Бойко Н.Ю., Шаровская Н.Д.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение г.Тирасполя №17
Развитие системы дошкольного образования на основе альтернативной организации воспитательно-образовательного процесса по физической культуре детей дошкольного возраста отстает от потребностей социума и образовательной системы в целом. Важность данной проблемы для практики и недостаточная разработанность способов индивидуализации физического воспитания обуславливают актуальность данной проблемы, заключающейся в разработке и реализации комплексных и альтернативных программ для каждой ступени образования предусмотренных Концепцией непрерывного физического воспитания ПМР.
Многие педагоги творчески подходят к организации физической культуры, придумывают интересные формы её проведения, содержание, методы и приемы, этим самым они обеспечивают формирование прочного, устойчивого интереса к физкультуре у детей, потребность заниматься ею. Но в то же время не во всех ОДО полноценно решаются эти задачи: формально подходят к проведению физкультурных занятий, используются в основном занятия традиционной формы. Поэтому физкультурные занятия проходят сухо, однообразно, и как следствие этого – у детей отсутствует интерес, желание заниматься физкультурой, наблюдается слабое физическое развитие и здоровье. Отсюда возникает потребность в изменении подходов к физической культуре, пересмотру содержания, к использованию новых форм работы с детьми дошкольного возраста.
Обоснование и внедрение в практику целесообразных методов и приёмов формирования движений и развитие физических качеств у детей — ближайшая задача физического воспитания. Необходимо развивать физическую культуру дошкольника, предусматривая в первую очередь, формирование отношения к двигательно-активной деятельности, интереса и потребности в физическом самосовершенствовании, получения удовольствия от игр, упражнений, от занятий. Проведение физкультурных занятий в нетрадиционной форме должно заслуживать большего внимания, это побуждает обратиться к использованию альтернативной физкультуры в практике работы организаций дошкольного образования.
Анализ литературных источников показывает, что постоянно повышаются требования к уровню физической подготовленности и состоянию здоровья дошкольников (В. В. Ким, Л.И. Лубышева, В.И. Лях, Л.П. Матвеев, А.Я. Наин, Н.А. Фомин и др.). Возрастает необходимость, начиная с самого раннего возраста, обеспечить воспитание у дошкольников устойчивого интереса, потребности к регулярным занятиям физическими упражнениями, ценностной мотивации к здоровому образу жизни.
Наблюдаемый в настоящее время хронический дефицит двигательной активности детей тормозит их нормальное физическое развитие, угрожает здоровью. Одна из причин происходящего — излишняя зарегламентированность учебной программы, не позволяющая педагогу учитывать уровень развития детей, их интересы, а также возможности ОДО (В. И. Лях, В.Н. Непопалов, Т.Н. Прунин, С.Т. Смагин и др.).
Исследования, направленные на преобразование дошкольной физической культуры, связаны, прежде всего, с повышением творческой инициативы педагога, расширением состава используемых средств и методов, обеспечением вариативности и нетрадиционности содержания занятий, учитывающих задачи и условия их проведения, особенности контингента занимающихся, поиском нестандартных организационно-методических приемов, использованием физкультурных занятий игровой направленности (Е. Н. Вавилова, С.И. Гальперин, О. Козырева, Л.Е. Любомирский, Т.И. Осокина, А. Щербак и др.).
От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества, а формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Именно здесь происходит выбор альтернативных форм и методов организации учебно-воспитательного процесса. Строить его необходимо на общепедагогических принципах: научности и доступности, непрерывности и практической целеустремленности, динамичности и открытости.
Необходимость в создании альтернативных форм организации и проведения физкультурных занятий в ОДО, привела к появлению эффективных вариантов программ физического воспитания дошкольников, однако существующие программы не всегда позволяют в полной мере учитывать условия, особенности работы ОДО, запросы конкретного педагога и ребенка.
Современные научно-методические представления об альтернативных занятиях по физкультуре основываются на научных исследованиях и опыте практических работников. Обоснованы определенные подходы к структуре, содержанию, типам занятий, определены критерии оценки их эффективности.
Таким образом, альтернативная физкультура в детском возрасте — это часть системы физкультурно-оздоровительного комплекса. В процессе занятий физической культурой, в основу которых положен игровой метод и широкое использование имитационных движений, у детей формируются навыки и умения, воля и сознания. Это помогает поддерживать дисциплину, создает положительный эмоциональный фон.
Если физическая культура — это часть системы физкультурно-оздоровительного комплекса, основная ее форма — физкультурные занятия.
Однако постоянное использование только данной структуры зачастую «ведет к снижению интереса детей к занятиям и, как следствие, к снижению их результативности. Поэтому необходимо использовать нетрадиционные подходы к построению и содержанию занятий, позволяющие постоянно поддерживать интерес к ним детей, индивидуализировать подход к каждому ребенку, разумно распределять нагрузку, учитывая уровень двигательной активности и поло-ролевой принцип подбора движений.
Выход из этой ситуации — использование вариативных и нетрадиционных физкультурных занятий в ОДО. В отличие от традиционного подхода (где главная функция педагога — непосредственная организация деятельности детей, передача им в деятельности своего взрослого опыта), личностно ориентированная модель отводит педагогу иную роль, заключающуюся в организации такой образовательной среды, которая обеспечит возможность реализации индивидуальных интересов, потребностей и способностей, то есть самостоятельной деятельности и эффективного накопления ребенком своего личного опыта. Активная двигательная деятельность помимо положительного воздействия на здоровье и физическое развитие обеспечивает психоэмоциональный комфорт ребенка, формирует навыки поведения в обществе.
Организация таких занятий по воспитанию и формированию, сохранению и укреплению здоровья детей предусматривает активную практическую, самостоятельную и интеллектуальную деятельность детей и воспитателя. Результатом обучения и воспитания детей являются новые знания, которые сразу можно использовать в практике повседневных жизненных ситуаций. Главное заключается в том, чтобы все они были направлены на решение следующих задач:
- укрепление здоровья детей, повышение функциональных и адаптационных возможностей организма, умственной и физической работоспособности
- гармоничное развитие всех звеньев опорно-двигательного аппарата
- формирование правильной осанки
- совершенствование двигательных навыков, воспитание двигательных качеств
- развитие психических способностей и эмоциональной сферы
- воспитание интереса и потребности в систематических занятиях физическими упражнениями.
Основные условия:
- воспитание у детей осознанного отношения к выполнению двигательных действий;
- включение сенсорных систем при воспитании двигательной культуры;
- развитие воображения в процессе освоения двигательных действий;
- создание условий для творчества и преобладание положительных эмоций на физкультурных занятиях;
- выполнение детьми движений с установкой на легкость и красоту на занятиях;
- создание оптимальных условий для каждого ребенка в процессе освоения двигательного опыта.
В соответствии с основными положениями Концепции непрерывного физического воспитания, ГОС ДО Приднестровской Молдавской Республики при реализации образовательной области «Здоровье», при организации непосредственно организованной образовательной деятельности с детьми по физической культуре — в каждой возрастной группе 2 раза в неделю проводятся занятия по физическому развитию в закрытом помещении, начиная с групп раннего возраста. 1 раз в неделю во всех возрастных группах проводится динамический час на прогулке. Итого 96 занятий в год в каждой возрастной группе. Все занятия проводятся в традиционной форме.
Для внедрения альтернативной физической культуры предлагается проводить в старшей и подготовительной группах детского сада 1 раз в неделю (32 занятия в учебный год) занятия по физической культуре по программе «Спорт-Данс-Беби – формула здоровья для дошкольников» согласно одному из выбранных педагогами разделов:
- фитнес – данс (32 часа)
- степ – данс (32 часа)
- игровой стретчинг (32 часа)
- фитбол – гимнастика (32 часа).
Альтернативная программа «Спорт Данс беби – формула здоровья для дошкольников» разработана творческой группой педагогов на базе ГОУ «ПГИРО», на основе комплексной программы развития и воспитания детей в детском саду «Детство» (В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др., СПб: Детство-Пресс, 2008).
Программа имеет физкультурно — оздоровительную направленность и призвана способствовать повышению уровня физического развития дошкольников, профилактике и коррекции нарушений осанки, а также формированию позитивного отношения к физической культуре, спорту и здоровому образу жизни.
Программа «Спорт Данс Беби – формула здоровья для дошкольников» — это система современных направлений детского фитнеса, направленных на поддержание и укрепление здоровья (оздоровление), нормальное (соответствующее возрасту) физическое и психическое развитие ребенка, его социальную адаптацию и интеграцию.
Концептуальный подход к реализации программы – оздоровление воспитанников, пропаганда здорового образа жизни.
Практическая новизна данной программы заключается в интеграции элементов современных видов фитнес технологий на базе основного модуля программы – инновационного вида спорта – чирлидинга. Чирлидинг соединяет в себе спорт и хореографию и через данный синтез направлений предоставляет огромную возможность для самовыражения и самореализации старших дошкольников.
Основной целью программы является содействие всестороннему развитию личности ребенка, повышение уровня его физической подготовленности, развитие двигательных способностей, приобщение к систематическим занятиям физической культурой через знакомство с многообразием современных направлений фитнес технологий и интереса к здоровому образу жизни.
Реализация цели данной программы соотносится с решением поставленных задач:
1. Оздоровительные:
1. 1. Содействие оптимизации роста и развитию опорно-двигательного аппарата.
1. 2. Гармонично развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, быстроту.
1. 3. Содействие развитию координационных способностей, функции равновесия, вестибулярной устойчивости, профилактике плоскостопия.
1. 4. Формировать и закреплять навык правильной осанки.
- 5. Способствование повышению физической работоспособности занимающихся и профилактике различных заболеваний.
- Образовательные:
- 1. Формирование у занимающихся знаний и общих представлений о физической культуре, понятии ЗОЖ, современных направлениях детского фитнеса, о современных Олимпийских играх, об истории развития чирлидинга, правилах техники безопасности на занятиях фитнесом.
- 2. Формирование знаний, умений и навыков, необходимых для обеспечения жизнедеятельности в разнообразных условиях жизни, обогащение двигательного опыта.
- 3. Содействие развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой.
- 4. Формирование навыков выразительности, пластичности танцевальных движений.
- Воспитательные:
- 1. Воспитание умения эмоционального самовыражения, раскрепощенности и творчества в движениях.
- 2. Содействие формированию коммуникативных умений (лидерства, инициативы, чувства товарищества, взаимопомощи).
- 3. Способствование развитию воображения, мышления, познавательной активности.
- 4. Расширение кругозора в области физической культуры, способствование развитию интереса и потребности к занятиям физическими упражнениями.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы 5-7 лет.
Срок реализации образовательной программы – 2 года обучения.
Программа оснащена перспективным планированием по каждому вышеуказанному разделу и конспектами занятий, диагностическим инструментарием.
Литература
- Волошина Л. Н. Современная воспитательная система детского сада Текст] / Л. Н. Волошина // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 3. Глазырина Л.Д. Овсянкин В.А. Методика физического воспитания дошкольников. –М.: ВЛАДОС, 1999
- Кудрявцев Н.В. Физическая культура и развитие здоровья ребенка // Дошкольное воспитание. 2004. — № 1
- ГОС ДО ПМР
- Проект основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ГОС ДО.
|