Задачи:
Образовательные: формировать элементарные правила вежливости, расширять знания о значении вежливых слов, активизировать и обогащать словарный запас детей, объяснить, что такое истинно вежливый человек.
Развивающие: развивать связную речь, коммуникативные навыки, любовь к художественному слову, драматизации.
Воспитательные: воспитывать культуру общения, умение приветливо и вежливо разговаривать с окружающими, способствовать эмоциональной отзывчивости.
Материалы и оборудование: игрушка – Буратино, сюжетные картинки, карточки для оценки ситуаций, цветок из бумаги, маски животных, билеты.
Предварительная работа: цикл бесед о вежливости.
Чтение художественной литературы: А. Барто «Друзья, вот вам на всякий случай стихи о мальчике одном…», С. Маршак «Ежели вы вежливы…», «Знал одного ребенка я…», «Урок вежливости», В. Осеева «Волшебное слово», И. Пивоварова «Был ослик очень вежливый», С Гогореловский «Что значит быть вежливым».
Дидактические игры: «Подскажи словечко», «Кто знает больше вежливых слов» и др.
Рассматривание иллюстраций на данную тему.
Ход занятия
Дети входят в группу под песенку «Если добрый ты…». Здороваются.
Воспитатель: Дети, сегодня мы с вами будем говорить об этикете, то есть о правилах вежливости и культуре поведения. А что, по-вашему, значит быть вежливым, культурным человеком?
Дети: Культурный человек всегда вежливый, внимательный и чуткий с людьми, совершает добрые поступки и т.д.
Воспитатель: Правильно! А всему этому надо учиться.
Раздается стук в дверь.
Воспитатель: Ребята, вы слышите, кто-то стучится. Кто бы это мог быть?
Воспитатель вносит игрушку – Буратино.
Воспитатель: А почему Буратино молчит? Вошел, не поздоровался, что случилось, Буратино?
Буратино: Сегодня я играл с малышами и поссорился с ними.
Воспитатель: А почему?
Буратино: сначала я отобрал у одного мальчика машинку. Потом мне надоело с ней играть, и я ее сломал. Девчонки почему-то не дали мне мячик, я обиделся на них и стал потихоньку дергать их за косички. Рассердились на меня ребята и сказали, чтобы я уходил.
Воспитатель: ребята, а почему дети не стали играть с Буратино?
Дети: Отнимает игрушки, обижает девочек, невежливый.
Воспитатель: Буратино, сегодня на занятии мы говорим о вежливости и приглашаем тебя остаться с нами.
Дети садятся.
Воспитатель: Чтобы стать вежливыми, мы должны научиться пользоваться вежливыми словами. В древние времена, когда людей было еще мало, они, наверное, очень радовались, встречаясь где-нибудь на дикой тропе. И, наверное, поэтому они приветствовали друг друга. А может быть и не так это было. Но почему-то у всех людей на земле есть обычай приветствия. В русском языке это какое прекрасное слово?
Дети: Здравствуйте.
Воспитатель: А что оно означает?
Дети: Пожелание здоровья.
Воспитатель: Как можно здороваться по-другому?
Дети: Доброе утро, добрый день, добрый вечер, привет.
Воспитатель: Как надо произносить эти слова?
Дети: Приветливо, с улыбкой, кивнув, обращаясь по имени.
Воспитатель: Мальчики, поздоровайтесь как мужчины! Что означает этот жест давным-давно?
Дети: В наших руках нет оружия.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Видишь, Буратино, сколько приветственных слов знают наши дети! Вежливых слов не так много в нашем языке, но они очень украшают нашу жизнь и, конечно, речь. И мы сейчас раскроем Буратино секрет других волшебных слов.
Чтение стихотворения И. Токмаковой
«Маша знала слов немало…»
Воспитатель: Какое слово пропало?
Дети: Спасибо.
Воспитатель: Когда мы говорим спасибо?
Дети: Когда благодарим за что-то.
Воспитатель: Как правильно произносить слово «спасибо»?
Дети: Спокойно, доброжелательно, с улыбкой.
Воспитатель: «Будьте добры или будьте любезны.
Эти слова в разговоре полезны
С ними легко на прогулке и дома
Будет приятно их слышать любому.
Какое из этих слов можно употреблять вместо слова пожалуйста? А когда мы говорим это волшебное слово?
Дети: Будьте добры, будьте любезны, когда мы просим помочь и т.п.
Воспитатель: И вы могли заметить, когда мы употребляем эти слова, люди всегда приходят на помощь. А как мы его прощаем?
Дети: Тихо, глядя в глаза.
Когда беспокоят кого-то, принято извиняться. Есть даже такое выражение. А какое?
Дети: Извините за беспокойство.
Воспитатель: Какие слова извинения вы знаете?
Дети: Прошу прощения, виноват, простите, я больше так не буду.
Воспитатель: Как вы понимаете эту пословицу «Сумел провиниться – сумей и повиниться»?
Дети: Если ты виноват, то нужно обязательно попросить прощения, извиниться.
Воспитатель: А какие еще пословицы о вежливости вы знаете?
Дети: Доброе слово лечит, а злое калечит. Ласковое слово и кошке приятно. Вежливость украшает человека. Своего «спасибо» не жалей, а чужого не жди.
Физкультминутка. «Вежливый зайчик»
На заре зайчишка встал,
«с добрым утром» — всем сказал (наклон вперед)
Солнышку и кочкам,
Маленьким цветочкам,
Маме и братишкам, (повороты вправо-влево)
Елочке и шишкам.
На дорожку вышел,
А навстречу мыши! (ходьба на месте)
«Здравствуйте, сестрёнки» — (наклон вперед)
Говорит он звонко
«Здравствуйте, лисята, (повороты вправо-влево)
Здравствуйте, лосята!»
Вдруг навстречу страшный волк (изображают волка)
Лес испуганно примолк!
Бедный зайка задрожал,
Хвостик маленький поджал (изображают зайчика)
А потом закрыл глаза,
Тихо «здравствуйте» сказал.
Даже волк его не съел.
Улыбнулся, подобрел. (поклон, улыбка)
Говорит ему в ответ:
«И тебе, косой привет!»
Воспитатель: А сейчас, дети, мы покажем Буратино, как мы научились вести себя с незнакомыми людьми, в магазине и т.д.
Разыгрывающие ситуации.
- Вы в незнакомом городе. Вам нужно пройти к зоопарку, но вы не знаете дороги. Навстречу идет прохожий. Надо к нему подойти и спросить дорогу.
- У прилавка мама с сыном.
- ой, хочу клюшку! Купи-и-и!
- Но у тебя уже есть клюшка. Успокойся, не кричи.
- Все равно хочу! Купи-и-и-и!
Воспитатель: Как вы думаете, хорошо ведет себя мальчик? Научите этого «плаксу» вести себя. Помните, беседуйте тихо, не привлекая внимания других.
3. Разыгрывается обратный диалог.
Воспитатель: И Буратино, и вы, дети, я думаю, убедились, что без вежливости трудно обходиться в любом обществе, в магазине, поликлинике и т.д.
Драматизация отрывка из стихотворения Э. Могиковской «Вежливое слово»
Воспитатель: За какие именно слова звери получили билеты? Какие из них вам показались необычными?
Дети: До скаканья, до кувырканья, замечательной зари, доброй ночи и рассвета.
Воспитатель: Так в чём же секрет волшебных слов!
Дети: Они помогают выполнить наши просьбы, простить, если не так поступили, просто подарить хорошее настроение.
Воспитатель: Ребята, не только ваши слова должны быть добрыми, но и поступки такими, чтобы за них не приходилось краснеть ни вам, ни вашим родителям.
Игра «Вежливый светофор». Дети рассматривают иллюстрации, поднимают карточки, оценивая поступки детей, и объясняют почему.
- Девочка угощает мальчика мороженным.
- Мальчик разрушил «песочный замок», построенный другими детьми.
- Девочки отнимают друг у друга куклу.
- Один ребенок потерял свою вещь, а другой нашел.
- Девочка помогает подруге застегнуть пуговицу на рукаве.
Воспитатель: ну что, Буратино, научили мы тебя правилам хорошего тона?
Буратино: Да, я все понял. Теперь всегда и везде буду говорить вежливые слова. (в вежливой форме просит у детей игрушку)
Воспитатель: Ай да Буратино! Молодец!
Буратино: таким я теперь буду всегда!
Воспитатель: На память о нашем занятии мы дарим Буратино цветок вежливости. Если посмотреть на его лепестки, то можно сразу вспомнить волшебные слова, о которых мы сегодня говорили. Пусть они всегда, ребята, звучат в вашей речи, помогают вам в жизни. А самое главное — чаще совершайте хорошие, добрые поступки.
|