Сценарий образовательной ситуации по организации познавательно – коммуникативного развития в подготовительной к школе группе «Как древние люди передавали информацию на расстоянии».
Подготовила учитель-логопед: Семено Л.В. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» группы общеразвивающей направленности для детей дошкольного возраста
Тип ситуации: «открытие» нового знания.
Тема: «Как древние люди предавали информацию на расстоянии»
Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие.
Цель: познакомить детей со способами передачи информации на расстоянии в древние времена.
Скачать конспект
Задачи:
- Обучающая задача: показать значение общения между людьми. Раскрыть значение этапа рисуночного письма, как переломного момента в эволюции письма;
- Развивающая задача: развивать память, логическое мышление, воображение при ознакомлении с различными видами общения, развивать мелкую моторику, пространственные представления.
- Воспитательная задача: воспитывать любовь к языку, уважение к прародителям.
Оборудование: барабан, пластилиновые дощечки для рисунков детей, палочки, проектор, презентация.
Ход образовательной ситуации.
1. Введение в ситуацию.
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в деятельность, актуализировать знания о рисуночном письме.
Воспитатель собирает около себя детей.
- Ребята скажите, пожалуйста, когда вы встречаетесь с друзьями, ходите в гости или в детский сад, что вы делаете? (рассуждение; подвести ответы детей к тому, что они общаются друг с другом)
-Правильно, вы общаетесь, друг с другом, ведь мы не можем жить без общения и не контактировать друг с другом. Люди звонят, пишут письма или передают новости через смс сообщения, в наше время существует множество способов передачи информации.
2. Актуализация.
Дидактические задачи: актуализировать знания детей о древних людях, передачи информации между друг другом с помощью рисуночного письма.
- А какие способы передачи информации знаете вы? (ответы детей)
Сегодня я хотела бы поговорить с вами о древних людях, которые жили далеко, далеко в прошлом. В те далекие времена, когда их жилищем являлась пещера. Интересно, а как же они общались друг с другом на расстоянии. Ведь они не умели ни писать, ни читать.
- А вы знаете, что такое письмо и что писать можно с помощью рисунка? Как вы думаете, легко это или сложно? Сегодня мы это обязательно узнаем. Чтобы читать и писать, что нужно знать? (Знать буквы.)
-Вы уже знаете буквы?! (Да.) Молодцы!
Давайте мы с вами отправимся в путешествие, в далекое прошлое и разберемся во всем по порядку. Вы согласны? (Да).
3. Затруднения в ситуации.
Дидактические задачи: создать мотивационную ситуацию для знакомства с письмом в древние времена, каким способом передавали информацию на расстоянии, формировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимания его причины и постановки познавательной цели.
Как же люди обходились без письма? Было это очень-очень давно. Так давно, что даже невозможно представить, когда. В те далёкие времена на всей Земле не было ни одного дома, ни одного города, даже маленьких поселков не было, люди жили в пещерах.
4. Открытие нового знания.
Дидактические задачи: организовать процесс самостоятельного поиска детьми способа преодоления затруднения и «открытия».
Садимся в машину времени, закрываем глаза и летим в прошлое (звучит музыка, закрываются жалюзи, включается презентация)
-Теперь мы с вами оказались среди древних людей. (Слайд1).
-Оглядитесь по сторонам, что мы видим? (ответы детей)
Увидев такие следы, люди подумали, что это таинственные знаки, но оказалось, что ничего таинственного в них нет. Это были царапины, которые сделали дикие животные, когда точили когти о стену. Люди захотели тоже оставить следы на поверхности стены. Именно так представляют себе некоторые учёные начало дороги к письму.
- Как вы думаете чем люди отличаются от животных? (рассуждения детей; подвести к ответу, что люди между собой умеют общаться)
- А как передать свои мысли, сообщить важные сведения, если человек находится очень далеко? (рассуждения детей)
-Что могли использовать древние люди, чтобы передать сообщение? (рассуждения детей)
Использовались разные сигналы: вот, например, индейцы разводили костры, дым которых был виден очень далеко. Этот дым многое мог сообщить людям.
Посмотрите на рисунки (Слайд 2).
Если дым от костра не поднимается высоко, значит, враг далеко, беспокоиться не о чем.
А в Африке одно племя передавало сообщение другому с помощью большого барабана. Он называется «там-там» (Слайд 3).
Два удара – приветствие (показ), частая дробь – тревога (показ). Давайте послушаем, как звучит «там-там. А теперь, давайте и мы с вами попробуем себя в роли индейцев.
Динамическая пауза.
(проводится на ковре, у ведущего в руках барабан)
Слышали сигнал тревоги?
Скорее вставайте на помощь: (шагаем по кругу)
Зовёт на помощь барабан
Идём врагов прогнать
Прогоним тут (выпады вправо-влево),
Прогоним там (имитируем удары копьём, выпадам ноги вперед)
И будет враг бежать (бег на месте).
Молодцы, помогли соседнему племени!
Прошло время, появлялись новые способы общения древних людей. И вот на экране одно из первых писем. (Слайд 4).
Но оно не обычное – его нарисовала давным-давно маленькая девочка по имени Тефи. Конечно, не на бумаге. А на бересте.
- Что такое береста? (ответы детей)
Береста – это верхний слой коры берёзы. Раньше её использовали для написания записок. Девочка Тефи несла письмо маме. Давайте посмотрим, что на нем изображено? (рассуждения детей).
По таким рисункам учёные узнали и рассказали всем о жизни в те далёкие времена, о девочке Тефи рассказал детям писатель Киплинг. Называется история «Как было написано первое письмо». Папа Тефи сломал копьё на рыбалке, попросил принести девочку новое копьё, а малышка нарисовала записку и передала через незнакомца маме. Все «прочитали» письмо по-своему, но когда разобрались, в чём было дело, было очень смешно. Папа сказал Тефи, что такие записки – великое открытие и придёт день, когда люди назовут его умением писать!
5. Включение нового знания в систему знаний.
Дидактические задачи:
- формировать опыт рисуночного письма.
- развитие мелкой моторики и образного мышления
Вот так, или почти так, появилось рисуночное письмо. Это произведение мы прочитаем с вами позже, а пока давайте вспомним, как же древние люди общались друг с другом? (Ответы детей)
- А сейчас и мы, как и древние люди, попробуем пообщаться друг с другом с помощью рисуночного письма. Я приготовила для вас сюрприз: дощечки, на которых можно царапать палочками, как и делали наши предки. (раздаются дощечки с нанесённым тонким слоем пластилина и палочки, дети рисуют свои письма).
- Давайте попробуем вместе прочитать получившиеся письма. Молодцы, вы замечательно справились с заданием!
6. Осмысление.
Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что они делали, создать ситуацию успеха.
- Что интересного и нового мы сегодня узнали? (Ответы детей)
- Удалось ли нам узнать, как и с помощью чего общались и передавали информацию древние люди? (Да!)
- Испытывали ли вы трудности в создании рисуночного письма? (Ответы детей)
- Понравился вам способ такого письма? (Ответы детей)
- Получилось ли у вас рассказать о себе с помощью рисунка?
- Скажите, трудные задания легче выполнять одному или с друзьями? (Ответы детей)
|