на 2020 — 2021 гг. воспитателя Макаренко Инны Юрьевны
Актуальность
«Важнейшим условием развития личности является самообразование, которое заключается в стремлении человека к непознанному, поиску новой информации, овладении новыми способами деятельности».
Вопросы развития правильной речи у детей очень актуальны. Благодаря речи дети познают окружающий мир, накапливают знания, расширяют круг представлений о предметах. При помощи речи выражают свои потребности, рассказывают о своих чувствах и переживаниях.
На сегодняшний день – образная, богатая синонимами и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем: бедность речи, недостаточный словарный запас, употребление не литературных слов и выражений, не способность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, отсутствие логических обоснований и выводов, отсутствие навыков культуры речи и культуры общения. Все это связано, во-первых, с недоразвитостью речевого аппарата и его анатомического строения, во-вторых, из-за недостаточного общения детей друг с другом и со взрослыми. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников очень сложное и важное дело.
Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Дети, не получившие в дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное, в будущем этот пробел в развитии влияет на его дальнейшее развитие. Именно в дошкольном возрасте нужно обогащать пассивный словарь ребёнка, приучать ребенка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать речевую активность и познавательные интересы.
Эта проблема подвела меня к мысли о необходимости в подготовительной группе больше внимания уделить именно развитию речи детей дошкольного возраста. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты.
Цель: Повышение профессиональной компетенции по вопросу развития речевой системы у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС. Создание условий для развития речи детей дошкольного возраста посредствам дидактических игр.
Задачи:
- Изучить учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопросу развития и формирование звуковой культуры речи, лексико-грамматической и связной речи с использованием мнемотехники.
- Развивать активный словарь детей в игровой, познавательной деятельности.
- Развивать словесно — логическое мышление; речевое внимание, фонематический слух и восприятие, артикуляционный и голосовой аппарат.
- Поддерживать интерес детей к личности и деятельности сверстников, содействовать налаживанию их диалогического общения в совместных играх и занятиях.
- Подготовить консультации для родителей по данной теме.
- Изготовить папки – передвижки.
- Составить картотеку дидактических игр по развитию речи.
- Изготовить «Лэпбук» (картотека дидактических, пальчиковых игр, физминуток, сборник консультаций).
- Обобщить и распространить передовой педагогический опыт по теме самообразования.
Формы работы:
- совместная деятельность воспитателя с детьми
- индивидуальная работа с детьми
- свободная самостоятельная деятельность самих детей
- работа с родителями посредством родительских собраний, индивидуальных
консультаций.
Предполагаемый результат:
Переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс.
Форма самообразования: индивидуальная, групповая.
Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:
- изучение литературы по теме
- посещение НОД у воспитателей своего ДОУ и города.
- посещение педсоветов, семинаров, конференций;
- самоанализ и самооценка НОД в своей группе;
- Практический выход: доклад на педсовете, презентация на методическом объединении.
Методологический раздел:
Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения играющих детей.
Воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила.
Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера — обучающей задачи. Ею руководствуются взрослые, создавая ту или иную дидактическую игру, но облекают ее в занимательную для детей форму.
Обучающие задач по развитию речи детей дошкольного возраста в процессе дидактической игры:
- обеспечивают количественное накопление необходимого для полноценного общения словарного запаса;
- помогают в понимании значений слов и их правильного употребления с другими словами;
- позволяют освоить обобщающие значения слов, основанные на выделении общих характерных признаков предметов, действий или явлений;
- улучшают образность мышления и ее выражение словесным описанием, благодаря использованию специальных речевых построений;
- помогают расширять объективное понятийное содержание слов;
- некоторые игры с задачами этического содержания, наряду с совершенствованием словарного запаса, обучают задаткам социальной этики и морали;
- стимулируют работу воображения, активируя и обогащая словарь дошкольника в занимательной игровой форме;
- развивают логическое и образное мышление, необходимое для решения поставленных игровых задач;
- способствуют не только пополнению словарного запаса, но и активно вводят новые слова в повседневное общение.
Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Однако если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата.
Таким образом, активное участие, тем более выигрыш в дидактической игре зависят от того, насколько ребенок овладел знаниями и умениями, которые диктуются ее обучающей задачей. Это побуждает ребенка быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания. Значит, дидактическая игра поможет ему чему-то научиться в легкой, непринужденной форме.
Игра развивает язык, а язык организует игру. Главное назначение игр – развитие ребёнка, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод ребёнка на творческое, экспериментальное поведение. Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.
Главное место в игре надо отводить работе со звуком, буквой, предложением. Необходимо достаточно времени уделять звуковому восприятию слова, формируя фонетический и речевой слух ребёнка. У многих детей есть дефекты произношения. Наличие даже слабовыраженных дефектов в фонематическом развитии создаёт серьёзные препятствия для успешного усвоения ребёнком программного материала по чтению и письму, так как оказываются недостаточно сформированными практические обобщения о звуковом составе слова.
Ребёнок начинает осознанно относиться к воспринимаемой речи взрослых и сверстников в повседневном общении, самостоятельно оценивать те или иные особенности художественной речи, языка произведений художественной литературы и фольклора. Невозможно себе представить, что ребёнок, «глухой» к звучащему слову, будет эстетически полноценно воспринимать и чувствовать поэтическую речь. Развитие речи ребёнка в дошкольном возрасте способствует в дальнейшем благополучному обучению в школе.
Задача педагога заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к игре, подобрать такие варианты игры, где дети смогли бы активно обогатить свой словарь. Дидактическая игра является широко распространенным методом словарной работы с детьми дошкольного возраста.
Несомненно, дидактические игры являются мощнейшим средством для развития речи у детей еще и потому, что их можно рекомендовать для использования родителям в домашних условиях. Проведение дидактических игр не требует особых знаний в области педагогических наук и больших затрат в подготовке игры.
Практический раздел:
Срок
|
Тема
|
Содержание работы
|
Практический выход
|
В течение года
|
Изучение литературы, дидактических игр, методики и технологий педагогов по данной теме
|
Список литературы
Разработка и оформление дидактических игр по данной теме. Картотека. Посещение методических объединений.
|
Обучение родителей приёмам и методам развития речи в игровой форме.
|
Сентябрь
|
Работа с детьми
Проведение НОД, артикуляционной гимнастики, игр на развитие дыхания и усиление звука. Выявление у детей уровней развития речи. Развитие артикуляционного голосового аппарата, мимики, жестов, мелкой моторики пальцев рук.
|
- Пропевание гласных звуков - А, О, У, И, Э; - длительное произнесение некоторых согласных звуков - С, З, Ш, Ж, Ф, Х; - произнесение слогов на одном выдохе; - произнесение слов на одном выдохе; - произнесение фраз различной длины на одном выдохе; - чтение стихотворений; - пение песенок; - выразительный рассказ, пересказ текстов.
|
Подготовка дидактического материала
|
Октябрь
|
Использование дидактической игры в процессе образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста.
|
Дидактические игры на развитие речи, развитие речевого аппарата, развитие слуха и внимания.
«Живое слово». «Узнай что звучит». «Пой со мной!». «Звуки вокруг нас». «Сдуй шарик». «Насос». «Весёлая песенка». «Птицы разговаривают». «Веселое путешествие» и др.
|
Подготовка дидактического материала
|
Ноябрь
|
Оформление папок передвижек на тему: “Дидактические игры для развития речи»Консультация «Возрастные психологические особенности дошкольников 6-7 лет». Пропаганда знаний по развитию речи.
|
Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала
|
Уголок для родителей
|
Декабрь
|
Приемы обогащения словаря
Проведение кинезиологических упражнений, комплекса артикуляционной гимнастики.
Подготовка детей к новогодним утренникам. Разучивание стихотворений, песен. Развитие артикуляционного аппарата, мышления, памяти, внимания. Формирование фонематического слуха и восприятия.
|
Дидактические игры, направленные на обогащение словаря. «Кто это?», «Как об этом сказать?», «Произносим слова», «Какое слово потерялось?», «Хлоп – хлоп», «Играем со словом».
Обучение детей вслушиваться в слова, их звучание. Вызывать интерес к слову.
|
Консультация для родителей «Артикуляционные упражнения в домашних условиях»
|
Январь
|
Работа с детьми
Проведение НОД, Обучение описательного рассказывания игр.
|
Речевые игры «На что это похоже?», «Здравствуйте, я Петрушка!». Проблемные ситуации по составлению описательного рассказа «Что у меня, а что у тебя?», «Любимая кукла». Обучение описательного рассказывания
|
Родительское собрание «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста» Ознакомление родителей с результатами работы по развитию речи.
|
Февраль
|
Работа с детьми
Говорим правильно
|
Развивающие упражнения. «Назови как можно больше слов, которые начинаются на звук А» (Т, О, Р, К и т.д.)
«Назови, какой звук первый / последний в слове»
«Путаница»
«Длиннее - короче»
«Слова в предложении перепутались»
|
Консультация для родителей
Конкурс с родителями «Книга любимых сказок, песенок или потешек своими руками». Совместная деятельность родителей, педагога и детей. Выставка книг»
|
Март
|
Работа с детьми
Самореализация
|
Проговаривание и разучивание чистоговорок, скороговорок по плану звуковой культуры речи. Формирование правильного звукопроизношения.
«Ящерица», «Юлька – Юленька – юла», «Эльфы и эхо в прятки играли», «На верхушке каланчи»
|
Буклет для родителей.
Распространение педагогического опыта работы по развитию речи.
|
Апрель
|
Игры и упражнения для развития речи детей.
Самореализация
|
Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений
|
Изготовление Лэпбука по развитию речи
|
Май
|
Мониторинг с детьми по развитию речи
Результаты проведенной работы по самообразованию
|
Отчет
|
Отчет
|
Список использованной литературы:
- Ушакова О. С. Развитие речи для детей 6 - 7 лет. Москва издательский центр «Вентана – Граф», 2009г.
- Алябьева Е. А. Итоговые дни по лексическим темам. Творческий Центр СФЕРА, Москва, 2009г.
- Ушакова О. С. Занятия по развитию речи для детей 5 - 7 лет. Творческий Центр СФЕРА, Москва, 2009г.
- Ушакова О. С. «Придумай слово», речевые игры для дошкольников. Творческий Центр СФЕРА, Москва, 2014г.
- Владимирская Л. А. «От осени до лета». Детям о природе и временах года в стихах, загадках, пословицах. Издательство «Учитель»2002 – 2003г, Волгоград.
- Елкина Н. В. «1000 загадок». Академия развития, Ярославль, 2003г.
- Сахипова З. Г. «Читаем детям». Ленинград «Просвещение», 1991г.
- Нищева Н. В. «Стстема коррекционной работы» Санкт – Петербург «ДЕТСТВО –ПРЕСС», 2003г.
- Смирнов М. В. « 2500 скороговорок для детей 4- 6лет». Издательский Дом «Нева» Санкт – Петербург, 2005г.
- Тарабарина Т. и. «Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки». Ярославль «Академия Развития», 1997г.
- Аникина В. П. «Живая вода». Сборник русских народных песенок, сказок, пословиц, загадок. Москва «Детская Литература», 1987г.
- Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В. «Литературное чтение» Министерство образования науки Росисской Федерации Москва БАЛАСС, 2
|