Конспект познавательной прогулки в подготовительной группе «Секреты камней»
Воспитатель: Первова А.О. Псков 2018 АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ПСКОВА МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД№24»
Цель: формирование представления о камнях, как части неживой природы.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами и особенностями.
- Закрепить представления детей о том, что камни – это компонент неживой природы.
- Учить классифицировать камни по признакам: размер, температура, поверхность, вес, плавучесть в воде.
- Закрепить словарь по данной теме на основе систематизации и обобщения
Развивающие: 1. Развивать сенсорные ощущения, умение исследовать камни разными органами чувств.
скачать конспект
2. Развивать память, внимание, связную речь, наблюдательность, ловкость.
3. Развивать умение трудиться совместно.
4. Развивать умение бегать в разных направлениях, быстро ориентироваться в пространстве.
Воспитательная: воспитывать интерес к объектам неживой природы; трудолюбие.
Здоровьесберегающая: оберегать, укреплять и поддерживать здоровье детей посредством физических и познавательных действий на свежем воздухе.
Предварительная работа: чтение сказок П.П. Бажова «Хозяйка медной горы» и «Каменный цветок»; показ иллюстраций о камнях; заучивание стихотворения Монтяновой А. «Морские камешки»; беседа о том, какие камни бывают, чем они отличаются друг от друга, где встречаются, как используются человеком; введение новой лексики по теме (ювелир, геолог)
Ход прогулки:
- Ребята, какое у вас настроение? Ответы детей.
- А какая сегодня погода? Давайте попробуем определить вместе. Посмотрите, какое небо? Есть ли сегодня ветер? Ответы детей
- Может ли наше настроение зависеть от погоды?
- Ребята, посмотрите вокруг: все, что нас окружает – это существует в природе или создано руками человека. Давайте поиграем в игру «Природа и человек» и вспомним о том, что создает сам человек и что дает нам природа.
Дидактическая игра «Природа и человек».
Цель: закрепить и систематизировать знания детей о том, что создано человеком и что дает человеку природа.
Материалы: мяч.
Ход игры: воспитатель бросает мяч и называет предметы окружающей среды, а ребенок отвечает — создан этот предмет природой или человеком?
Игра останавливается на предмете «камень».
- Ребята, предлагаю вам поговорить сегодня о камнях и раскрыть некоторые секреты камней. Камень – это компонент живой или неживой природы? Ответы детей. А давайте вспомним, что мы еще знаем о камнях?
Наблюдение за камнями.
Беседа по вопросам:
- Какие бывают камни? (воспитатель поднимает с земли заранее подготовленные два камня) Дети определяют, что камни бывают большие и маленькие, разного цвета, разной формы, веса. Камни отличаются друг от друга по форме, размеру, весу и цвету.
- Назовите мягкие камни? (мел, уголь, тальк, графит)
- Назовите твердые камни? (гранит, изумруд, алмаз, янтарь)
- Какими камнями легче рисовать на асфальте? Твердыми или мягкими?
- Как вы думаете, где человек использует камни?
- На Земле бесчисленное множество разнообразных камней, все они разные: красивые и не очень, разных цветов и форм. Когда я смотрю на камни, то думаю: в каждом из них есть какая-то тайна или загадка. Вам хотелось бы узнать, какие же секреты они таят в себе? Ответы детей.
- Могут ли камни издавать звуки? (воспитатель дает камни одному из детей и предлагает послушать всем звук удара камня о камень) Вот это и будет наш первый секрет о камнях.
Труд на участке.
- Ребята, давайте наведем порядок на нашем участке и соберем все камни. Для этого мы разделимся на две команды. Одна команда будет собирать камни в красную корзину, вторая команда — в зеленую. По моей команде «Раз, два, три – камни собери», начинаем собирать.
- Перед тем, как начать собирать камни на участке, давайте вспомним правила безопасности обращения с камнями. Что нельзя? (нельзя бегать с камнями, бросать камнем друг в друга, в животных, в птиц.)
- Ребята, а на людей какой профессии вы были сейчас похожи, занимаясь поиском самых необычных камней? (геологи)
Дети собирают камни. На сбор камней дается 2 минуты.
Исследовательская деятельность.
- Предлагаю вам, ребята, превратиться в ученых и поработать в лаборатории. Вы знаете, как вести себя в лаборатории? (не шуметь, быть аккуратными и внимательными)
- Ребята, давайте все подойдем к большому столу. Команда с камнями в красной корзине подходит к столу справа, команда с зеленой корзиной – слева. Хотите узнать еще секреты о камнях? Ответы детей.
- Мы с вами сейчас проведем эксперимент с камнями. Для этого нам понадобятся камни, которые вы нашли, лупы, банки с водой. Одна команда будет рассматривать камни под лупой. Другая команда делает эксперимент с водой и камнями – необходимо осторожно опустить камни в банку и посмотреть, что с ними будет происходить.
- Приступаем к эксперименту (дети проводят эксперименты с камнями, воспитатель помогает им)
- Ребята, давайте теперь поделимся результатами наших экспериментов. Леша, расскажи, что вы увидели, узнали, рассмотрев камни под лупой? Ответы детей.
Вывод: камни имеют трещины, кристаллики, узоры.
- Ребята, у меня есть предложение к вам. Когда вернемся в группу, давайте нарисуем каждый свой камень. Еще раз внимательно посмотрите на него и запомните, какой он.
- Илона, поделись с ребятами, что происходило с камнями, когда вы их опускали в воду?
Вывод: камни тяжелее воды.
- Ребята, вы тоже, когда вернетесь в группу, можете зарисовать ваш эксперимент. Для этого еще раз внимательно посмотрите, что произошло с камнями в воде.
ОВД
- Ребята, я предлагаю вам музыкальную паузу.
«Слушай и танцуй»
ОД– танцевальные движения.
Дети двигаются под музыку. Музыка обрывается – играющие должны успеть застыть в позе, на которую пришлась остановка в музыке. Снова звучит музыка. Дети танцуют.
Подвижные игры.
- Ребята, я хочу с вами поделиться еще одним секретом о камнях.
В старину люди считали, что камни обладают магическими свойствами: лечат разные болезни и даже влияют на настроение человека. А чтобы у нас было веселое настроение, предлагаю поиграть. У меня есть очень красивый камень, с которым мы сейчас поиграем в игру «Повар».
«Повар»
Цель: развивать ритмичность, выразительность речи и координацию движений.
Ход игры:
Все дети становятся в круг. Водящий ходит за кругом. У него в руках поварской колпак. Дети хором произносят стихотворение:
Будем в повара играть, никому нельзя зевать,
Если повар будешь ты, то скорей кругом иди.
После слов «Скорей кругом иди» водящий останавливается и надевает колпак на рядом стоящего ребенка. Получивший колпак и водящий становятся спиной друг к другу и по сигналу педагога идут по кругу. Кто первый обойдет (не бежать) круг, тот выигрывает и становится водящим.
- А кто помнит, человек какой профессии занимается драгоценными камнями, изготавливает из них украшения? (ювелир)
«Бездомный заяц»
Цель: развивать быстроту движения, ориентирование в пространстве.
Ход игры:
Выбирается с помощью считалочки «охотник» и «бездомный заяц», остальные «зайцы» стоят в обручах – домиках. Бездомный заяц убегает, а охотник его догоняет. Заяц может спастись от охотника, забежав в любой кружок; тогда заяц, стоявший в кружке, должен сейчас же убегать, потому что теперь он становиться бездомным зайцем и охотник будет ловить его. Как только охотник поймал зайца, он сам становиться зайцем, а бывший заяц – охотником.
«Фруктовый салат»
Цель: развивать концентрацию внимания, сплоченность коллектива; активизировать детей.
Ход игры:
Участники стоят в круге. Выбирается ведущий. Ведущий просит первых 4-5 человек, стоящих рядом, назвать по одному свои любимые фрукты. Следующие стоящие в круге по очереди повторяют прозвучавшие названия фруктов. Таким образом, каждый «назван фруктом». Один человек – ведущий – должен встать в центр круга. Ведущий выкрикивает название фрукта, например апельсин, и все «апельсины» должны поменяться друг с другом местами. Человек в центре также старается занять одно из занимаемых мест, и другой участник остается без места. Новый ведущий опять называет какой –то фрукт, и игра продолжается.
Индивидуальная работа.
Разучивание с одним или несколькими детьми физкультурного упражнения – прыжки на скакалке, броски мяча в паре.
Самостоятельная игровая деятельность.
Воспитатель предлагает детям построить дом или крепость из собранных камней. Для организации самостоятельный деятельности остальных детей, воспитатель создает условия: атрибуты, выносной материал, орудия труда для трудовой деятельности.
В конце прогулки дети собирают игрушки, наводят порядок в беседке, домике. Подводится итог прогулки:
- Ребята! Вам понравилась наша сегодняшняя прогулка? Что вам понравилось? Что вы узнали для себя нового?
- Сегодня мы раскрыли вместе с вами некоторые секреты камней. Много тайн и секретов природы нам еще предстоит раскрыть на следующих прогулках. А теперь нам пора в группу.
|