«Использование инновационной сюжетно – игровой технологии в освоении образовательной области «Физическое развитие» общеобразовательной программы дошкольного образования»
- Сидорова С.Ю., воспитатель;
- Лазарева М.М., воспитатель
МБОУ №17 «Начальная школа – детский сад» г. Калуги
Одна из наиболее важных и глобальных проблем современности — проблема сохранения и укрепления здоровья детей. С рождения до семи лет у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития.
Болезненный, физически плохо развитый ребенок обычно отстает от здоровых детей в учебе: у него хуже память, внимание, он быстрее утомляется. Напротив, правильно организованное физическое воспитание способствует профилактике заболеваний, улучшению деятельности внутренних органов и систем детского организма. Полноценное физическое развитие дошкольников, формирование стойкой мотивации на здоровый образ жизни – основное условие успешного освоения ООП ДО.
Скачать: «Использование инновационной сюжетно – игровой технологии в освоении образовательной области «Физическое развитие» общеобразовательной программы дошкольного образования» (полный конспект)"
Проанализировав в конце 2015-2016 уч. года:
- состояние здоровья дошкольников, в том числе данные заболеваемости (по учреждению несколько возросла и составила 23, 5дн. (заболеваемость по городу 23, 3дн.), число пропусков на одного ребёнка по болезни 23, 5 дн. (ясли-29, 6дн., сад-21, 7дн.)
- результативность освоения образовательной области «Физическое развитие» (результат освоения детьми ООП ДО по образовательной области «Физическое развитие» -74% (отрицательная динамика по сравнению с предыдущим годом-4%,)
- уровень физической подготовленности детей (высокий 30%, средний 61%, низкий 9%), а также кадровые, психолого-педагогические, материально- технические условия реализации программных задач образовательной области «Физическое развитие» и развивающую предметно-пространственную среду по образовательной области «Физическое развитие», педагогический коллектив для решения выявленных проблем и повышения качества реализации ООП ДО выбрал направление по освоению в инновационном режиме современной сюжетно-игровой физкультурно-оздоровительной технологии.
Сюжетно-игровая технология – это здоровьесберегающая физкультурно-оздоровительная технология.
На использовании сюжетно-игровой технологии базируется организация двигательной деятельности детей в период всего пребывания ребёнка в детском саду. Её суть заключается в создании такой образовательной ситуации, когда все движения объединены одним сюжетом, представляющим собой «двигательную» инсценировку с разыгрыванием определенной роли. Привлекательные роли, за которыми закреплены определенные поступки или качества, стимулируют ребенка на выполнение движения с желанием и стремлением сделать это в совершенстве. Такой вариант организации двигательной деятельности отличается эмоциональной насыщенностью, являющейся одним из первоочередных условий эффективного обучения движениям.
При внедрении новшества в учреждении мы ставили цели:
- Повышение результативности освоения ООП ДО по образовательной области «Физическое развитие»;
- Улучшение показателей состояния здоровья детей.
Реализуя, поставленные цели мы решали следующие задачи:
- Создать условия, обеспечивающие внедрение в практику работы новшества (совершенствование развивающей предметно-пространственной среды, повышение профессионального мастерства педагогов, активизация процесса вовлечения родителей в образовательную деятельность);
- Стимулировать и активизировать двигательную деятельность детей;
- Формировать двигательные качества и навыки дошкольников, осознанную потребность в двигательной активности;
- Улучшить показатели физической подготовленности;
- Побуждать к самостоятельному удовлетворению потребности в двигательной активности и проявлению элементов творчества;
- Моделировать условия, приближенные к жизненной ситуации и способствующие успешной социализации ребенка.
В основу использования сюжетно-игровой технологии в развитии двигательной деятельности положен практический опыт организации непосредственно-образовательной деятельности по физическому развитию в форме сюжетно-ролевого занятия Елены Ивановны Подольской (г. Волгоград). Вместе с тем педагогический коллектив считает необходимым распространить этот вариант на организацию двигательной деятельности в том числе и в режимных моментах: утреннюю гимнастику, самостоятельную деятельность в развивающей среде, организованную и самостоятельную двигательную деятельность на прогулке.
Следует отметить, что в условиях функционирования в МБОУ №17 разновозрастных групп педагогический коллектив на начальном этапе внедрения новшества использует сюжетно-игровую технологию в работе с детьми первой разновозрастной группы 3-5 лет. Периодичность использования такого варианта в непосредственно образовательной деятельности вторые и третьи занятия недели. Темы сюжетно-игровых ситуаций в других (кроме НОД) видах двигательной деятельности выбираются педагогами самостоятельно с учётом двигательной нагрузки в течение дня.
При условии успешного решения поставленных задач внедрение технологии планируется продолжить во второй разновозрастной группе детей 5-7 лет.
Работая в течение 6 месяцев мы достигли следующих результатов:
Обогащено оснащение образовательного процесса по образовательной области «Физическое развитие» (много оборудования и пособий для сюжетно-игровых занятий сделано своими руками).
Подготовлен необходимый методический материал для педагогов по использованию сюжетно-игровой технологии в двигательной деятельности (конспекты НОД по двигательной деятельности, картотеки сюжетных подвижных игр и утренней гимнастики, приобретены учебно-методические пособия по теме.
Повысился профессиональный уровень педагогов по организации двигательной деятельности посредством проведения методических мероприятий.
Активизировался интерес детей к двигательной деятельности и повысилось качество освоения детьми основных движений.
Заболеваемость за 6 месяцев составила: ясли-12, 5дн., сад-10, 7дн., по учреждению в целом-11, 1дн.
Наметилась положительная динамика в укреплении сотрудничества с родителями и вовлечения их в образовательный процесс в детском саду.
Считаем целесообразным продолжить инновационную деятельность в блоке «Совершенствование системы взаимодействия с семьёй» — по направлению «Внедрение современных форм, обеспечивающих активное вовлечение родителей в образовательную деятельность по образовательной области «Физическое развитие».
Список рекомендованной литературы:
- Алябьева Е.А. Нескучная гимнастика. Тематическая утренняя зарядка для детей 5-7 лет. — М.: ТЦ Сфера, 2014
- Анисимова М.С., Храброва Т.В. Двигательная деятельность детей младшего и среднего дошкольного возраста. -СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.
- Анфёрова В.И. Физкультурные сюжетные занятия с детьми 3-4 лет. — М.: ТЦ Сфера, 2012.
- Волошина Л.Н, Гавришова Е.В. Игровые технологии в системе физического воспитания дошкольников. — Волгоград: Учитель, 2013.
- Грядкина Т.С. Образовательная область «Физическая культура». СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.
- Лисина Т.В., Морозова Г.В. Подвижные тематические игры для дошкольников. — М.: ТЦ Сфера, 2015.
- Подольская Е.И. Физическое развитие детей 2-7 лет:. сюжетно-ролевые занятия. -Волгоград: Учитель, 2013.
- Шебеко В. Формирование мотивов двигательной активности. Журнал «Дошкольное воспитание» №11 2008г. с.33
Предлагаем примерные конспекты сюжетно – игровых занятий по двигательной деятельности детей 3-5 лет.
«Чудеса живут в лесу»
Задачи:
- закреплять умение подлезать под дугу, спрыгивать с высоты скамейки, ползать на высоких четвереньках по гимнастической скамейке
- развивать координацию и равновесие.
Оборудование: гимнастическая скамейка.
Ход занятия:
Педагог. Здравствуйте, ребята!
Дети здороваются.
Сейчас мы с вами пойдем на экскурсию в лес, там много разных чудес.
Строятся.
Добрый лес, старый лес Полон сказочных чудес. Мы идем гулять сейчас И зовем с собою вас.
Ждут вас на лесной опушке Птички, бабочки, зверюшки, Паучок на паутинке И кузнечик на травинке.
Ходят по залу. Мышка, мышка Серое пальтишко. Мышка тихо идет,
В норку зернышко несет. Ходят на носках. А веселые зайчата, Длинноухие ребята,
Прыг да скок, прыг да скок, Через поле за лесок. Прыгают с продвижением вперед. В воздухе над лужицей
Стрекозы быстро кружатся, Взлетают и садятся, На солнышке резвятся. Не спеша бегают.
По пригорку шел медведь Да как начал он реветь: Уу-у-у! Я вразвалочку иду! Ходят на внешней стороны стопы.
Общеразвивающие упражнения «Медвежата»
Медвежата в лес пошли По тропинке вдаль ушли. Ходят врассыпную. Медвежата в чаще жили,
Нежно, радостно дружили. Руки жали, обнимались И друг другу улыбались.
Разводят руки в стороны, обхватывают себя за плечи крест-накрест.
Мишки фрукты собирали, Дружно яблоньку качали. Делают наклоны в стороны. Вперевалочку ходили
И из речки воду пили. Вот так! Делают наклоны вперед, руки сзади в «замке». А потом они плясали, К солнцу лапы поднимали.
Прыгают с ноги на ногу с покачиванием вправо-влево.
Шел по лесу серый волк. Серый волк-зубами щелк! Он крадется за кустами, Грозно щелкает зубами.
Подлезают под дугу, не касаясь руками пола.
Ищут маму медвежата, Толстопятые ребята, Неуклюжие, смешные, Все забавные такие!
Ходят по медвежьи по гимнастической скамейке.
Птички в гнездышках проснулись, Улыбнулись, встрепенулись. Чик-чирик, всем привет! Мы летаем выше всех!
Спрыгивают с гимнастической скамейки.
Полетали, полетали Снова в гнездышко вернулись. Давайте поиграем. Подвижная игра «Мишки сидят в своей берлоге»
Мальчики изображают мишек, ходят в приседе врассыпную по залу. Девочки подходят к мальчишкам и дотрагиваются до них (будят), затем убегают. Потом дети меняются ролями. Игра повторяется 2-3 раза.
Около лесной дороги Мишки спят в своей берлоге, Мы их всех сейчас разбудим И посмотрим, что же будет.
Группа делится на мальчиков и девочек.
До свиданья, старый лес, Полный сказочных чудес! Строятся, ходят по залу. По тропинке мы гуляли,
На полянке поскакали. А теперь пора домой. До свидания, ребята! Прощаются.
Неделя:
Занятие №
«Мышата»
Задачи:
- формировать умение подлезать под шнур, не касаясь руками пола, катать обруч по прямой и догонять его
- совершенствовать умение ползать на четвереньках по наклонной плоскости.
Оборудование: доска, шнур, обручи (по количеству детей).
Ход занятия:
Педагог. Здравствуйте, ребята!
Дети здороваются.
Хотите узнать, как живут мышки?
Отвечают.
Надоело мышкам сидеть в норках и решили они прогуляться.
Ходят по залу.
Вышли мышки как –то раз Посмотреть, как тут у нас? Не спешили, не толкались, На хвосты не наступали.
Мама-мышка всех мышат На носочках повела Мимо кошки вдоль окна. Ходят на носках.
Вдруг раздался страшный звон, Побежали мышки вон. Бегают врассыпную. Стало тихо вдруг вокруг,
Собирались мышки в круг. Перестраиваются в круг. Стали корочки искать, Стали лапками шуршать.
Приседают.
Вот поднялись на носочки, Заглянули в уголочки. Вправо – раз, влево – два, Закружилась голова.
Поднимаются на носки, поворачивают голову. Поворачиваются вокруг себя.
Вот попрыгали немножко, Побежали по дорожке. Прыгают. Бегают врассыпную. Вот мышкин дом,
Мышки живут в нем. Мышки, мышки, выходите, Порезвитесь, попляшите. Выходите поскорей,
Спит усатый кот – злодей.
Подлезают под натянутый шнур, не касаясь руками пола. Бегают врассыпную.
Котик – коток, серенький лобок! Глазки – то большие, Когти-то стальные. Васька ушки навострил
И мышей всех изловил.
Убегают, переступая шнур, лежащий на полу.
Пешком шагали мышки По узенькой дорожке Из деревушки Пешки До деревушки Ложки.
А в деревушке Ложки У них устали ножки.
Ползают по наклонной доске спиной вперед вверх и вниз.
Обратно в Пешки мышки Отправились на кошке.
Садятся верхом на гимнастическую скамейку и передвигаются по ней вверх и вниз.
Увидали мышки колеса и решили с ними поиграть. Вышли на полянку и стали их катать, а затем их догонять.
Прокатывают обручи и догоняют их.
Проголодались мышки, оставили колеса и решили сбегать на кухню.
Убирают обручи на место. Давайте поиграем. Подвижная игра «Кот и мыши» Может, в кухне корка есть?
Ходят врассыпную. А на кухне чья – то лапа! Эй, мышата, не зевай! Убегай из этих мест,
А то кошка съест.
По А.Введенскому
Разбегаются.
Не досталась мышке корка, а есть очень хочется. Снова мышка вылезла из норки посмотреть, нет ли где засохшей корки.
Ходят по залу.
Только мышка встала у шкафа, Видит, рядом пестрая лапа. Эй, мышка, не зевай, Поскорее убегай!
Разбегаются. Вышли мышки погулять, Начал ветер утихать. Вот пошли они по склону,
Забегают в лес зеленый, Там идут среди травы По тропинке вдоль листвы.
Ходят, высоко поднимая колени. Не спеша бегают по кругу. Ходят «змейкой».
Замерли среди листвы, А теперь замрем и мы.
Останавливаются, стоят, не шевелясь.
Вот такая история приключилась с мышатами. А сейчас пора прощаться. До свидания, ребята!
Прощаются.
|