Комиссарова Лариса Геннадьевна. Практико-ориентированный проект По теме: «Система использования в педагогической деятельности пословиц и поговорок»

Практико-ориентированный проект По теме: «Система использования в педагогической деятельности пословиц и поговорок»Автор: Комиссарова Лариса Геннадьевна Воспитатель МБДОУ д/с № 24 г. Шатура

Содержание:
• Актуальность
• Педагогическая значимость
• Цель
• Задачи
• Условия
• Участники
• Формы и виды работы
• Ожидаемый результат
• Собственное мнение о положительном воздействии проекта

I Актуальность темы
«Умей сказать многое в немногих словах»
Одними из приоритетных направлений деятельности дошкольных образовательных учреждений являются познавательно-речевое и социально-личностное развитие, реализация которых красной нитью связана с приобщением детей к истокам русской народной культуры - одной из самых ценных по своей образовательной и воспитательной значимости задач. Что подразумевает знакомство детей с малыми фольклорными формами, в частности пословицами и поговорками, во всех видах деятельности.
На сегодняшний день, в погоне за новейшими разработками в области информационных технологий и модернизаций, мы не замечаем, что дети постепенно становятся «Иванами, не помнящими родства». У наших детей скудный словарный запас, лишённый красоты, образности, не говоря уже о наличии устойчивых представлений об истоках родной земли, устном народном творчестве. По итогам опроса родителей, мало кто в общении с ребёнком использует такие малые фольклорные формы как, пословицы и поговорки, а если и пользуется ими, то неуместно. Результаты тестирования педагогов показывают, что не все коллеги имеют чёткое представление о жанрах устного народного творчества, что связано с отсутствием системы работы по данному направлению деятельности.
Решая проблемную ситуацию взрослому проще поставить себя в степень превосходства над ребёнком и заставить его делать то, что надо, не задумываясь при этом о настроении и желании ребёнка. Не интересуясь отношением детей к порученному делу, мы уверены в том, что оно должно быть обязательно выполнено. А если на эту ситуацию взглянуть глазами, наполненными теплом и уважением к личности ребёнка, то на помощь педагогу тут же придут пословицы и поговорки, которые окажут такое психологическое воздействие, что не выполнить то или иное поручение ребёнку будет просто стыдно. Ведь этот жанр способен творить с людьми чудеса.
Увлекаясь реализацией учебных задач, мы порой не замечаем всей важности чудодейственного значения пословиц и поговорок, когда на лицо есть иллюстрирующие их факты, обстоятельства. А если их произносить выразительно, с разной интонацией (с удивлением, осуждением, сожалением, радостью, удовлетворением, размышлением, утверждением и т.п.), а также сопровождать жестами, мимикой, то они помогают осмыслить суть пословицы, побуждают детей к желаемому поступку. Нужно только дать ребенку почувствовать, что это именно те слова, с помощью которых можно наилучшим образом выразить свою мысль: метким словом остановить хвастуна, насмешника; дать подходящую характеристику человеку или его деятельности, открыть некоторые правила поведения, моральные нормы, научиться, эмоционально выражать поощрение, деликатно высказывать порицание, осуждать неверное или грубое действие. Таким образом, мы должны превращать их в наших верных помощников в речевом развитии, формировании нравственных качеств детей, и, прежде всего трудолюбия и дружеских отношений друг к другу и окружающей действительности. И это совсем не трудно, надо только всей душой влюбиться в этот жанр устного народного творчества.


II Педагогическая значимость
«С мастерством люди не родятся, но добытым мастерством гордятся»
Данные рекомендации направлены:
• На оптимизацию педагогического воздействия взрослого на ребёнка в сложных проблемных ситуациях;
• На использование в качестве опорного материала для самообразования педагогов и дальнейшей реализации его в практической деятельности;
• На оказание консультативной помощи и поддержки родителям в вопросах поиска эффективных форм общения с детьми, для развития и укрепления положительных взаимоотношений и взаимодействия.

III Цель «Делать вслепую – нести суму пустую»
Формировать осознанное отношение к пословицам и поговоркам, как чудодейственному источнику познавательно-речевого и социально-личностного развития.

IV Задачи
«Без пословицы не проживёшь»
1. Познакомить с жанром устного народного творчества - пословицы и поговорки.
2. Формировать представление о роли и значении пословиц и поговорок.
3. Побуждать детей самостоятельно использовать в речи пословицы и поговорки, выражая с их помощью своё отношение к окружающему.
4. Развивать наглядно-образное воображение, мышление, творческие способности, интонационную и мимическую выразительность речи.
5. Воспитывать стремление справедливо оценивать свои действия и действия людей, желание радовать старших хорошими поступками.
V Условия
«Без запасу не станет припасу»
Для успешной реализации проекта, необходимо создать следующие условия:
1. В методическом кабинете:
• Оформить папку с методическими рекомендациями по применению пословиц и поговорок в разных режимных моментах и ситуациях в соответствии с возрастом детей.
• Завести документацию по обобщению опыта работы по данной теме;
• Завести картотеку с материалами по изучению данного вопроса в изданиях научно-методической литературы, журналах и статьях.
• Начать сбор народных пословиц и поговорок.
• Подобрать художественные литературные произведения, отражающие смысл пословиц и поговорок в соответствии с возрастом детей.
• Подобрать иллюстрационный материал, уместно отображающий смысл пословиц и поговорок.
• Формировать фонд конспектов занятий и индивидуальной работы, сценариев праздников и развлечений по использованию пословиц и поговорок.
• Завести картотеку видов и форм работы с детьми по использованию пословиц и поговорок.
• Завести картотеку видов и форм работы с педагогами по использованию пословиц и поговорок.
• Завести картотеку видов и форм работы с родителями по использованию пословиц и поговорок.
• Подобрать и сформировать необходимый диагностический материал по определению и изучению умений детей самостоятельно использовать в речи пословицы и поговорки, выражать с их помощью отношение к окружающему.
2. В группе:
• Подобрать иллюстрационный материал, уместно отображающий смысл пословиц и поговорок.
• Сформировать банк пословиц и поговорок, отражающих смысл разных ситуаций в соответствии с возрастом детей.
• Разработать и оформить дидактические игры по данной теме, занести их в картотеку.
• Подобрать произведения художественной литературы, в которых отражается смысл пословиц и поговорок в соответствии с возрастом детей.
• Оформить совместно с родителями альбом иллюстраций к пословицам и поговоркам, наиболее часто используемым в семье.
• Подобрать материал для оказания консультативной и практической помощи родителям по использованию пословиц и поговорок в общении с детьми.
• Подобрать видеоматериал по данной теме.
• В оформлении группового помещения и приёмной использовать мотивы пословиц и поговорок.

VI Участники
«Берись дружно, не будет грузно»
Успешная реализация проекта предусматривает активное участие в нём:
• Педагогов: воспитателей, педагогов по изобразительной деятельности, музыкальных руководителей, инструкторов по физкультуре, учителей – логопедов и др.;
• Детей дошкольного возраста (3-7лет);
• Родителей (законных представителей), бабушек, дедушек и других родственников, принимающих участие в жизни детей.


VII Формы и виды работы
«Не на бумаге сказано, а делом показано»
Формы и виды работы с детьми
• Интегрированное занятие: «Скучен день до вечера, коли делать нечего».
• Дидактические, народные, театрализованные игры, драматизации (картотека).
• Организация дежурства: «Любишь кататься, люби и саночки возить».
• Посиделки: «Сделал дело, гуляй смело» (традиция).
• Праздник: «Человек без Родины, что соловей без песни».
• Игра: «Поле чудес» на знание и умение подбирать пословицы и поговорки.
• Литературная викторина: «Знайка дорожкой бежит, незнайка на печи лежит» (использование пословиц и поговорок в речи).
• Организация трудовой деятельности: «Что потопаешь, то и полопаешь».
• Экологическая акция: «Работа огородная, да слава всенародная».
• Продуктивные виды деятельности: «Дело мастера боится».
• Тематический день (неделя): «Была бы охота, заладится всякая работа».
• Игра-соревнование: «Смелый боец – в бою молодец».
• Игра - путешествие: «Семья вместе и душа на месте» (испытания семей пословицами и поговорками).
• Презентация: «Скучен день до вечера, коли делать нечего».

Формы и виды работы с педагогами
• Педагогическая гостиная: «Каков мастер, такова и работа» (обмен опытом работы).
• Педагогическая копилка: «С миру по нитке – голому рубаха» (картотека).
• Творческая мастерская: «Мастера на все руки» (методические рекомендации).
• Выставка педагогических достижений: «Уменье везде найдёт примененье» (наглядные пособия).
• Интеллектуальная игра: «Самый умный» в области владения разными жанрами УНТ.
• Тест: «Пословицы и поговорки на все случаи жизни».
• Мастер-класс: «С мастерством люди не родятся, но добытым мастерством делятся».
• Игра: «Стенка на стенку». Упражняемся в знании пословиц и поговорок.
• Игра: «Ворошиловский стрелок» пословицы и поговорки вместо пуль. Упражнение в произношении.
• Интервьюирование: «Ваше отношение к пословицам и поговоркам».
• Конкурс-смотр: «Не говори, что делал, а покажи, что сделал».
• Решение ребусов и кроссвордов: «Ко всякому делу разумный подход».
• Презентация: «Всяк кулик своё болото хвалит».

Формы и виды работы с родителями
• Творческие посиделки у камина. Обмен опытом семейного воспитания по использованию пословиц и поговорок.
• Творческая мастерская: Рисуем иллюстрации к любимым пословицам и поговоркам - «Голова научит, руки сделают»
• Игровой семинар-практикум: «Без пословицы не проживёшь». Практические советы и рекомендации по подбору и уместному применению пословиц и поговорок в общении с детьми.
• Экспресс-опрос: «Что значит пословица для Вас?»
• Папка-передвижка: «Яблоко от яблони далеко не падает». О традициях семейного воспитания.
• Акция: «Без дела жить – только небо коптить». Привлекать родителей к оказанию помощи в изготовлении дидактических игр и пособий по данной теме.
• Информационный стенд для родителей: «Какова яблонька, таковы и яблочки». Из жизни детей в детском саду.
• Акция: «Мир не без добрых людей». Привлечь родителей к оказанию помощи в поиске и сборе художественной литературы на данную тему.
• Конкурс: «Мама, папа, я поговористая семья». Состязание между семьями в знании пословиц и поговорок.
• Консультация: «Что посеешь, то и пожнёшь». О роли и пользе использования пословиц и поговорок в общении с детьми.
• Родительское собрание: «Приобщаем детей к истокам русской народной культуры через УНТ».
VIII Ожидаемые результаты
«Не красен цех плакатами, а красен результатами»
Реализация практико-ориентированного проекта ожидает следующие результаты:
У детей:
1. Повышение интереса к жанру устного народного творчества - пословицам и поговоркам.
2. Активизация речи, развитие умения ясно формулировать свои мысли, самостоятельно и уместно используя пословицы и поговорки.
3. Повышение уровня восприятия пословиц и поговорок, овладение значением (семантикой) слов и словосочетаний в них.
У педагогов:
1. Повышение уровня самообразования.
2. Расширение представлений о возможностях использования пословиц и поговорок в познавательно-речевом, социально-личностном развитии детей дошкольного возраста.
3. Обоснование в методических рекомендациях возможности использования в речевой деятельности детей пословиц и поговорок тематической направленности.
4. Совместная деятельность педагогов и родителей по созданию условий для формирования устойчивого интереса у детей к пословицам и поговоркам.

У родителей:
1. Повышение интереса к использованию малых фольклорных форм в познавательно-речевом и социально-личностном развитии детей дома.
2. Подбор и совместное разучивание пословиц и поговорок, объяснение их смысла детям.
3. Совместная продуктивная деятельность детей и родителей по иллюстрированию пословиц и поговорок дома.
4. Совместная деятельность педагогов и родителей по созданию условий для формирования устойчивого интереса у детей к пословицам и поговоркам.

IX Почему я уверена в положительном результате своего проекта.
«Всяк кулик своё болото хвалит»
Ура! Свершилось! Труд мой награждён!
Я к этому давно стремилась.
В этом проекте актуальность
Смысла моей деятельности отразилась.
Сплетаются уместно в нём значимость, цель, задачи.
В пословицах и поговорках, ведь, не может быть иначе.
В условиях таких участником захочет каждый быть.
Формы и виды деятельности - просто не забыть.
А в результате ждёт участников успех.
Так пусть послужит сей проект на благо педагогов всех.

Просмотров: 519
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Кандаурова Анна Александровна. КАРТОТЕКА ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК ПРО ВРЕМЕНАМ ГОДА
  • Пономарёва Наталья Васильевна. Методическое пособие «КУБАНСКИЙ ФОЛЬКЛОР: ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ, ЗАГАДКИ, СКАЗКИ, ПРАЗДНИКИ»
  • Карташова Екатерина Александровна. «Нетрадиционные формы работы педагогов с родителями детей раннего возраста».
  • Авдюничева Елена Геннадьевна. Совместная театрализованная деятельность воспитателя, родителей и детей группы раннего возраста. Анкетирование как одна из форм работы по проекту.
  • Филатова Елена Викторовна. «Использование инновационных форм и методов работы для привлечения детей и их родителей к чтению — восприятию художественной литературы путем создания в ДОУ детской библиотеке»
  • Шадрина Татьяна Александровна. Из опыта работы: «Актуальность театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста»
  • Моргунова Ирина Валерьевна. Проект 'Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста'
  • Абзалова Наталья Леонидовна. Представление опыта работы по использованию современных информационно – коммуникационных технологий в образовательной деятельности с дошкольниками.
  • Ярмухаметова Альбина Ленаровна. Организация трудовой деятельности дошкольников и родителей с использованием инновационных форм и методов работы
  • Оскомова Елена Александровна. Презентация на тему «Развитие речи детей раннего возраста средствами устного народного творчества»
  • Сольская Ирина Вячеславовна. Опыт работы «Формирование интереса к изобразительной деятельности детей 2 – 3 лет в процессе художественно – творческой деятельности»
  • Мартиросова Тамара Григорьевна. Приобщение детей к искусству – совместный вид деятельности детей, педагогов и родителей
  • Плотникова Ольга Ивановна. Буклет «Рекомендации для родителей по использованию компьютерных игр для детей дошкольного возраста»
  • Махнева Н. А., Легостаева М. В., Озорнина А. Л.. 'Развитие речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами устного народного творчества' (Педагогический проект 'Бабушкин сундучок')
  • Шаповал Галина Германовна. Советы и рекомендации для заботливых родителей «Что делать, если ребенок кусает других детей?»
  • Анна Александровна Агурьянова. Нетрадиционные формы работы с родителями. Деловая игра «Путешествие по стране – Развитие речи»
  • Гасратова Зинфира Абдуллаховна. Педагогическая система работы Тема: «Организация работы по экологическому воспитанию детей раннего дошкольного возраста».
  • Цуцурина Светлана Анатольевна. Активизация мыслительной деятельности в процессе развития речи детей (из опыта работы)
  • Костикова Надежда Владиславовна. Формы работы по формированию слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
  • Банщикова Марина Владимировна. Мастер-класс для педагогов «Новые подходы к организации познавательно-исследовательской деятельности детей в ДОУ». Тема: «Сказка в экспериментальной деятельности дошкольников»
  • Новинская Ирина Викторовна. Творческая мастерская для родителей и их детей «Лепим из соленого теста» (из опыта работы).
  • Киндеркнехт Елена Васильевна. Формы взаимодействия педагогов и родителей в работе с детьми дошкольного возраста по сохранению и укреплению здоровья.
  • Намм Инна Викторовна. Опыт работы учителя-логопеда по теме: «Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателя по развитию речи детей с ФФН в процессе познавательно-исследовательской деятельности»
  • Тимощенко Ольга Леонидовна. Условия развития интереса педагогов к осуществлению опытно-экспериментальной работы в условиях ДОУ.
  • Казимирова Наталья Владимировна. Обогащение речи дошкольника и формирование способности к театрализованной деятельности через средства устного народного творчества.
  • Красильникова Марина Григорьевна. Презентация Нетрадиционные формы работы в совместной деятельности с детьми 'Загадки о домашних птицах'
  • Милованкина Наталья Васильевна. Использование инновационных форм работы в организации опытно-эксперементальной деятельности с детьми дошкольного возраста
  • Самусь Наталья Георгиевна. «Формы работы с родителями в режиме круглосуточного пребывания детей в детском саду»
  • Гераськина Марина Геннадьевна. Статья для родителей «Развитие у детей дошкольного возраста интереса к двигательной деятельности средствами нестандартного физкультурного оборудования»
  • Клейменова Инна Владимировна. Формы работы с родителями в адаптационный период детей в условиях ДОУ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь