Основные компоненты структуры педагогической деятельности (по Б.Т. Лихачеву)
Начальный компонент – знание педагогом потребностей, тенденций общественного развития, основных требований, предъявляемых к человеку
Второй компонент – многообразные научные знания, умения, навыки, накопленные человеком в области производства, культуры, общественных отношений, которые в обобщенном виде передаются подрастающим поколениям. В результате освоения этих основ у человека формируется осознанное отношение к жизни – мировоззрение.
Третий компонент – собственно педагогические знания, воспитательный опыт, мастерство, интуиция.
Четвертый компонент – высочайшая гражданская, нравственная, эстетическая, экологическая культура, ее стороны и области педагогической деятельности
Скачать конспект
Структура функциональных компонентов (по Н.В. Кузьминой)
- Гностический
- Проектировочный
- Конструктивный
- Организаторский
- Коммуникативный
Гностический компонент- относится к сфере знаний педагога. Речь идет о знании способов педагогической коммуникации, психологических и возрастных особенностей воспитанников, а также о самопознании (собственной личности и деятельности)
Проектировочный компонент — включает в себя представления о перспективных задачах обучения и воспитания, а также о стратегиях и способах их достижения. Анализ и самоанализ педагогической деятельности входят в состав этого компонента
Конструктивный компонент – это особенности конструирования педагогом собственной деятельности с учетом ближних целей обучения и воспитания
Коммуникативный компонент – это особенности коммуникативной деятельности педагога, специфика его взаимодействия с детьми. Акцент ставится на связи коммуникации с эффективностью педагогической деятельности, направленной на достижение дидактических (воспитательных и образовательных) целей
Организаторский компонент – это система умений педагога организовать собственную деятельность, а также активность воспитанников
А.И. Щербаков конструктивный организаторский исследовательский компоненты__________________________________________ общетрудовые
«Анализ является важнейшим средством стимулирования самообразования педагога» (Ю. А. Конаржевский)Анализ – изучение каждого элемента или стороны явления как части целого, расчленение изучаемого предмета или явления на составные элементы, выделение в нем отдельных сторонПедагогический анализ – это системное изучение деятельности субъектов педагогического процесса в специально организованной среде во взаимодействии с социальным окружением.
Самоанализ педагогической деятельности – это скрытая от непосредственного наблюдения, но существенная сторона профессиональной деятельности педагога и его жизнедеятельности вообще, это такой анализ педагогическойдеятельности, когда явления педагогической действительности соотносятся педагогом со своими действиями.
Самоанализ дает возможность:
Формировать и развивать творческую сознательность, проявляющуюся в умении сформулировать и поставить цели своей деятельности и деятельности воспитанников;
Развить умения устанавливать связи между условиями своей педагогической деятельности и средствами достижения педагогических целей;
Формировать умение четко планировать и предвидеть результаты своего педагогического труда;
Формировать педагогическое самосознание педагога, когда он постепенно начинает видеть, понимать необходимую и существенную связь между способом его действий и конечным результатом;
Компоненты, способствующие развитию способности педагога к самоанализу
- Самоконтроль
- Самодиагностика
- Осмысление затруднений
- Самооценка
Самооценка – это единство знания человека о себе самом и отношения к себе. Самооценка включает выделенные самим человеком умений, поступков, качеств, мотивов и целей своего поведения, их осознание и оценочное к ним отношение Самоконтроль осуществляется путем сравнения идеальной модели профессиональной деятельности и собственных действий, что позволяет педагогу определять противоречия Самодиагностика рассматривается как инструмент по выявлению и установлению причинно-следственных связей Развитие способности к самоанализу профессиональной деятельности можно рассматривать как сложный многофакторный аналитический процесс изучения педагогом своего педагогического опыта, основанного на самоконтроле, самодиагностике, осознании затруднений и оценивании дальнейших перспектив самосовершенствования
Кто на себя глядит, свой видит лик, Кто видит лик свой, цену себе знает, Кто знает цену, строг к себе бывает, Кто строг к себе – тот истинно велик! (Пьер Гренгор)
|