Содержание
- Краткая аннотация проекта.
- Постановка проблемы проекта.
- Цели и задачи проекта.
- Стратегия достижения поставленных целей проекта.
- План мероприятий и ожидаемые результаты.
- Оценка результатов проекта.
- Дальнейшее развитие проекта.
- Краткая аннотация проекта
Данный проект реализуется воспитателем младшей группы «Вьюнского детского сада» с.Вьюны Колыванского района Новосибирской области.
Скачать презетацию
Реализация проекта рассчитана на один учебный год.
В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Во все времена нужны были творческие личности, так как они определяют прогресс человечества. В процессе творчества ребёнок развивается интеллектуально и эмоционально, определяет своё отношение к жизни и своё место в ней, приобретает опыт коллективного взаимодействия, совершенствует навыки работы с различными инструментами и материалами, своё умение владеть телом, голосом, речью и т. д. Поэтому творчество, развитие творчества — одна из главных задач воспитания.
Одним из способов решения этой задачи является использование нетрадиционной техники на занятиях по рисованию с детьми дошкольного возраста. Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики.
Классификация проекта
2. постановка проблемы
Развитие мелкой моторики ребёнка – тонких движений кистей пальцев рук — один из показателей психического развития дошкольника, а так же одно из основных направлений по воспитанию у ребенка здоровой речи. Мелкая моторика-основа развития психических процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления, пространственные представления. Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и о психологической готовности ребёнка к школе. От степени развития моторики зависит уровень подготовки руки дошкольника к письму, а значит и степень успеваемости обучения ребёнка в начальной школе.
Поэтому проблемой моего исследования стал вопрос, какие методы нетрадиционных техник рисования способствуют развитию мелкой моторики рук.
Стратегия реализации проекта ( «дорожная карта реализации программы «Программа самообразования педагога в дошкольной образовательной организации»)
3. Цели и задачи проекта
Проработав ряд методической литературы, была поставлена цель: реализовать программу самообразования «Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционное рисование»
Объект: процесс развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.
Предмет: педагогические условия использования Нeтрадиционных техник рисования в процессе развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
Для достижения цели определены следующие задачи
Разработать проект изучив литературу по проблеме проекта.
Повысить квалификацию по теме: «Развитие мелкой моторики рук дошкольников посредством использования нетрадиционных техник рисования в младшей группе детского сада и организация конструктивного взаимодействия детей в художественном виде деятельности»
Провести мероприятия по обмену положительным инновационным опытом по теме самообразования
Повысить квалификацию по теме: «Модернизация содержания и методики дошкольного образования на основе ФГОС ДО»
Провести мероприятия по обмену положительным инновационным опытом по теме самообразования.
Проанализировать эффективность реализации проекта в течении учебного года, представить мультимедийную презентацию по итогам реализации проекта.
4. Стратегия достижения цели
Проект предполагает самообразование воспитателя по теме: «Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционное рисование» в течении одного учебного года. Воспитатель в течении года самостоятельно работает над темой с помощью интернет источников и библиотеки, а также посещает семинары, конференции педагогической тематики.
Реферирует, аннотирует и конспектирует статьи, помогающие ему в изучении темы самообразования, а также публикует свои статьи. Не маловажным является участие воспитателя в конкурсах и мастер-классах для собственного самосовершенствования и обмена опытом. За год планируется максимально изучить тему самообразования «Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционное рисование» и в дальнейшем применять ее в своей педагогической практике.
5. План мероприятий и ожидаемые результаты
Повышение квалификации
Наличие собственных методических разработок (дать полный перечень и приложить некоторые из них)
Наличие публикаций по проблемам развития, воспитания, образования детей, обобщению опыта (дать полный перечень и приложить самые интересные работы)
Проведение открытых занятий, уроков, мастер-классов, участие в проведении круглых столов, семинаров, конференций, руководство методическим объединением, рабочими группами
Участие в районных, региональных и всероссийских профессиональных конкурсах
Работа с литературой
Сентябрь: Акуненок, Т.С. Использование в ДОУ приёмов нетрадиционного рисования [Текст]/ Т.С.
Акуненок// Дошкольное образование. — 2010. — №18. – С. 18-25.
Галянт, И. Пальчиковые игры [Текст] /И. Галянт, М. Галянт // Дошкольное воспитание. – 2003. — № 1. – С. 50-53.
Октябрь: Давыдова, Н.Г. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 [Текст]/ Г.Н. Давыдова. — М.: Скрипторий, 2007. – 88 с.
Давыдова, Н.Г. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2 [Текст]/
Г.Н. Давыдова. — М.: Скрипторий, 2007. – 78 с. Качество дошкольного образования: интеграция науки и практики: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 85-летию научно-практического журнала «Дошкольное воспитание» [Текст]/ Григорьева, А.А., Николаева, Л.В., Никифорова, Т.И., Ядрихинская, Л.С. – Якутск: Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, 2013. — 543 с.
Ноябрь: Коль, Мэри Энн Ф. Искусство для дошкольников. Рисование [Текст]/ Ф. Энн Мэри Коль. — М.: Астрель, АСТ. 2005. — 64 с.
Комарова, Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. — М.: Педагогика, 1990. — 48с. Комарова, Т.С. Пути и средства формирования замысла в изобразительном творчестве [Текст]/ Т.С. Комарова// Дошкольное воспитание. – 1981. — № 11. – С. 18-25. Комарова, Т.С. Дети в мире творчества [Текст]/ Т.С. Комарова. — М.: Мнемозина, 1995. -160 с
Работа с литературой
Декабрь: Леонова, Е. Поможем себе [Текст]/ Е.Леонова, Е.Тетенькина // Дошкольное воспитание. – 2004. — № 3. — С. 51-53.
Никитина, А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий [Текст]/ А.В. Никитина. – М.: Каро, 2010. – 96 с.
Новикова, Е.В. Курс лекций Теория и методика развития детского изобразительного творчества [Текст]/ Е.В. Новикова. — Глазов, 2011. -140 с.
Январь: Озеров, В.П. Психомоторные способности человека [Текст]/
В.П. Озеров. – Дубна: Феникс, 2002. – 320 с.
Плутаева, Е. Развитие мелкой моторики у детей 5-7 лет [Текст] / Е.Плутаева,
П.Лосев // Дошкольное воспитание. – 2005. — № 5. – С. 28-35.
Февраль: Полуянов, Ю.А. Дети рисуют [Текст]/ Ю.А. Полуянов. — М.: Педагогика, 1988. – 176 с.
Прищепа, С. Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников [Текст]/ С.Прищепа, Н.Попкова, Т.Коняхина //Дошкольное воспитание. – 2005. — № 1. – С. 60-64.
Работа с литературой
Март: Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий [Текст]/ Под ред. Казаковой Р.Г. – М.: Т Ц Сфера, 2006. – 128 с.
Саккулина, Н.П. Рисование в дошкольном детстве [Текст]/ Н.П. Сакулина. – М.: Просвещение, 1965. — 213 с.
Апрель: Фатеева А.А. Рисуем без кисточки [Текст] / А.А. Фатеева. Худож. А.А. Селиванова. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96 с.
Художественное творчество и ребенок [Текст]/ Под ред. Ветлугиной Н.А. – М.: Педагогика, 1982. -287 с.
Цвынтарный, В.В. Играем пальчиками и развиваем речь [Текст]/ В.В. Цвынтарный. – СПб.: Лань, 2002. – 32 с.
Май: Щербуха, Я.И. Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные техники изобразительной деятельности [Текст]/ Я.И. Щербуха // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. – 2013. – № 5. – С.1-10.
6. Оценка результатов проекта
С помощью проекта самообразования по теме: «Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционное рисование» удалось:
Развивать мелкую моторику рук детей младшего дошкольного возраста с помощью нетрадиционного рисования.
Планировать и проводить учебные занятия по развитию моторики рук для детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования.
Реализовывать воспитательные возможности в художественной деятельности ребенка.
Развивать у детей интерес к рисованию.
7. Дальнейшее развитие проекта
В будущем данный проект поможет молодым воспитателям достичь хороших результатов в своей профессиональной деятельности.
Практическая значимость проекта состоит в том, что в нем подробно разбирается содержание и требования к построению образовательной деятельности в детском саду, что поможет воспитателям достигать наивысших результатов в профессии.
Проект может быть реализован в любом дошкольном образовательном учреждении.
Полученные знания, дадут возможность свободно работать в сфере дошкольного образования, особенно сейчас, когда вступили в силу ФГОС ДО. Помогут точно определить цель, задачи и содержание работы с детьми в группах детского сада, а также методологически правильно выстраивать свою педагогическую деятельность, согласно стандарту.
|