детей раннего возраста «В детский сад с улыбкой»
  • Жукова Татьяна Борисовна. Сценарий праздника посвященного Дню Космонавтики в подготовительной к школе группе на тему: «Если очень захотеть, можно в космос полететь!»
  • Ковина Юлия Викторовна. Родитель — ребенок — педагог
  • Храмцова Ольга Юрьевна. Моя профессия педагог – и Я этим горжусь.
  • Широконюк Наталья. Педагогическое эссе 'Я – педагог, и этим я горжусь!'
  • Зеленова Ирина Александровна. Круглый стол для детей и родителей «Что может быть семьи дороже?!»
  • Штанько Валентина Ивановна, Галеева Гульнара Мансуровна. «Педагог нового формата – это профессионал своего дела и творческая личность»
  • Мазурчук Ляйсан Гаряйевна. Теория решения изобретательских задач, как средство развития умственных и творческих способностей детей дошкольного возраста
  • Кривоногова Татьяна Геннадьевна. Из опыта работы «Головоломки как средство развития логического мышления у детей младшего и среднего дошкольного возраста»
  • Устименко Оксана Григорьевна. «Я – педагог»
  • Багрова Татьяна Анатольевна. Родительское собрание «Чтобы избежать пожаров, нужно много детям знать»
  • Шаповал Галина Германовна. Советы и рекомендации для заботливых родителей «Что делать, если ребенок кусает других детей?»
  • Воробьёва Анастасия Владимировна. Обобщающий опыт педагога на тему: Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста как средство развития речи. Буклет памятка для родителей.
  • Кучерявец Ирина Валентиновна. Эссе 'Моя профессия – педагог'
  • ОКСАНА ПОГОДАЕВА. Одарённый педагог. Какой он?
  • Нефедова Ольга Вячеславовна. Анализ работы по реализации программы развития школы «Преемственность» на уровне дошкольного и начального общего образования по программе этикет.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь