Проект "Загадочные камни"
Интеграция образовательных областей: ПР, ХЭР, РР, СКР, ФР.
Цель: расширять и закреплять знания детей о свойствах камней.
Задачи:
- Формировать у детей элементарные представления о разнообразии камней, умение обследовать их и называть свойства.
- Расширять знания о том, для чего нужен камень и как использует человек свойства камня.
- Продолжать учить вести рассуждение, обосновывать свою точку зрения. Формировать умение формулировать выводы.
- Развивать познавательную активность детей в процессе познавательно-экспериментальной деятельности.
- Воспитывать навыки сотрудничества, умение работать в парах.
- Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.
Скачать конспект
Материалы и оборудование:
мультимедийная презентация, посылочный ящик, большой конверт, коллекция камней, лупа, стакан с водой, ложечка, салфетка, цветные карандаши (на каждого ребенка).
Организационный момент
(Дети сидят полукругом перед столом и экраном.)
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам отгадать загадку:
В серёжках у мамы огнём он горит. В пыли на дороге ненужным лежит. Меняет он форму, меняет он цвет, А в стройке годится на тысячу лет.
Он может быть мелким – в ладошке лежать. Тяжелый, большой – одному не поднять. Кто, дети, загадку мою отгадал? Кто этот предмет по приметам узнал?
Дети: камень.
Воспитатель: Правильно. Сегодня я вам предлагаю поговорить о камнях.
Ход НОД
Воспитатель: Где мы можем увидеть камни?
Дети: на улице, в горах, в море, на даче…
Воспитатель: Камни бывают очень разные. Они различны по размеру, цвету, форме. В старину люди считали, что камни различаются еще и магическими свойствами: влияют на самочувствие человека, его настроение, лечат разные болезни.
- Посмотрите на экран. Что вы видите? (слайд №2) Горы — это огромные глыбы камня. Когда от них откалываются кусочки, получаются маленькие камешки. Но камни есть не только в горах, они есть и под землёй, и под водой (слайд№3). Морские камни очень гладкие. Как вы думаете, почему?
(Предположения детей)
- Правильно, вода сглаживает волнами все неровности. Под водой камни трутся друг о друга, постепенно становясь гладкими. Камни, которые не бывали в море, имеют более острые края (слайд №4). В горах и под землей люди находят драгоценные камни, которые обрабатывают и вставляют в украшения (слайд №5). — Для чего ещё служит камень человеку?
(Предположения детей)
- Из камня строят дома, башни, мосты и дороги, станции метро (слайды №6-9). Даже памятники великим людям делают из камня (слайд № 10). Как вы думаете, почему?
Дети: камень очень прочный.
Также делают совсем необычные памятники (слайд № 11).
Воспитатель: А вот в древности использовали большие камни как указатель на дороге.
Раздается стук в дверь
(Помощник воспитателя извиняется и передает воспитателю посылку).
Воспитатель: Интересно, от кого же пришла нам посылка?! (Читает адрес отправителя «Институт геологии»). Ребята, что это значит?
Дети: высказывают предположения.
Воспитатель: Геология – это наука, которая изучает строение Земли и полезные ископаемые. В том числе и различные камни. Давайте посмотрим, что же внутри посылки (открывает посылку и достает коллекцию камней.) Смотрите, ребята, какие красивые камни. И все разные. Здесь ещё и письмо имеется (читает) «Здравствуйте, ребята! Мы узнали, что вы любите проводить различные эксперименты. У нас очень много работы. Нужно определить свойства этих камней и отметить их в исследовательских таблицах. Помогите нам, пожалуйста. Ученые-геологи». Ну что, ребята, поможем? Тогда я приглашаю вас в нашу лабораторию.
(Дети проходят к столам с оборудованием. Воспитатель раздает камни и листы исследования).
Воспитатель: Мы будем, как настоящие ученые исследовать свойства камней. Учёные часто советуются друг с другом и обсуждают свои исследования. Поэтому вы будете работать парами, договариваться о том, что делать, помогать друг другу. Но прежде чем приступить к исследованию, мы немножко разомнемся и отдохнем.
Физкультминутка «Это лёгкая забава»
Это лёгкая забава — Повороты влево-вправо. Нам известно всем давно — Там стена, а там окно. (Повороты туловища вправо и влево.)
Приседаем быстро, ловко. Здесь видна уже сноровка. Чтобы мышцы развивать, Надо много приседать. (Приседания.)
А теперь ходьба на месте, Это тоже интересно. (Ходьба на месте.)
Воспитатель: На каждом столе лежит все необходимое. Результаты исследований будем записывать в таблицу.
- Для начала рассмотрим камень через лупу. Что вы видите? (трещинки, кристаллики, цветные узоры). Начнем записывать результаты наших наблюдений. Все камни отличаются по цвету. В первой строчке (воспитатель показывает на увеличенном варианте исследовательского листа) закрасьте кляксу карандашом такого же цвета как ваш камень.
- Блестит камень или нет?
- Какой ваш камень на ощупь? Гладкий он или шероховатый, ровный или с острыми уголками? Погладьте свои камни пальчиками.
- А сейчас мы посмотрим, прозрачный наш камень или нет. Посмотрите на свет сквозь свой камень. Что вы видите? Пропускает камень свет или нет?
- Посмотрите на наш лист исследования. Как вы думаете, какой эксперимент мы проведем теперь? Правильно, мы будем определять, тонет камень в воде или нет.
- Наши камни в воде. Растворяются они или нет? Попробуйте аккуратно помешать камень ложечкой в воде. Отметьте нужную клеточку.
Итог занятия:
Воспитатель: Ребята, мы узнали, что разные камни обладают различными свойствами. Давайте их повторим.
(Воспитатель и несколько детей рассказывают о свойствах своего камня с помощью отметок на листе исследования).
Воспитатель: Мы с вами выполнили просьбу ученых. Пора закрывать нашу лабораторию и отправить результаты нашей работы в институт геологии (Дети складывают листы исследования в большой конверт и запечатывают).
Воспитатель: Ребята, я предлагаю продолжить работу с камнями. Давайте в свободное от занятий время изготовим панно из камней. Вы согласны? Чтобы вы хотели изобразить?
(Ответы детей)
|