воспитатель I категории Долгий Лилия Михайловна, МБДОУ «Детский сад комбинированного вида "Золотой ключик", Ямало-Ненецкий автономный округ, Пуровский район, г. Тарко-Сале.
Цель: развитие начальной компетенции у детей, исследовательских способностей и умений.
Задачи:
Скачать презентацию
Образовательные:
- познакомить детей с общей схемой исследовательской деятельности
- развивать исследовательские способности детей, обучая использованию различных приемов добывания информации в ходе собственного исследовательского поиска получения знаний
- познакомить детей с разнообразием камней по форме, размерам, цветовой гамме, прочности; учить выделять и называть свойства и особенности камней.
Развивающие:
- обучать приемам исследовательской деятельности через опыты и экспериментирования
- принимать участие в групповой беседе, рассуждать, обосновывать свои высказывания, внимательно слушать собеседников
- активизировать словарь детей; развивать доказательную речь, умение использовать сложные распространенные предложения
Воспитательные:
- воспитывать инициативу, стремление наблюдать, экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, применять свои знания при решении проблемных ситуаций
Речевые:
- обогащать, активизировать и актуализировать словарь
- формировать грамматический строй речи.
Здоровье сберегающие:
- обеспечение эмоционального благополучия в процессе детской деятельности, своевременная смена статического положения детей
- укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных путей.
Виды деятельности:
Коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая, двигательная.
Материалы и оборудование:
Интерактивная доска, проектор, ноутбук, набор камней, схемы-карточки с описанием свойств камней. Материал для опытно-исследовательской работы: ёмкости с водой, лупы, разнообразные камни, сачки, белые халаты, подносы, пластиковые тарелки, энциклопедии, медали, мантии ученых.
Предполагаемый результат:
- у детей развитие сформированы навыки начальной компетенции, исследовательских способностей и умений
- дети умеют составлять общую схему исследовательской деятельности
- активизированы исследовательские способности детей
- используют различные приемы добывания информации в ходе собственного исследовательского поиска получения знаний
- дети познакомились с разнообразием камней по форме, размерам, цветовой гамме, прочности
- выделяют и называют свойства и особенности камней.
Ход
слайд 1 (лаборатория)
Дети входят в группу, их встречает воспитатель (в халате).
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Добро пожаловать, в нашу исследовательскую лабораторию. Меня зовут Лилия Михайловна. Сегодня мы будим заниматься исследованиями. Я буду научным руководителем, а вы мои коллеги. Для это нам предстоит надеть халаты и превратиться в ученых, которые исследуют окружающий мир. Уважаемые коллеги хочу напомнить, что в нашей лаборатории есть правила, которые необходимо соблюдать (не шуми, умей договариваться с товарищами, умей вовремя закончить работу). И так, уважаемые коллеги, присаживайтесь, пожалуйста. С помощью загадки мы определим тему нашего исследования. Послушайте внимательно.
Загадка.
В сережках у мамы огнем он горит. В пыли у дороги ненужным лежит. Меняет он форму, меняет он цвет, А в стройке годится на тысячу лет.
Он может быть мелкий-в ладошке лежать. Тяжелый, большой — одному не поднять.
(Камень)
Как вы думаете, что мы с вами сегодня будем исследовать.
(на слайде 2 картинка с изображением камня). Камень.
Наша задача — найти как можно больше информации о камнях.
Давайте подумаем, что вы знаете о камнях? (выставить карточку «подумать самому»)
А где еще можно найти информацию? В ходе коллективного обсуждения дети называют основные методы.
Молодцы вы назвали много источников.
А сегодня мы с вами будем искать информацию в четырех источников: «прочитать в книге», «понаблюдать», «узнать в интернете», «спросить у другого человека».
Предлагаю вам подойти к столу и взять по одной карточке, с помощью которой вы сможете найти себе пару для исследований и определите место работы.
Первая пара с карточкой — компьютер, подходят к компьютеру, ищут информацию о камне и фиксируют полученную информацию, с помощью схематических рисунков.
Вторая пара с карточкой — ученого, спрашивают информацию у других гостей, присутствующих на мероприятии и фиксируют полученную информацию, с помощью схематических рисунков.
Третья пара с карточкой — найти в книге, подходят к столу с энциклопедиями и ищут информацию в них.
Время работы ограничено, вам необходимо закончить работу во время, отведенное песочными часами.
Дети работают самостоятельно. Воспитатель подходит к каждому столу и помогает детям.
После того как время вышло, воспитатель предлагает детям ещё один источник информации: проведем эксперимент.
Дети подходят с воспитателем к столу.
Что можно сделать с водой и камнем.
А сейчас ребята мы с вами узнаем еще несколько свойств камня и проведем интересные опыты: определим температуру и плавучесть, изучим поверхность камней.
Воспитатель: Возьмите по одному камню в каждую руку, с помощью пальцев обследуйте поверхность. Что вы можете сказать, какая она? (Ответы детей) Гладкие камни это морские камни, положите их в ладошки и попробуйте перемешать, так же как в море, камни трутся друг об друга и сглаживают углы.
Теперь один камень опустите в воду, а камень, который остался, сожмите в ладошке, посмотрите, какой камень в воде. Почему? (ответы детей)
Теперь с помощью сачка достаньте камень из воды и приложите оба камня к щекам, в чём разница мокрого и сухого камня? (Ответы детей) Давайте попробуем согреть камни.
Как мы можем это сделать?
Дыхательная гимнастика: Дети берут все камни, кладут на ладони, делают вдох носом, а выдох через рот, губы трубочкой. (3-4 раза)
Какой камень согрелся больше и почему?
Вывод: камни могут быть теплые и холодные. Температура камня меняется под воздействием температуры окружающей среды.
Что ещё происходит с камнем, когда мы его опускаем в воду? (Ответы детей) Опускают камни в воду, наблюдают, как камни тонут, что произошло? (утонули), делают вывод, что все камни тонут. Почему? (Камень тяжелее воды). Возьмите и опустите в воду вот этот камень (пемза), что с ним произошло? (опустили и наблюдают, не тонет). Как вы думаете, почему не тонет? (Ответы лёгкий, пористый). Оказывается в природе существуют камни, которые не тонут. Ребята это камень называется Пемза, образовалась она во время извержения вулкана. Самый легкий камень – пемза. Она образуется из застывших газов, поэтому она такая пористая (слайд 3 вулкан), вот так в природе появляются камни, которые не тонут. Пемза используется человеком в строительстве и в быту.
Теперь коллеги, с вашими картами пройдите в наш кабинет.
В течение всего исследования мы с вами собирали информацию о камнях, проводили опыты, наблюдали. Давайте расскажем, что мы узнали. В этом вам помогут карты исследователя, которые заполняли в течение всей исследования.
Что интересного вы узнали в книге. Выходите, расскажите.
Дети рассказывают.
Что интересного вы узнали в презентации?
Что интересного узнали в ходе наблюдений.
Что узнали у взрослых?
И так коллеги, камни бывают разные (слайд 4, 5 и тд. обобщение):
большие и маленькие, с разнообразной поверхностью, тяжелые и легкие, могут принимать и отдавать тепло, могут менять цвет в зависимости от окружающей среды. Люди научились широко использовать камень в своей жизни, из камня строят мосты и дома, изготавливают различные украшения и даже посуду и мебель. Существует огромное количество разнообразных памятников созданных из камня. Вот он, какой наш камень ветер на него дует, вода его мочит, а люди его ценят, ведь он могуч и прочен.
Вот, ребята, и подошло к концу наше с вами исследование. Мы справились с нашей задачей (ответы детей). Мне очень интересно было с вами работать, мы узнали много нового, а какая информация вас сегодня удивила? На память о нашем исследовании у меня есть для вас сюрприз (мешок с камешками, на которых изображены животные). Вот ребята на камнях ещё можно рисовать. Спасибо вам большое, ребята! До свидания!
|