Жигадлова Л.А.
Физическое воспитание является одним из основных направлений деятельности по формированию у детей интереса к физической культуре и спорту и проходит через весь педагогический процесс ДОУ № 136. Оно включает в себя: образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи.
Для достижения и реализации этих задач педагоги ДОУ №136 используют следующие формы работы с детьми:
- утренняя гимнастика,
- физкультурные занятия,
- физкультурные минутки на занятиях,
- коррегирующая гимнастика,
- занятия в кружке «Турисята».
И безусловно это: активизация двигательной активности на прогулке.
В процессе воспитательно-образовательной работы с детьми 4-5 лет в условиях прогулки заложены большие потенциальные возможности для всестороннего, гармоничного развития личности ребенка и создания необходимых условий для развития интереса у детей к физической культуре.
При проведении прогулки педагоги в полной мере стараются удовлетворить потребности ребенка в активных движениях, самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим миром, новых ярких впечатлениях, свободной игре, как с природным материалом, так и с игрушками.
Одной из особенностей детей пятого года жизни является потребность в активных и разнообразных движениях. Особое внимание удовлетворению этих потребностей педагоги нашего ДОУ уделяют в зимнее. Для этого участки детских площадок очищают от снега, чтобы дети могла свободно побегать, попрыгать, развернуть игру с разнообразными двигателями. Постройки из снега располагаются по всей территории детского сада. Они служат не только для украшения участка, но и стимулируют движения дошкольников. По собственному желанию дети влезают на спину сооруженного из снега дракона, оленя, катают мячи под ними; ходят по снежному мостику, упражняясь в равновесии.
При сооружении сказочного персонажа, снеговика, в полной мере удовлетворяются потребности детей в активных движениях. Сооружая постройки из снега, дети много и разнообразно двигаются: приносят снег в ведерках, раскладывают цветные льдинки, сгребают снег в центр или отбрасывают его в стороны.
Наши ребята очень любят играть вокруг крупных снежных фигур (снеговика, снежной бабы, медведя). Это и прядки, и перебежки от одной фигуры к другой.
Для веселого и интересного проведения прогулок педагоги нашего ДОУ в каждый зимний период подготавливают центральную площадку: очищают ее от снега, создают импровизированные дорожки, обозначенные краской. Одни дорожки извилистые, другие прямые или замкнутые. Ребята могут свободно перешагивать из одного разноцветного круга в другой.
Дети с удовольствием бегают по снежному лабиринту, который сооружается нашими педагогами от одного участка к другому. Добежав до конца лабиринта, они встречают кого-нибудь из сказочных персонажей.
Педагоги на3шего ДОУ строго следят, чтобы одежда дошкольников в зимний период была удобной, достаточно легкой, не сковывающей движения, чтобы не вызывать у ребенка досаду и разочарование.
В летнее время потребность детей среднего дошкольного возраста в активных и разнообразных движениях удовлетворяется полностью. Наши ребята достаточно подолгу ходят, совершая целевые прогулки за пределы дошкольного учреждения. Это и экскурсии в зону зеленой лесополосы, и походы к любимому озеру, около которого расположен наш детский сад. Во время таких прогулок педагоги рассказывают детям о необходимости ведения здорового образа жизни, занятий физкультурой, зарядкой. Дошкольники получают интересную информацию о различных видах спорта.
Структурным компонентом каждой прогулки являются подвижные игры и игровые упражнения, которые проводятся нашими педагогами ежедневно с целью тренировки, закрепления двигательных навыков. Ребята с удовольствием упражняются в таких движениях, как ходьба, бег. Педагоги стараются включить в игровые упражнения такие элементы, как лазание, разнообразные действия с мячами, прыжки, так как в самостоятельной деятельности детей они встречаются реже.
На своих участках ребята увлеченно бегают, съезжают с горок, катаются на велосипедах, лазают по лестницам-стремянкам. Дети пролезают сквозь дуги, обручи, сбивают шарами кегли, играют с мячами.
В нашем саду игровой материал очень разнообразный: кегли, мячи, скакалки, обручи, посуда, куклы, а также технические игрушки: легковые, грузовые автомобили, пожарные и санитарные машины, самосвалы с простейшими механизмами, пароходы, самолеты, ракеты.
Помимо игровых упражнений, на прогулке педагогами ежедневно проводится подвижная игра, которая планируется заранее. Для того, чтобы дошкольники с удовольствием включались в игру, воспитатели заранее подготавливают дополнительный материал: эмблемы птиц и животных, длинные ушки зайчика, платочки, разноцветные ленточки, маски животных, шапочки.
Педагоги ДОУ №136 в подвижной игре пытаются решить несколько задач:
- удовлетворять потребности в разнообразных активных движениях детей 4-5 лет,
- уточнять знания о различных объектах (зайчик прыгает, змея ползает, птичка летает),
- развивать ориентировку в окружающем (побежали к веранде, за веранду),
- развивать умение слушать взрослого, выполнять движения в соответствии с требованиями игры,
- повышать эмоциональный тонус каждого ребенка.
В ДОУ №136 на прогулках практикуется проведение детских спортивных праздников, которые устраиваются на участках детского сада. Целью проведения таких праздников в нашем ДОУ является вызвать интерес дошкольников к физической культуре. Детские спортивные праздники проходят очень весело, интересно, оживленно, так как педагоги, готовясь к ним, придумывают такие игровые задания, выполнять которые не только увлекательно, но и полезно. Играя, дети усваивают технику метания, прыжка и бега.
Одной из любимых забав наших ребятишек является игра «Салют». Воспитатели для этого заранее подготавливают для каждого ребенка из ваты по цветному «мячу». По сигналу, дети одновременно подбрасывают мячи вверх, поймать нужно одновременно. Еще одна интересная игра – «Не промахнись», целью которой является попадание в цель по разнообразным предметам.
В процессе формирования у детей среднего дошкольного возраста интереса к физической культуре педагог ставит перед собой следующие задачи:
- формировать навыки саморегуляции дошкольника, направленные на осознанное сохранение и укрепление своего здоровья,
- помочь ребенку накопить необходимый опыт и знания для укрепления его физического и психического здоровья,
- стимулировать дошкольника к включению в процесс двигательной активности.
Таким образом, правильный и грамотный подход к организации прогулок в детском саду оказывает огромное влияние на формирование интереса к физической культуре у детей 4-5 лет.
ЛИТЕРАТУРА
- Дайлидене И.П. Поиграем, малыш!: Книга для работников дошкольных учреждений и родителей. М.: Просвещение, 1992. – С. 192.
- Кравченко И.В., Долгова Т.Л. Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы: методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2008. – С. 208.
- Осокина Т.И. и др. Игры и развлечения детей на воздухе. М.: Просвещение, 1981. – С. 192.
- Теплюк С.Н. Занятия на прогулке. М.: Мозаика-Синтез, 2006. – С. 144.
- Шишкина В.А. Движение + движения: книга для воспитателей детского сада. М.: Просвещение, 1992. – С. 96.
|