Леонова Ирина Сергеевна. «Использование нейропсихологического подхода при развитии высших психических функций у детей с речевыми нарушениями старшего дошкольного возраста в рамках познавательного прое

«Использование нейропсихологического подхода при развитии высших психических функций у детей с речевыми нарушениями старшего дошкольного возраста в рамках познавательного проекта «Юбилей музея «Истории подводных сил России им. Маринеско».

Выполнил: воспитатель ГБДОУ № 5 Калининского района Санкт-Петербург 2020

Актуальность работы:

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) предоставляя равные возможности получения качественного образования с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, предполагает развитие творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

 

Но не все дети могут воспользоваться данной возможностью в силу своих особенностей: органическая деятельность ЦНС, слабость нервных процессов, нарушения эмоционально-волевой сферы, психическая неустойчивость, несформированная произвольная саморегуляция.

По сегодняшним меркам эти дети, по клиническим показателям диагностируются, как «практически здоровые», «развивающиеся в пределах нижненормативных границ».

К современным школьникам предъявляются большие требования: они должны не только уметь читать и анализировать учебный текст, но и организовывать свою поисковую деятельность: самостоятельно формулировать учебные цели и задачи, подбирать пути и средства их достижения, уметь планировать и оценивать свою работу, уметь общаться и сотрудничать. Но так называемые «практически здоровые» дети часто попадают в число неуспевающих, страдающих дисграфией и дислексией учеников, которые так же проявляют признаки дезадаптивного поведения, конфликтуют со сверстниками и взрослыми.

Используя нейропсихологический подход, мы можем успешно проводить профилактику и коррекцию выше перечисленных проблем еще в дошкольном возрасте. Нейропсихология позволяет понять глубинные причины нарушений высших психических функций и подобрать наиболее эффективные методы их исправления.

Ни одна проблема психического развития не является изолированной, у детей наблюдаются проявления разнотипных нарушений, свидетельствующих об общей функциональной недостаточности работы нервной системы: дефицитарная работа I функционального энергетического блока мозга (блок регуляции тонуса и бодрствования), ведёт к паталогическому функционированию II (блок приёма, переработки и хранения информации) и III (блок программирования, регуляции контроля) функциональных блоков, что, соответственно, повлияет на своевременное созревание мозговых структур растущего организма и отсрочит автоматизацию тренируемых навыков. И здесь на помощь нам приходят приёмы нейропсихологии, которые охватывают многие звенья нарушенной функциональной системы и имеют комплексный характер воздействия. В нейропсихологических упражнениях задействуется максимально возможное количество анализаторов, что позволяет нам использовать сохранные функции для восстановления поврежденных.

В нашей методической разработке представлены приёмы работы, направленные на развитие всех трех блоков мозга: дыхательные упражнения, способствующие оптимизации энергетических функций головного мозга; игры и упражнения, направленные на приём и переработку информации; а также, игры и задания, направленные на формирование контроля и саморегуляции.

В логопедических группах работа ведется по определенным программой воспитания и обучения лексическим темам. Наблюдая за детьми в течение нескольких лет, мы обратили внимание на то, как легко они воспринимают неординарную, выходящую за рамки лексических тем, информацию. Каждый год педагоги ГБДОУ организуют посещение различных музеев. Один из любимых музеев наших детей – музей «Истории подводных сил России им. Маринеско». Это натолкнуло нас на идею создания проекта к юбилею данного музея (в 2017 году 20 лет со дня его открытия). Проектная деятельность успешно осуществляет интеграцию образовательных областей (познавательное, речевое развитие (в т.ч. коррекционная работа), физическое и художественно-эстетическое развитие), а так же просвещение родителей, вовлечение их в образовательный процесс. Данная тема позволяет охватить большое количество традиционных тем, внося в них новизну и необычность: «Транспорт», «Профессии», «Инструменты», «23 февраля», «Подводный мир», «Животные жарких стран и севера» (путешествия по морям и океанам), «Наш город». В рамках проекта наши дети приняли участие в районном конкурсе «Юнга», посетили музей «Истории подводных сил России им. Маринеско», проведена интерактивная игра «В поисках утраченных сокровищ» между детьми старшего возраста (три логопедические группы), викторина «Чудеса подводного мира», познавательная игра «Что? Где? Когда?», музыкальный ринг «По морям по волнам». Дети с интересом и легкостью научились вязать морские узлы и с радостью самостоятельно обучали воспитанников из других групп, усвоили необычную для детского сада информацию: названия военно-морских профессий, специальных инструментов, экзотических обитателей водоемов и их значение для человека, познакомились с работами художников маринистов, военными и патриотическими песнями.

Содержательная и методическая часть

«Использование нейропсихологического подхода при развитии высших психических функций у детей с речевыми нарушениями старшего дошкольного возраста в рамках познавательного проекта «Юбилей музея «Истории подводных сил России им. Маринеско».

Цель проекта: развитие высших психических функций.

Задачи проекта:

  1. Развитие высших психических процессов (речь, зрительное, слуховое восприятие, внимание, пространственные представления).
  2. Формирование функции произвольности, контроля над собственной деятельностью.
  3. Воспитывать доброжелательность, отзывчивость, умение работать самостоятельно в коллективе.
  4. Воспитывать чувство патриотизма.
  5. Осуществлять взаимодействие с семьями воспитанников, сотрудничество с родителями в рамках реализуемого проекта.
  6. Оформить педагогический опыт и методические рекомендации по реализации проекта «Юбилей музея истории подводных сил России им. Маринеско».

Участники проекта: воспитатель, родители, дети старшего дошкольного возраста

Продукт:

Учебно-методический комплект игр, упражнений, пособий по развитию

высших психических функций, сценарии интерактивных игр, мероприятий.

В учебно-методический комплект входят пособия:

  • Игры и упражнения, использующие нейропсихологический подход к развитию высших психических функций;
  • Образовательные презентации для детей: военно-морской флот, география морей, подводный мир, работы художников-маринистов;
  • Игровые презентации: упражнения для детей с ОНР на развитие лексико-грамматического строя речи; упражнения для развития фонематического восприятия, анализа и синтеза;
  • Картотеки специальных понятий (по морской тематике), дыхательной гимнастики, подвижных игр по теме;
  • Конспекты: викторина «Чудеса подводного мира», познавательной игры «Что? Где? Когда?», музыкального ринга «По морям по волнам».
  • Сценарий открытого мероприятия: интерактивной игры-путешествия «В поисках утраченных сокровищ».
  • Выставка «Путешествие по морям». Каждая группа оформила выставки, где представили свои рисунки, поделки, а также подборки книг, детские журналы (в том числе выполненные детьми), интересные иллюстрации, газеты, плакаты и т.д.

При подготовке проекта «Юбилей музея «Истории подводных сил им. Маринеско» учитывались основные дидактические принципы: связи знаний, умений с жизнью, с практикой; научности; системности знаний; воспитывающей и развивающей направленности знаний и умений; всесторонности, гармоничности в содержании знаний, умений, навыков; доступности. Образовательная деятельность детей строилась с учетом личностно-ориентированного подхода к взаимодействию педагога и воспитанников, и с осуществлением интеграции всех образовательных областей.

Организация образовательной деятельности детей в рамках проекта «Юбилей музея «Истории подводных сил России им. Маринеско»

1. Сбор и систематизация информации

  • Работа с образовательными презентациями. Рассматривание картинок, иллюстраций и фотографий военно-морских кораблей, инструментов, обитателей подводного мира.
  • Использование дидактических игр: «Как устроена подводная лодка», «Собери картинку», «В поисках клада», «Спаси корабль от рифов», «Прочти карту», «Болгария», «Зашифрованные послания» и др.
  • Беседы: «Как человек море покорил», «От бочки до подводной лодки», «Обитатели морей и океанов», «Великие мореплаватели», «Как выжить на острове».
  • Разучивание песен, чтение стихов, рассматривание картин художников-маринистов и т.д.
  • Создание макета корабля, якоря, спасательного круга, цепи, бескозырки, компаса.
  • Чтение художественной детской литературы: Орлов Олег «Приключения матроса Кошкина», Томас Зелинки «Лелик и Болик на море», изучение атласов и карт, энциклопедий, рассматривание 3D книг «Подводная лодка», «Военный корабль», просмотр мультфильма «Приключения капитана Врунгеля». Разучивание стихов: Г. Виеру «У моря», М. Вайнилайтис «Мой янтарек» и др.
  • Театрализованная деятельность В. Сутеев «Кораблик».

2. Экспериментальная деятельность

  • «Почему не тонет подводная лодка?» (плавучусть)
  • «Как устроен перископ?»
  • «Как работает воздух?» (парусные суда)
  • «Опыты с соленой водой»

3. Игровая деятельность детей

  • Сюжетно-ролевые игры: «По морям окаеанам», «Моряки», «Радист», «Океанологи».

4. Творческая деятельность детей

  • Придумывание рассказов о путешествии по морям.
  • Рисование мини книжек по тематике.
  • Создание объемных макетов.
  • Создание карт путешественника.
  • Выставки рисунков и поделок.

5. Музыкальное и физическое развитие

  • Слушание и разучивание песен «Бескозырка белая», «Андреевский флаг», «Гимн подводников».
  • Игра «Угадай мелодию».
  • Подвижные игры: «Семафорная азбука», «Подводники» (перестроение в колонны по одному, по два, по три), «Повтори движение» (с флажками), «Перетягивание каната».
  • Развитие мелкой моторики: «Завязывание морских узлов», пальчиковая гимнастика и др.

6. Взаимодействие с родителями

  • Экскурсия в музей «Истории подводных сил России им. Маринеско».
  • Рекомендации: посещение выставки картин И.К. Айвазовского в Русском музее.
  • Участие в оформлении выставок по морской тематике.
  • Встреча и беседа с морским офицером (дедушкой воспитанника группы Родионова М).

Интеграция образовательных областей в ходе реализации проекта «Юбилей музея «Истории подводных сил России им. Маринеско»

1. Познавательное развитие

  • Игры и упражнения, использующие нейропсихологический подход к развитию высших психических функций;
  • Просмотр презентаций для детей: военно-морской флот, география морей, подводный мир, работы художников-маринистов, дидактические, развивающие игры, логические задания, кроссворды, ребусы, головоломки и т.д.

2. Речевое развитие

  • Игры и упражнения на формирование лексико-грамматического строя речи, фонематического восприятия, анализа и синтеза.
  • Чтение книг, энциклопедий из серии «Великие путешественники», «По морям и океанам».
  • Стихи, загадки, пословицы и поговорки о кораблях, моряках и пр.

3. Социально-коммуникативное развитие

  • Настольно-печатные игры, строительно-конструктивные игры (строим корабль, подводную лодку), сюжетно-ролевые «Островитяне», «Радист», «Океанологи» и т.д.

4. Художественно-эстетическое развитие

  • Оформление выставки детских рисунков.
  • Создание коллекции сигнальных флагов, флагов разных государств.
  • Создание мини книжек, комиксов по теме.
  • Оформление выставки картин художников-маринистов.
  • Слушание и разучивание военно-патриотических песен.

5. Физическое развитие

  • Подвижные игры, эстафеты, строевые упражнения, перестроения, речь с движением, физминутки.

Данный проект дает уникальную возможность вести полноценную профилактику и коррекцию нарушений высших психических функций у детей с речевыми нарушениями старшего дошкольного возраста. У детей появляется интерес и желание решать проблемные ситуации и задачи, не испытывая психологических затруднений. Вся работа строится на инициативе ребенка. У детей появляется возможность и способность к самостоятельному планированию и самоконтролю своей деятельности. Что крайне необходимо для успешного обучения и комфортного общения со сверстниками в школе.

В наше время большую актуальность имеет воспитание у детей с раннего возраста чувства патриотизма и любви к своей Родине – чему способствуют все направления деятельности педагога. Проект обеспечивает тесную взаимосвязь родителей, детей и педагога ДОУ, что способствует улучшению качества воспитания и образования.

Литература

  1. Нейропсихологическая профилактика и коррекция. Дошкольники: учеб. – метод. пособие/ А.В. Семенович, Я.О. Вологдина, Т. Н. Ланина; под ред. А.В. Семенович. – М.: Дрофа, 2014 -240 с.
  2. Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста. – 3-е изд. – М.: Генезис, 2013. – 319 с.
  3. Курдюкова С.В. Сунцова А.В. Развиваем внимание с нейропсихологом. Издательство: Генезис 2016 год
  4. Проектный метод в деятельности дошкольных учреждений: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/ авторы-составители Л.С. Киселева, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. – М.: АРКТИ, 2005
  5. Глаголева Ю.И. Статья «Формирование у дошкольников предпосылок к учебной деятельности как основание для формирования регулятивных универсальных учебных действий в младшем дошкольном возрасте» Академический вестник, выпуск 2 (25), ГБДОУ ДПО АППО, СПб, 2014

Интернет-ресурсы:

  1. http: //минобрнауки. рф ФГОС НОО
  2. http: //pedlib. ru/Books/2/0161/2_1. shtml Визель Т.Г. Основы нейропсихологии. М.: АСТАстрель Транзиткнига, 2005. – 384, (16) с. – (Высшая школа)
  3. http: //sdo-journal. ru/rubriks/psdets. html Нейропсихологический подход к развитию мышления в детском возрасте Глозман Ж.М.
  4. http://edu. rin. ru/preschool/index. html Дошкольное образование.
  5. http: //www. intelgame. ru Умные игры – умные дети.
  6. http: //doshkolnik. ru/ Дошкольник.
  7. http: //new-people. info Логопедический сайт «Болтушка»
  8. http: //www. igraemsa. ru/ Сайт детских обучающих и развивающих компьютерных игр
Просмотров: 459
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие речи детей дошкольного возраста




Другие новости по теме:

  • Мастяева Елена Викторовна. КОНСПЕКТ НОД ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ С ОВЗ 2 МЛАДШЕЙ ГРУППЫ ПО РАЗВИТИЮ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ВОСПИТАННИКОВ
  • Тараканова Ольга Андреевна ,Клейменова Инна Владимировна , Зеленева Наталья Анатольевна. Развитие высших психических функций у детей с нарушением зрения при помощи оригинальных наглядных средств.
  • Курочкина Галина Валентиновна. Формирование и развитие психических процессов у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
  • Кондратьева Галина Михайловна. Дидактический и речевой материал по развитию неречевых и речевых психических функций у детей 3-4 лет по лексической теме «Человек. Части тела»
  • Татьяна Новожилова. Презентация. Методическая разработка. Тема: «Игры на развитие лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста»
  • Зудина Ольга Степановна. Спортивные упражнения и подвижные игры с мячом для детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)
  • Кутовая Дарья Викторовна, Толстая Екатерина Сергеевна. Развитие психических процессов детей во время занятий физической культурой в дошкольных образовательных учреждениях
  • Мансурова Валентина Борисовна. Словесные дидактические игры и упражнения в режиме дня для развития словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР
  • Понамарева Наталья Юрьевна. Дидактические игры, направленные на развитие экологической культуры детей дошкольного возраста.
  • Васильева Екатерина Геннадиевна, Савченко Ольга Васильевна. Дидактические игры и упражнения по развитию речи для детей дошкольного возраста
  • Гизатуллина Эльвира Тагировна. Игры и упражнения для развития и коррекции познавательной сферы детей дошкольного возраста
  • Рубанова Людмила Борисовна. Коррекционные игры и упражнения, направленные на преодоление сложностей у детей дошкольного возраста с ЭВС
  • Балова Ольга Ивановна. Статья из опыта работы «Игры с массажёром Су – Джок, направленные на развитие лексико-грамматических категорий у детей с ОНР»
  • Трапезникова Ольга. «Упражнения и игры для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».
  • Горшкова Екатерина Михайловна. Развитие эмоционального мира дошкольников через специальные игры и упражнения.
  • Кувшинчикова Ольга Владимировна. «Игры и упражнения по автоматизации звуков у детей с речевыми нарушениями»
  • Залуцкая Евгения Викторовна. Консультация для родителей «Игры и упражнения по развитию слуховой памяти у детей дошкольного возраста»
  • Новикова Наталья Васильевна. Формирование чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста через реализацию проекта 'Моя малая родина-военный городок'
  • Лобастова Галина Александровна. Педагогический проект на тему «Развитие связной речи детей раннего возраста через дидактические игры и пособия»
  • Верхозина И.М., Ковешникова Н.Г., Стагнеева Е.Л., Николаева Н.А.. Проектная деятельность по формированию у детей старшего дошкольного возраста представлений о традициях праздника Победы
  • Волкова Галина Николаевна. «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через дидактические игры»
  • Ансон Татьяна Николаевна. Методическая разработка и реализация проекта 'Формирование навыка диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР на занятиях по развитию речи с использованием игр, в том числе игр-драматизаций
  • Занина Любовь Викторовна. «Художественно-эстетическое развитие детей младшего дошкольного возраста в процессе театрализованной игры».
  • Александрова Радина Раисовна. МАСТЕР — КЛАСС «ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ, ТЕХНИКИ РЕЧИ И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛЬНЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ»
  • Лобастова Галина Александровна. Педагогический проект «Играем и говорим» на тему «Развитие связной речи детей раннего возраста через дидактические игры и пособия»
  • Грачева Ольга Федоровна. Проект «Воспитание интереса у дошкольников к истории России на примере мини-музея «Русская матрешка»
  • Яковлева Наталия Викторовна. Развитие познавательного интереса у детей старшего возраста в процессе игры
  • Чилина Ирина Александровна. «Игры и упражнения на развитие выразительности речи»
  • Сошникова Валентина Александровна. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук
  • Русина Ася Сергеевна. Коррекционно-логопедическая работа по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми речевыми нарушениями с использованием метода «глобальное чтение»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь