Проектная деятельность как оптимальная форма формирование представлений у детей старшего дошкольного возраста об истории и традициях праздника Победы
Авторы:
- Верхозина Ирина Михайловна, старший воспитатель
- Ковешникова Наталья Геннадьевна, воспитатель
- Стагнеева Елена Леонидовна, воспитатель
- Николаева Наталья Анатольевна, педагог-психолог
МБУ «Школа №86» структурное подразделение Детский сад «Веста» г.о. Тольятти
Актуальность темы. Наш информационный век требует от педагога сочетания традиционных методов обучения и современных технологий при организации образовательного процесса, а также высокого уровня информационно-компьютерной компетентности.
В настоящее время педагоги сталкиваются с проблемой снижения уровня познавательной активности дошкольников во время образовательной деятельности. Интерактивные технологии, обладая огромным потенциалом игровых и обучающих возможностей, оказывает значительное воздействие на ребенка. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. В современном мире все чаще нарушается преемственность поколений в воспитании детей и, прежде всего, в сфере передачи нравственного опыта, главных жизненных установок. Дети не чувствуют поддержки и интереса родителей, мало знают о празднике Победы, почему он существует и чему посвящен. Дошкольники не испытывают чувства гордости за свою Родину, за героев-победителей в Великой Отечественной Войне.
Одновременно, тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна. Принцип событийности комплексно-тематического планирования образовательной деятельности в ДОУ позволяет уделить достаточное количество времени работе с детьми по данной теме. Этот праздник развивает и укрепляет в детях чувство справедливости, помогает осознать свою национальную принадлежность, особенность истории своей страны, призывает любить Родину и близких.
Учитывая вышесказанное, считаем важным и актуальным использование современных интерактивных технологий при формировании основ патриотизма с детьми, начиная с дошкольного возраста. Проектная деятельность, на наш взгляд является одной из оптимальных форм построения модели взаимодействия, посредством которой можно объединить всех участников воспитательно-образовательного процесса, для решения основной задачи — формирование представлений у детей старшего дошкольного возраста об истории и традициях праздника Победы.
Противоречия. Важнейшей составной частью воспитательного процесса в дошкольных организациях является инновационная деятельность с помощью интерактивных компьютерных технологий. При этом формирование основ патриотизма имеет огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ребенка. В тоже время, со стороны семьи, родителей дети зачастую не чувствуют поддержки, желания воспитывать в них патриотические чувства. Одной из причин, данного противоречия, на наш взгляд является потеря актуальности системы патриотического воспитания в конце 80-х годов XX века. Следовательно, поколение родителей выросло за тот период, когда традиционная система практически исчезла из образования и одновременно изменилась социально-экономическая ситуация в России, ее культурные традиции и нравственные ценности.
Таким образом, деятельность дошкольного учреждения должна быть направлена на все возрастные категории, в частности на детей и их родителей. Только при таком интерактивном подходе параллельного взаимодействия возможно осуществление патриотического воспитания дошкольников.
Из всего вышесказанного нами была сформулирована проблема-гипотеза – современные дети дошкольного возраста мало знают о празднике Победы и не ощущают поддержки и интереса со стороны родителей.
Для всестороннего взгляда на проблему мы применили систему вопросов-ответов для уточнения формулировки проблемы.
- Почему это стало проблемой? В современном мире часто компьютер занимает одно из главных мест в жизни детей и их родителей. Все чаще нарушается преемственность поколений в воспитании детей и, прежде всего, в сфере передачи нравственного опыта, главных жизненных установок.
- Почему ее следует решать? Дети не чувствуют поддержки и интереса родителей, мало знают о празднике Победы, почему он существует и чему посвящен.
- Чья это проблема? Государства и образовательных организаций, в частности педагогов.
- Касается ли эта проблема других? Да, родителей, детей.
- Кажется ли она им проблемой? Далеко не всегда, так как со стороны семьи, родителей дети и педагоги зачастую не чувствуют поддержки, желания воспитывать патриотические чувства и взаимодействовать с дошкольной организацией.
- Захотят ли они участвовать в ее решении? При правильной организации и планировании, грамотной мотивации со стороны государства и просветительской, консультативной работы в образовательных организациях.
- Кто будет настолько обеспокоен проблемой, что захочет попытаться решить ее? Государство, обеспокоенное данной ситуацией, формирует запрос образовательным организациям, которые в свою очередь находят пути решения данной проблемы.
- Кто будет сопротивляться решению проблемы? Взрослые (осознанно или неосознанно) не знающие и/или не умеющие духовно-нравственно ориентировать детей.
- Что случится, если мы не решим проблему? Нарушатся традиции, преемственность поколений, исказятся представления о патриотизме, нравственности и морали.
- Какая форма наиболее оптимальна для решения проблемы? Опыт работы показывает, что современная образовательная технология – проектная деятельность, а также использование интерактивных технологий, на наш взгляд, является одной из оптимальных форм взаимодействия. Посредством этих технологий можно объединить всех участников воспитательно-образовательного процесса, для решения основной задачи – формирование представлений у детей старшего дошкольного возраста об истории и традициях праздника Победы.
Учитывая актуальность данной темы и обоснованность применения данной технологии, нами был задуман и реализован в 2015-16 учебном году проект «Этот день мы приближали, как могли» в МБУ «Школа №86» структурное подразделение Детский сад «Веста», г.о. Тольятти.
Данный проект длительный – его реализация заняла практически весь учебный год (с октября по апрель). Участники – воспитанники подготовительной группы (30 человек – 100%) и их родители. Руководили проектной деятельностью – воспитатели данной группы Ковешникова Н.Г., Стагнеева Е.Л., старший воспитатель Верхозина И.М. и педагог-психолог учреждения Николаева Н.А.
Перед участниками стояли, следующие цель и задачи проекта:
Цель: Формировать у детей старшего дошкольного возраста представление об истории праздника Победы и его традициях посредством интерактивных технологий.
Задача 1. Выявить уровень представлений старших дошкольников о государственном празднике «День Победы».
Задача 2. Разработать и реализовать механизм внедрения интерактивных технологий, обозначив методы, средства, приемы и формы работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста представлений о государственном празднике «День Победы».
Задача 3. Определить возможные достижения детей, в результате реализации разработанного механизма (мониторинг).
Команда проекта
Ребенок. Интерес может варьироваться от положительного до отрицательного в зависимости от степени включенности родителей, индивидуальных особенностей и т.д.; степень заинтересованности – средняя.
Педагог и родитель. Интерес ярко выражен и степень заинтересованности высокая (исключение составляют пассивные родители).
Схема обязанностей команды проекта
Участник проекта: Педагог – организатор, руководитель.
Обязанности: Мотивация детей и родителей к будущей деятельности, распределение ролей и обязанностей участников проекта, организация различных видов деятельности, в том числе с использованием интерактивных технологий.
Участник проекта: Ребенок – активный исполнитель.
Обязанности: Выполнение деятельности в соответствии с поставленными задачами.
Участник проекта: Родитель – Помощник.
Обязанности: Помощь в организации проектной деятельности, в использовании интерактивных компьютерных технологий, взаимодействие с педагогами и детьми.
Этапы работы по проекту и функционал участников.
1. Подготовительный.
Педагог – Распределение ролей для участников проекта. Формирование проектной группы. Конкретизация тематического поля. Определение проблемы.
Ребенок – Предложение темы. Анализ проблемы. Сбор и изучение информации. Поиск оптимального способа достижения цели проекта.
Родитель – Поиск и анализ информации. Помощь в анализе проблемы и сборе информации детьми.
2. Основной.
Педагог – Текущий контроль качества.
Ребенок – Выполнение запланированных технологических операций.
Родитель – Помощь и поддержка в выполнении запланированных действий.
3. Контрольный.
Педагог – Анализ выполнения результатов проекта. Оценка качества выполнения проекта.
Ребенок – Подготовка презентационных материалов. Презентация проекта.
Родитель – Помощь в подготовке выполнения презентации. Изучение возможностей использования результатов проекта.
Ожидаемый результат от реализации проекта – сформированное у детей старшего дошкольного возраста представление об истории праздника Победы и его традициях.
Критерий 1. Дети знают об истории праздника «День Победы», его традициях.
Критерий 2. Дети знают о ветеранах и об их вкладе в победу.
Критерий 3. Дети участвуют в досуговой, интерактивной деятельности, посвященной Дню Победы.
Критерий 4. Дети применяют полученные знания в игровой и двигательной деятельности.
Критерий 5. Дети отражают тематику в продуктивной деятельности.
Область рисков, влияющих на реализацию проекта и план работы с ними.
Риск 1. Родители (осознанно или неосознанно) не знающие и/или не умеющие духовно — нравственно ориентировать детей. Выход: Просветительская работа (консультации, буклеты, статьи, сайт ДОУ, открытая интерактивная студия). Участие в совместной деятельности.
Риск 2. Дети, не заинтересованные в изучении темы. Выход: Совместная деятельность педагогов с детьми, поддерживающая мотивацию. Совместные экскурсии и походы педагогов, родителей и детей. Интерактивные методы взаимодействия.
Риск 3. Недостаточная материальная база. Выход: Взаимодействие с администрацией и семьями для приобретения необходимых материалов и атрибутов.
Риск 4. Педагоги (осознанно или неосознанно) не знающие и/или не умеющие духовно-нравственно ориентировать детей. Выход: Обучение, просвещение, профилактика эмоционального выгорания (тренинги, психологические акции).
Реализация проекта
Для реализации проекта были проведены следующие мероприятия в соответствии с поставленными задачами:
Задача 1. Выявить уровень представлений старших дошкольников о государственном празднике «День Победы».
Реализованные мероприятия:
- Мониторинг (диагностика, опрос, наблюдение и т.д.) уровня индивидуального развития детей.
- Беседы, чтение и рассказывание детской художественной литературы.
- Рассматривание и показ наглядного материала (картинки, репродукции, иллюстрации, презентации, фильмы и т.д.).
Результаты входящего мониторинга (30 чел. – 100%)
Количество детей, имеющих представление об истории праздника Победы и его традициях у детей старшего дошкольного возраста:
- Высокий уровень – 2 человека (6, 6%)
- Средний уровень – 13 человек (43, 4%)
- Низкий уровень – 15 человек (50%)
На подготовительном этапе реализации проекта большинство детей старшего дошкольного возраста имело низкий уровень представления об истории праздника Победы и его традициях.
Задача 2. Разработать и реализовать механизм внедрения интерактивных технологий, обозначив методы, средства, приемы и формы работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста представлений о государственном празднике «День Победы».
Мероприятия для реализации данной задачи:
- Подготовка и проведение образовательной деятельности с помощью интерактивных технологий, обозначение методов, средств, приемов и форм детской деятельности.
- Игровая деятельность (интерактивные, дидактические, сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные, подвижные игры и т.д.).
- Использование интерактивных технологий (презентации, интерактивные игры, диафильмы, кадры лент военного времени, сканеры писем с фронта и т.д.)
- Круглый стол «Этот день мы приближали, как могли!», выпуск газеты «Праздник со слезами на глазах», папка-раскладушка с целью повышения уровня компетентности, заинтересованности и мотивации родителей на совместную деятельность.
- Посещения Паркового комплекса истории техники имени К.Г. Сахарова, совместный поход родителей и детей в Парк Победы.
- Развлечение, посвященное Дню Победы, спортивный праздник «Зарница» на военную тематику.
- Психологическая акция «Спасибо за Победу».
- Слушание музыкальных произведений, посвященных празднику.
- Продуктивная совместная деятельность.
- Выставка-композиция (фотографии военных лет, военные атрибуты формы, медали, ордена, игрушки на военную тему и т.д.).
Задача 3. Определить возможные достижения детей, в результате реализации разработанного механизма (мониторинг).
Мероприятия для реализации данной задачи:
- Мониторинг (диагностика, опрос, наблюдение и т.д.) уровня индивидуального развития детей.
- Анализ продуктивной деятельности.
- Открытая презентация детских мини-проектов с чаепитием, рефлексия участников.
Результаты заключительного мониторинга (30 чел. – 100%)
Количество детей старшего дошкольного возраста, имеющих сформированное представление об истории праздника Победы и его традициях:
- Высокий уровень – 18 человека (60%)
- Средний уровень – 8 человек (26, 6%)
- Низкий уровень – 4 человек (13, 4%)
Результат-эффект реализации проекта – большинство детей старшего дошкольного возраста имеют высокий уровень представлений об истории праздника Победы и его традициях.
Таким образом, завершив проект «Этот день мы приближали, как могли» мы подвели итоги нашей совместной деятельности, и пришли к следующим выводам. Во-первых, гипотеза нашла свое подтверждение. А именно – современные дети дошкольного возраста мало знают о празднике Победы и не ощущают поддержки и интереса со стороны родителей. Вследствие этого происходит постепенное нарушение традиций, преемственности поколений, искажаются представления о патриотизме, нравственности и морали.
Во-вторых, проектная деятельность с использованием интерактивных технологий действительно является одной из оптимальных форм взаимодействия, посредством которой можно объединить всех участников воспитательно-образовательного процесса, для решения задачи –формирование представлений у детей старшего дошкольного возраста об истории и традициях праздника Победы.
По итогам реализации проекта и анализа результатов мы с большой долей вероятности предполагаем, что все участники проекта пополнили свои знания об истории праздника, его традициях, о ветеранах и их вкладе в Победу. Дошкольники стали активно применять полученные знания в игровой и двигательной деятельности, а так же отражают тематику в продуктивных видах деятельности. При этом наблюдался эмоционально положительный настрой родителей, что является с большой долей вероятности составляющей успеха и реализации желания воспитывать патриотические чувства детей и взаимодействовать с дошкольной организацией. Родители и дети стали больше времени уделять совместному времяпрепровождению, а так же получили положительный опыт публичных выступлений.
И самое главная ценность проекта, это осознание того, что воспитание ребенка – очень многогранный процесс. Он объединяет в себе все сферы нашей жизни, хотим мы того или нет. Все, что окружает детей, так или иначе, влияет на формирование его личности. Но самой большой силой и мощью обладает историческая память.
|