Авторы:
- Бурмистрова Анастасия Олеговна (психолог-педагог),
- Хабибуллина Алсу Рафгатовна (воспитатель первой категории)
Литотерпия (от греч. «камнелечение») – один из методов нетрадиционной медицины, лечение с использованием камней. В восточной медицине рассматривается как эффективный метод оздоровления человека с помощью камней и минералов[1]. В западной психологии результаты литотерапии списывают на способность человеческой психики к самовнушению. Но так ли все просто?
Перебирать камни, собирать их, отбирать по цвету, форме, выкладывать мозаику, использовать как материал для конструирования – по нраву любому ребенку в разные периоды онтогенеза. Понаблюдайте. Камни приятны на ощупь, стучат друг о друга, прохладные и нагретые солнцем, гладкие и рельефные – столь притягательны для детских пальчиков и ладошек.
Человек- часть природы. Но мы – взрослые — в силу различных обстоятельств оторваны от нее. А вот малыш максимально близок к ее истокам, его еще не поглотила суета, быт, проблемы бытия. Он восприимчив ко всему по своей внутренней сути, открыт к познанию. Дети касаются предметов, пробуют на вкус, испытывают на прочность, активно наблюдают и запечатлевают предметы вокруг и их свойства. Окружающая естественная среда – первое, помимо родного домашнего очага и родителей, с чем малыш впервые сталкивается в самом начале своей самостоятельной жизни. Психологи уже давно широко применяют терапевтические технологии с использование природных (натуральных) материалов (песок, глина, камни и пр.). Единство сензитивного периода дошкольного детства и возможностей света, песка, глины, воды, минеральных пород, несомненно, открывает новые формы коррекционно-развивающей деятельности наравне с общенаучными методами и технологиями[3]. Включать использование камней можно в любую форму работы, будь то групповое или индивидуальное занятие, вне зависимости от возраста целевой аудитории. В данном случае важно лишь правильно подобрать размер камня и проводить работу под чутким руководством и наблюдением взрослого.
Следует отметить, что выбор в пользу камней пал еще по одной достаточно весомой причине. Активное развитие информационных технологий и внедрение технических достижений в сферу дошкольного образования искусственно ускоряет процесс становления психики и повышает требования к физической и психологической зрелости дошкольника. Данный факт не умаляет значимости присутствия доступных, простых по содержанию и экологичных техник, дидактических пособий и методик, направленных на сближение ребенка с миром природы, с его естественной средой взросления. Подводя детей к тесному взаимодействию с натуральными материалами (в нашем случае, с камнями), мы также реализуем принцип гетерохронии развития мозговой деятельности [2], в частности, позволяем ребенку последовательно «прожить» каждый этап, начиная с элементарного тактильного знакомства с твердой породой, заканчивая опосредованным развитием высших психически функций и актуализацией более сложной творческой активности личности дошкольника.
В нашем детском саду на протяжении нескольких лет реализуется программа «Удивительная мастерская», подразумевающая работу с камнями. Автор и куратор данной программы воспитатель первой категории Хабибуллина Алсу Рафгатовна. Психологическая служба нашего учреждения приняла решение взять на вооружение основные аспекты программы, адаптировать игры психолого-педагогическим целям и внедрить в работу педагога-психолога с субъектами образовательного процесса.
Камни используем в активных играх (выбей камушек, попади в цель) или в тех упражнениях, где требуется особая концентрация внимания и четкое владение моторной координацией (весы). Но самое необыкновенное и ценное в работе с камнями то, что ведет к творческой самореализации детей, оказывает психологическую помощь детям, испытывающим трудности в период адаптации, в общении, имеющим явные поведенческие расстройства или же нарушения эмоционально-волевой сферы. Речь идет о манипуляциях с камнями и камешками, такими как разрисовывание камней, выкладывание узоров, игра «Если б камень был моим другом», «Чем камень похож на меня» и другое.
Известно, что существенную роль в развитии когнитивных процессов, речевой активности детей играет кинестетическая чувствительность и развитость мелкой моторики рук. Следовательно, использование камней, как натуральных, так и декоративных будет актуально в любом возрасте, на любом этапе коррекционной и развивающей деятельности в стенах дошкольного учреждения.
Детям младшего дошкольного возраста мы предлагаем использовать соревновательные игры – «Кто больше соберет камушков?», сортировка по цвету, размеру, выкладывание камней по признаку, по образцу, в трафареты. Таким образом, мы акцентируем внимание на развитии тонкой моторики рук, образного восприятия, сенсомоторного праксиса.
Детям старшего дошкольного возраста открывается многообразие форм работы с камнями. Основными задачами выступают развитие творческого мышления, коммуникативных навыков (составление описательных рассказов); погружение в процесс тесного взаимодействия с натуральным материалом, отслеживание текущего психоэмоционального состояния, его динамика и при необходимости оптимизация.
В своей практике я так же обращаюсь к камням в процессе психолого-педагогической деятельности с родителями воспитанников. Особенно, работа становится более продуктивной и интересной в формате «родитель-ребенок». Целью подобных встреч выступает оптимизация детско-родительских отношений, повышение эмоциональной отзывчивости взрослых по отношению к детям, активизация внутреннего ресурса. Камень в этом случае представляет собой некий символ, атрибут, объект психологического «переноса» личностных переживаний. При этом, естественным образом, выбранный камень может олицетворять как позитивные чувства человека, так и становиться воплощением тревожных состояний. В таких случаях родитель наделяет природный материал негативным содержанием, переживанием, описывает свои опасения, болевые ощущения, возможно, душеное опустошение, отсутствие сил и с легкостью отпускает подобные состояния, закопав камень в песок, спрятав или раскрасив его в желаемый цвет. Далее, в качестве примера, я приведу описание психологического упражнения с родителями с использованием обыкновенных камешков, окрашенных в разные цвета и расписанные узорами. Понадобится так же декоративная прозрачная ваза или банка. Упражнение более эффективно в рамках индивидуальной работы с родителем.
«Душа моего ребенка». Инструкция: предложите родителям задуматься, какими качествами они бы желали наделить своего ребенка, выбрать соответствующий их желанию камень и опрокинуть его в сосуд. Сосуд – это Душа. После проделанного задания, обсудите некоторые аспекты совершенного ими выбора.
Почему именно такой камень, конкретного размера, оттенка? Важно не просто проговорить то или иное качество, а вложить в него всю глубину родительского переживания, ответственности, постараться быть предельно искренним, не использовать шаблонные фразы. Обычно, я стараюсь избегать подобных установок, но если работа построена на полном доверии, результат глубокого самоанализа становится более информативным.
Ребенку я предлагаю выбрать камушек и вручить его маме (папе) с определенным пожеланием. Искренние, наполненные безусловной любовью и привязанностью детские фразы способствуют эмоциональному сближению детей и их родителей. Иногда, я позволяю оставить камень себе, чтобы закрепить позитивный результат.
Подобные трансформации происходят не сразу, порой, требуется многократная многоплановая проработка каждого эмоционального переживания отдельно, включающая в себя несколько этапов. Но, как говорят, «бумага все стерпит», почему бы не взять на вооружение камень?
Список используемой литературы:
- Сайт https: //ru. wikipedia. org/wiki/Литотерапия
- Савельев А. В. Онтологическое расширение теории функциональных систем // Журнал проблем эволюции открытых систем. — Казахстан, Алматы, 2005. -- № 2 (7). -- С. 101--110.
- Черняева А. В. Камнетерапия как общечеловеческая ценность в обеспечении психологического здоровья личности в культурно-образовательном пространстве // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014.
|