МКОУ «Мухор-Тархатинская средняя общеобразовательная школа» ДОУ «Айучак»
Скачать конспект
Содержание:
- Условия возникновения опыта.
- Противоречия, препятствующие достижению цели и пути их решения
- Актуальность проблемы
- Новизна
- Теоретическая база опыта
- Технологии опыта
- Результативность
- Трудоемкость опыта
- Адресная направленность
- Литература
- Приложения
- Условия возникновения опыта.
В условиях современного развития общества и производства невозможно себе представить мир без информационных ресурсов, не менее значимых, чем материальные, энергетические и трудовые. Современное информационное пространство требует владения компьютером не только в начальной школе, но и в дошкольном детстве. На сегодня информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере раннего обучения. Возможности использования современного компьютера позволяют наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка. Проблема информатизации в современных условиях коснулась детских садов. Использование ИКТ является одним из приоритетов образования. И на сегодня это одна из самых новых и актуальных проблем в отечественной дошкольной педагогике. Опыт нашей педагогической деятельности показывает, что в условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использование ИКТ в различных видах образовательной деятельности с детьми.
Наиболее эффективная форма организации работы с компьютером в детском саду, которую мы используем в своей работе, – проведение НОД с использованием мультимедийных презентаций. Она дает возможность оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с разным уровнем познавательного развития и значительно повысить эффективность психолого-педагогической деятельности. Непосредственно образовательная деятельность в детском саду имеет свою специфику. Она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого количества иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Все это может обеспечить нам компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями.
Одним из самых популярных программных средств, используемых нами – воспитателями ДОУ, на занятиях с использованием информационно- коммуникационных технологий, является программа компании Microsoft – Power Point. Ею владеют все воспитатели и узкие специалисты ДОУ. Поскольку на сегодняшний день для нас актуальной является проблема внедрения информационных технологий в процесс обучения, то программа Power Point одна из тех программ, с которой мы начали изучение компьютера.
В течение 3-х лет, работая над темой «Познавательное развитие детей дошкольного возраста через использование электронных дидактических игр» периодически применяла в работе с детьми электронные дидактические игры, взятые мной из сети Интернета. Я обратила внимание на то, что подача информации на экране или мониторе компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес. Использовать эти электронные пособия при организации НОД или индивидуально с одним ребенком очень удобно, так как большое разнообразие заданий способствует развитию познавательных интересов. Первоначально я использовала готовые игры с различных сайтов интернета: анимационные и игры – презентации, но однажды я не нашла нужной мне в данный момент игры, и решила сделать игру сама. Игра получилась, нашла живой отклик у детей и вдохновила меня на дальнейшее творчество в этом направлении.
Осознав, что информатизация общества ведет за собой информатизацию образования, я поняла, что освоение ИКТ жизненная необходимость для каждого педагога дошкольного образования. Перед воспитателем детского сада, освоившим ИКТ, открываются безграничные возможности для эффективной творческой работы.
Цель моей работы: Поиск информационно-коммуникативных технологий и внедрение в игровую деятельность детей дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели, мною сформулированы следующие задачи:
- Внедрить познавательно – игровую деятельность детей дошкольного возраста ИКТ;
- Использовать ИКТ в воспитательно-образовательном процессе;
- Создать медиатеку электронных дидактических игр для дошкольников.
2. Противоречия, препятствующие достижению и пути их решения
В современном мире ребенок фактически не обходится без мультимедийных технологий. Применение компьютерной техники позволяет сделать НОД привлекательным и по-настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность. По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников, компьютерные технологии обладают рядом преимуществ и соответствуют возрастным особенностям детей дошкольного возраста: предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес. Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка и способствует повышению интереса детей к изучаемому материалу. Вместе с тем, в настоящее время существует множество противоречий по поводу включения компьютера в жизнь ребенка.
Как видите, у мультимедийных технологиях есть и положительные и отрицательные стороны.
Таким образом, ИКТ вполне естественно вписывается в жизнь детского сада и семьи, являясь одним из эффективных современных технических средств, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс воспитания, обучения и развития малыша. ИКТ уже сам по себе привлекателен для ребенка, вызывает у детей познавательный интерес. Каждое занятие с применением ИКТ вызывает у дошкольников эмоциональный подъем, желание добиться успехов, сделать задание до конца.
Но использование ИКТ должно идти в соответствии с требованиями СанПина, главное не навредить здоровье дошкольника. Необходимо умелое составление здоровье сберегающих технологий и применение ИКТ.
3. Актуальность опыта
Социально-экономическое развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом. Информационно- коммуникационные технологии прочно входят во все сферы жизни человека. Соответственно, система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны способствовать на замене традиционных методов, а расширению их возможностей. Это нашло отражение во многих документах, которые приняты правительством Российской Федерации. Так, например, в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», в главе 2, посвященной приоритетам образовательной политики говорится следующее: «Для достижения нового качества образования будет осуществляться информатизация образования и оптимизация методов обучения», где поставлены задачи по оснащению и использованию в воспитательно-образовательном процессе ИКТ.
В современном мире сложно стоять на месте, поэтому, хотим мы этого или не хотим, но ИКТ прочно входят в воспитательно-образовательный процесс дошкольных учреждений.
Учебно-воспитательный процесс в ДОУ может быть более успешным, эффективным, если будет использованы компьютер и интерактивные технологии в качестве дидактического средства.
Разработки и внедрение ФГОС ДО предъявляет определенные требования к выполнению ОП ДОУ.
4. Новизна
В соответствии с внедрением ФГОС в ДОУ дошкольное образование является одним из уровней общего образования. Поэтому информатизация детского сада стала необходимой реальностью современного общества. Использование ИКТ дает возможность обогатить, качественно обновить воспитательно — образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.
Новизна моего опыта заключается в разработке дидактических компьютерных игр для старшей возрастной группы, что позволило совершенствовать формы, методы, приёмов работы по использованию новых информационных технологий в учебном процессе, в создании и определении эффективных условий применения электронных дидактических игр, нацеленных на активизацию и развитию познавательных способностей дошкольников.
5. Теоретическая база опыта
В периодической печати уже на протяжении несколько лет дискутируется проблема разработки и внедрения информационно-коммуникационных технологий в ДОУ.
Перед началом работы по теме опыта мною были изучены исследования ведущих ученых и специалистов в области дошкольного образования (Духанина Л. Н., Волосовец Т. В., Веракса Н. Е., Дорофеева Э. М., Комарова Т. С., Алиева Т. И., Комарова И. И., Белая К. Ю. и др.). Они высказывают свою позицию «за» и «против» ИКТ. Противники ИКТ в качестве аргумента приводят данные о негативном влиянии длительного сидения за компьютером на состояние здоровья детей. Наш опыт показывает, что периодическое использование ИКТ, а именно дозированное педагогом использование развивающих игр способствует развитию у детей волевых качеств, приучает к «полезным» играм. Целесообразность использования информационных технологий в развитии познавательных способностей старших дошкольников подтверждают работы зарубежных и отечественных исследователей (С. Пейперт, Б. Хантер, Е. Н. Иванова, Н. П. Чудова и др.). Научная работа по внедрению ИКТ в дошкольное образование ведется в нашей стране, начиная с 1987 года на базе центра им. А. В. Запорожца исследователями под руководством Л. А. Парамоновой, Л. С. Новоселовой, Л. Д. Чайновой. В 2008 году разрабатываются теоретические основы применения научных информационных технологий в воспитательно-образовательной работе ДОУ, начали активно создаваться программы для дошкольников.
Таким образом, мы придерживаемся точки зрения, что при грамотном использовании технических средств, при правильной организации образовательного процесса компьютерные программы для дошкольников могут широко использоваться на практике без риска для здоровья детей.
Исходя из этого, в своей работе я стремилась показать, как сформировать у дошкольников элементарные представления о целостной картине мира; развить познавательную активность, любознательность, стремление к самостоятельному познанию явлений окружающего мира посредством использования ИКТ.
6. Технологии опыта
Современное развитие информационных технологий и уровень распространения вычислительной техники в образовательных учреждениях позволяют воспитателю сегодня использовать компьютер как повседневное средство обучения дошкольников. Возможности использования персонального компьютера с его периферийными устройствами в непосредственной образовательной деятельности – огромные. Самые несложные презентации, созданные в приложении Microsoft Office Power Point выполняют функции демонстрационного материала. Они заменяет множество дидактических пособий и картинок, используемых в непосредственной образовательной деятельности, но в отличие от обычных картинок они могут ожить и заговорить с ребенком, что делает непосредственную образовательную деятельность с использованием мультимедийных установок интереснее и познавательнее. Наиболее важную информацию на слайде можно выделить, придав ей эффект анимации. Анимация – очень важный элемент в презентации. Движение отдельных частей слайда привлечёт внимание ребёнка, и он заострит свое внимание на анимированной части информации. Таким образом, все тезисы сообщения воспитателя будут услышаны и увидены. Всё это повышает интерес к обучению и способствует более качественному усвоению нового материала, а это и является целью работы воспитателя.
Подробные мультимедийные презентации позволяют мне сделать НОД более яркой красочной и запоминающейся. Детям нравится подобная деятельность, они ждут подобных игр и работают на них с гораздо большей отдачей. Многие дети уже свободно владеют компьютером, но компьютер для них это только игра, жизнь в виртуальном мире. Это для них забавно и интересно. Я помогаю понять ребенку, что компьютер может стать для них другом и помощником в усвоении знаний. Решая подобные задачи во время НОД с использованием компьютера, они убеждаются в этом.
Ведущей деятельностью дошкольника является игра, поэтому развивать познавательные процессы легче через электронные дидактические игры. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и запоминают, чем по прямому заданию взрослого. Электронные дидактические игры выполняют функцию средств обучения – дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать.
В своей работе я руководствовалась следующими дидактическими принципами:
Принцип доступности.
Реализуя принцип доступности, я отбираю наглядный материал, формы и методы организации образовательной деятельности, чтобы они соответствовали уровню подготовки детей, их возрастным особенностям.
Принцип систематичности и последовательности.
Принцип систематичности и последовательности обучения состоит в том, что усвоение учебного материала идет в определенном порядке, системе. Мультимедийные презентации я создаю и подбираю в соответствии с тематическим планом
Руководствуясь принципом научности, я преследую одну цель – помочь детям усвоить реальные знания, правильно отражающие действительность. ИКТ дают мне возможность представлять в мультимедийной форме реалистичные, не искаженные информационные материалы (репродукции картин, фотографии, видеофрагменты, звукозаписи). Я думаю, что вы со мной согласитесь что, различные игры и презентации, находящиеся в открытом доступе в сети Интернет не всегда соответствуют по своему содержанию принципу научности. Поэтому я стараюсь быть особо внимательной при отборе материала
Принцип творческой активности.
Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Используя ИКТ, я стимулирую познавательную активность детей, тем самым, повышая интерес к занятиям по развитию речи за счет новизны, реалистичности и динамичности изображения, использования анимационных эффектов
Принцип наглядности.
Принцип наглядности Ян Амос Коменский справедливо считал «золотым правилом» дидактики, так как «ничего нет в уме, чего не было в ощущениях». Именно дошкольникам, с их наглядно-образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта. В связи с этим, я в своей работе использую мультимедийные презентации, слайд-шоу, видеофрагменты.
Работа ведется по трем направлениям:
- Работа с детьми
- Работа с педагогами
- Работа с родителями.
Обучение детей строится на основе программы «От рождения до школы». Основной формой познавательного развития являются игровая мотивация.
Работа с детьми построена по следующим направлениям:
- Интеллектуальное развитие;
- Развитие внимания;
- Развитие восприятия и памяти;
- Развитие речи.
В развитии интеллектуальных способностей дошкольников особое место занимает дидактическая игра, которая является средством обучения и помогает детям усваивать и закреплять знания, а также овладевать способами познавательной деятельности. Благодаря электронно — дидактическим играм, которые эффективно повышает интерес детей к образовательной деятельности, дошкольники учатся классифицировать, сравнивать и обобщать.
Применяю такие игры как: «Отгадай фигуру», «Четвёртый лишний» и т.д.
(Приложение 1)
Внимание – это проявление избирательной направленности процессов сознания. Уровень его развития во многом определяет успешность ребенка при обучении. Внимание – необходимое условие любой деятельности: учебной, игровой, познавательной.
На протяжении дошкольного возраста внимание развивается от непроизвольного, то есть возникающего само собой под влиянием внешних впечатлений, до произвольного, управляемого сознательным усилием воли.
Для того чтобы развить у малыша целенаправленность, устойчивость и сосредоточенность внимания, нужны специальные игры, где эта задача стоит в центре деятельности ребенка и взрослого. Игры на развитие внимания: «Отражение», «Выложи кружочки» и т.д.
(Приложение 2)
Память ребенка – это его интерес. Важным моментом в развитии памяти дошкольника выступает появление личных воспоминаний. В них отражаются существенные события из жизни ребенка, его успехи в деятельности, взаимоотношения с взрослыми и сверстниками. Развитию памяти способствует дидактические игры. Она создает действенную игровую мотивацию, подчиняет запоминание близкой и понятной ребенку цели, позволяет ему осознавать способы выполнения деятельности, а также дает взрослому возможность руководить мнемической деятельностью, не вставляя в открытие дидактическую позицию.
Развитие восприятия у дошкольников является важным условием для полноценного становления личности ребенка. Этот процесс сложный и многоаспектный, который способствует правильному отображению окружающего мира, адаптации и комфортному пребыванию в обществе. Развитие восприятия в дошкольном возрасте позволяет понимать окружающий мир, воспринимать и осознавать предметы и явления.
Для развития памяти и восприятия использую следующие игры: «Найди отличия», «Сложи картинку», «Угадай предмет», «Какое время года?» и т.д
(Приложение 3)
По развитию речи: С каждым годом растет число детей имеющих отклонения в развитии речи. А речь, как мы знаем, один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими: он может понятно выразить свои мысли и желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, неясная речь ребенка весьма затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер. В своей работе с детьми я использую различные игры, но особое внимание уделяю словесным, электронно — дидактическим играм. В процессе электронно — дидактической игры разнообразные умственные процессы активизируются и принимают произвольный характер, а также дидактическая игра помогает закрепить полученные знания при обучении. «Назови как можно больше предметов», «Кто больше увидит и назовет» и т.д.
(Приложение 4)
Работа с педагогами:
Во взаимодействии с педагогами стараюсь использовать разнообразные формы. Провела консультацию для педагогов ДОУ по теме: «Использование ИКТ в образовательном процессе в ДОУ».
(Приложение 5)
Работа с родителями: В свою работу подключала родителей. Провела собрание «Чем играют наши дети?». Здесь была представлена выставка дидактических игр и авторских многофункциональных пособий, в процессе которых родители ознакомились с новыми играми, а так же, вместе со своими детьми проигрывали их, обсуждали уже проведенные игры. Провела анкетирование родителей, которое показало, что у детей увеличился словарный запас, расширился кругозор, вырос уровень знаний, они стали более самостоятельны, активны, стали больше интересоваться познавательной литературой, задавать вопросы, творчески мыслить, активизировалась мыслительная способность. Провела анкетирование родителей «Мой ребенок и компьютер», а также проконсультировала родителей по теме «Ребенок и компьютер».
(Приложение 6, 7)
В перспективе я планирую:
изготовить новые дидактические игры;
создать картотеку дидактических игр для родителей;
создать банка видеотеки (с привлечением родителей).
7. Результативность
В результате анализа диагностических исследований познавательного развития детей (совместно с педагогом — психологом) и исходя из результатов диагностики за 2011-12, 2012-13, 2013-14 учебный год, можно проследить динамику развития детей, и сделать следующие выводы:
Уровень развития зрительной памяти – увеличился объем запоминающего материала.
Уровень речевого развития – увеличился словарный запас.
Уровень развития внимания – увеличилась концентрация внимания.
Уровень развития мышления – увеличилась скорость мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение, классификация.
(Приложение № 8)
Использование электронных дидактических игр в ДОУ позволило активизировать познавательную деятельность воспитанников, реализации творческого потенциала ребенка, формированию духовного мира, повышению на неизмеримо более высокий уровень интереса детей к получению знаний.
8. Трудоемкость
Трудоемкость работы заключается в разработке электронных дидактических игр, создание мультимедийных презентаций, видеороликов, музыкальных физминуток, конспектов занятий для познавательного развития, в поиске индивидуальных подходов, учете интересов и познавательных способностей детей в реализации поставленных задач. Это самый трудоемкий процесс, где проявляется умение, навык, талант и художественное восприятие воспитателя. К каждому занятию требуется использование ИКТ. При подготовке к занятиям создаю мультимедийные презентации или музыкальные физминутки, для этого надо очень хорошо знать программу Microsoft Power Point, Windows Movie Maker.
9. Адресная направленность
Я считаю, что данный опыт будет полезен воспитателям, учителям начальных классов, родителям, понять значение и необходимость познавательного развития у дошкольников через использование электронных дидактических игр.
10. Литература
- Дошкольник и компьютер/под ред. Л. А.Леоновой — М., 2004.
- Журнал «Компьютеры и программы» 15/2002
- Интернет-семинар «Информационные технологии в работе ДОУ» (8. 09. 2011)
- Информационные технологии в образовании/под ред. И. Г. Захаровой-М., Академия, 2003.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е. С. Полат. – М.: Академия, 2003.
- Приложение к приказу Минобразования России от 11. 02. 2002 №393
- http: //nsportal. ru (статья по теме: «Использование медиатехнологий в образовательном процессе ДОУ)
- http: //festival. 1september. ru
- http: //www. igraemsa. ru/
Приложение № 1
Описание работы с алгоритмом использования электронного дидактического мультимедийного пособия в образовательном процессе
Тема: Дидактическая игра «Четвертый лишний»
Возраст группы: старший дошкольный возраст
Цель: уточнить представления детей об отечественных и народных праздниках.
Задачи пособия:
Дидактические: — расширение кругозора детей;
- формирование знаний об отечественных и народных праздниках и традициях.
Развивающие: — развитие внимания, памяти, речи;
- развитие мышления, умений сравнивать, сопоставлять
находить аналогии;
- развитие мотивации к познавательной деятельности.
Алгоритм работы со слайдами:
Воспитатель говорит, что три картинки на слайде относятся к одному празднику, а одна – лишняя. Предлагает рассмотреть картинки и найти среди них одну лишнюю. При нажатии курсором на лишнюю картинку (правильный ответ) она исчезает. При нажатии на неправильный ответ картинка будет мигать. Далее воспитатель предлагает объяснить, к какому празднику относятся эти картинки и что про него дети знают (когда отмечается, в какое время года, какие традиции и обычаи у этого праздника и т.д.)
Приложение № 4
Описание работы с алгоритмом использования электронного дидактического мультимедийного пособия в образовательном процессе
Тема: Дидактическая игра «Мы такие разные».
Возраст группы: 5-7 лет.
Цель: формирование у ребенка устойчивого понятия своего пола и стереотипа поведения — «Я — девочка» «Я — мальчик».
Задачи пособия:
- Формировать представления детей о домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков.
- Формировать представления детей о различиях полов.
- Учить детей соответственно полу выбирать одежду, игрушки.
- Воспитывать уважительное отношение к людям различных профессий.
- Активизировать словарный запас детей.
- Развивать мышление, внимание.
Алгоритм работы со слайдами:
Слайд 1.
Воспитатель знакомит детей с темой занятия и читает стихотворение С. Я. Маршака «О мальчиках и девочках».
Из чего только сделаны мальчики?
Из чего только сделаны мальчики?
Из колючек, ракушек
И зелёных лягушек.
Вот из этого сделаны мальчики!
Из чего только сделаны девочки?
Из чего только сделаны девочки?
Из конфет и пирожных
И сластей всевозможных.
Вот из этого сделаны девочки!
Из чего только сделаны парни?
Из чего только сделаны парни?
Из насмешек, угроз,
Крокодиловых слез.
Вот из этого сделаны парни!
Из чего только сделаны барышни?
Из чего только сделаны барышни?
Из булавок, иголок,
Из тесёмок, наколок.
Вот из этого сделаны барышни!
При помощи щелчка появляется картинка с изображением Вани и Оли.
Слайд 2.
Воспитатель: «Посмотрите, ребята – это Оля и Ваня. Они решили помочь маме и папе навести порядок дома. Давайте поможем распределить домашние обязанности между Ваней и Олей.
На правильные ответы детей при помощи щелчка появляются картинки.
Слайд 3.
Воспитатель: ребята собрались на улицу, давайте поможем Ване и Оле подобрать правильную одежду.
Слайд 4.
Воспитатель: когда Ваня и Оля пришли на детскую площадку они увидели, что мальчики и девочки играют в разные игрушки. Помогите Ване и Оле выбрать для них игрушки.
Слайд 5.
Воспитатель: Ваня и Оля начали о том кому, что нужно для работы, давайте поможем им.
Слайд 6.
Воспитатель: «По дороге домой Ваня и Оля заскучали и начали загадывать друг другу загадки»:
С огнём бороться мы должны,
С водою мы напарники.
Мы очень людям всем нужны,
Ответь скорее, кто же мы?
(Пожарники)
Средь облаков, на высоте,
Мы дружно строим новый дом,
Чтобы в тепле и красоте
Счастливо жили люди в нем.
(Строители)
Даст мне хлеб и холодец
За прилавком …
(Продавец)
Встаю я очень рано, ведь моя забота –
Всех отвозить по утрам на работу.
(Шофер)
Весёлая работа,
Завидно от души!
Свисти, когда охота,
Да палочкой маши!
(Милиционер)
Ты учишь буквы складывать, считать,
Цветы растить и бабочек ловить,
На всё смотреть и всё запоминать,
И всё родное, родину любить.
(Воспитатель)
Ведет он классно самолет,
Безопасен с ним полет,
Настоящий ас …
(Пилот)
В ресторане их найду я —
Эти люди в колпаках
Над кастрюлями колдуют
С поварешками в руках.
(Повар).
Слайд 7.
Воспитатель: «Гуляя по улице Ваня и Оля заглянули в тренажёрный зал, они очень удивились, когда увидели, как много там спортивных принадлежностей, они даже растерялись, давайте поможем ребятам разобраться, с каким спортивным инвентарем могут заниматься девочки, а с каким мальчики.
Слайд 8.
Воспитатель: У Вани и Оли все готово, в доме порядок, но они решили порадовать маму и папу подарками. Ребята способом аппликации сделали снеговика и снежную бабу, но не знают, как украсить свои поделки, давайте поможем подобрать атрибуты для снеговика и снежной бабы
|