Семено Лилия Викторовна. Сценарий образовательной ситуации по организации познавательно – коммуникативного развития в подготовительной к школе группе «Как древние люди передавали информацию на расстоя

Сценарий образовательной ситуации по организации познавательно – коммуникативного развития в подготовительной к школе группе «Как древние люди передавали информацию на расстоянии».Сценарий образовательной ситуации по организации познавательно – коммуникативного развития в подготовительной к школе группе «Как древние люди передавали информацию на расстоянии».

Подготовила учитель-логопед: Семено Л.В. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» группы общеразвивающей направленности для детей дошкольного возраста

Тип ситуации: «открытие» нового знания.

Тема: «Как древние люди предавали информацию на расстоянии»

Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие.

Цель: познакомить детей со способами передачи информации на расстоянии в древние времена.

 

Скачать конспект

Задачи:

  • Обучающая задача: показать значение общения между людьми. Раскрыть значение этапа рисуночного письма, как переломного момента в эволюции письма;
  • Развивающая задача: развивать память, логическое мышление, воображение при ознакомлении с различными видами общения, развивать мелкую моторику, пространственные представления.
  • Воспитательная задача: воспитывать любовь к языку, уважение к прародителям.

Оборудование: барабан, пластилиновые дощечки для рисунков детей, палочки, проектор, презентация.

Ход образовательной ситуации.

1. Введение в ситуацию.

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в деятельность, актуализировать знания о рисуночном письме.

Воспитатель собирает около себя детей.

- Ребята скажите, пожалуйста, когда вы встречаетесь с друзьями, ходите в гости или в детский сад, что вы делаете? (рассуждение; подвести ответы детей к тому, что они общаются друг с другом)

-Правильно, вы общаетесь, друг с другом, ведь мы не можем жить без общения и не контактировать друг с другом. Люди звонят, пишут письма или передают новости через смс сообщения, в наше время существует множество способов передачи информации.

2. Актуализация.

Дидактические задачи: актуализировать знания детей о древних людях, передачи информации между друг другом с помощью рисуночного письма.

- А какие способы передачи информации знаете вы? (ответы детей)

Сегодня я хотела бы поговорить с вами о древних людях, которые жили далеко, далеко в прошлом. В те далекие времена, когда их жилищем являлась пещера. Интересно, а как же они общались друг с другом на расстоянии. Ведь они не умели ни писать, ни читать.

- А вы знаете, что такое письмо и что писать можно с помощью рисунка? Как вы думаете, легко это или сложно? Сегодня мы это обязательно узнаем. Чтобы читать и писать, что нужно знать? (Знать буквы.)

-Вы уже знаете буквы?! (Да.) Молодцы!

Давайте мы с вами отправимся в путешествие, в далекое прошлое и разберемся во всем по порядку. Вы согласны? (Да).

3. Затруднения в ситуации.

Дидактические задачи: создать мотивационную ситуацию для знакомства с письмом в древние времена, каким способом передавали информацию на расстоянии, формировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимания его причины и постановки познавательной цели.

Как же люди обходились без письма? Было это очень-очень давно. Так давно, что даже невозможно представить, когда. В те далёкие времена на всей Земле не было ни одного дома, ни одного города, даже маленьких поселков не было, люди жили в пещерах.

4. Открытие нового знания.

Дидактические задачи: организовать процесс самостоятельного поиска детьми способа преодоления затруднения и «открытия».

Садимся в машину времени, закрываем глаза и летим в прошлое (звучит музыка, закрываются жалюзи, включается презентация)

-Теперь мы с вами оказались среди древних людей. (Слайд1).

-Оглядитесь по сторонам, что мы видим? (ответы детей)

Увидев такие следы, люди подумали, что это таинственные знаки, но оказалось, что ничего таинственного в них нет. Это были царапины, которые сделали дикие животные, когда точили когти о стену. Люди захотели тоже оставить следы на поверхности стены. Именно так представляют себе некоторые учёные начало дороги к письму.

- Как вы думаете чем люди отличаются от животных? (рассуждения детей; подвести к ответу, что люди между собой умеют общаться)

- А как передать свои мысли, сообщить важные сведения, если человек находится очень далеко? (рассуждения детей)

-Что могли использовать древние люди, чтобы передать сообщение? (рассуждения детей)

Использовались разные сигналы: вот, например, индейцы разводили костры, дым которых был виден очень далеко. Этот дым многое мог сообщить людям.

Посмотрите на рисунки (Слайд 2).

Если дым от костра не поднимается высоко, значит, враг далеко, беспокоиться не о чем.

А в Африке одно племя передавало сообщение другому с помощью большого барабана. Он называется «там-там» (Слайд 3).

Два удара – приветствие (показ), частая дробь – тревога (показ). Давайте послушаем, как звучит «там-там. А теперь, давайте и мы с вами попробуем себя в роли индейцев.

Динамическая пауза.

(проводится на ковре, у ведущего в руках барабан)

Слышали сигнал тревоги?

Скорее вставайте на помощь: (шагаем по кругу)

Зовёт на помощь барабан

Идём врагов прогнать

Прогоним тут (выпады вправо-влево),

Прогоним там (имитируем удары копьём, выпадам ноги вперед)

И будет враг бежать (бег на месте).

Молодцы, помогли соседнему племени!

Прошло время, появлялись новые способы общения древних людей. И вот на экране одно из первых писем. (Слайд 4).

Но оно не обычное – его нарисовала давным-давно маленькая девочка по имени Тефи. Конечно, не на бумаге. А на бересте.

- Что такое береста? (ответы детей)

Береста – это верхний слой коры берёзы. Раньше её использовали для написания записок. Девочка Тефи несла письмо маме. Давайте посмотрим, что на нем изображено? (рассуждения детей).

По таким рисункам учёные узнали и рассказали всем о жизни в те далёкие времена, о девочке Тефи рассказал детям писатель Киплинг. Называется история «Как было написано первое письмо». Папа Тефи сломал копьё на рыбалке, попросил принести девочку новое копьё, а малышка нарисовала записку и передала через незнакомца маме. Все «прочитали» письмо по-своему, но когда разобрались, в чём было дело, было очень смешно. Папа сказал Тефи, что такие записки – великое открытие и придёт день, когда люди назовут его умением писать!

5. Включение нового знания в систему знаний.

Дидактические задачи:

- формировать опыт рисуночного письма.

  • развитие мелкой моторики и образного мышления

Вот так, или почти так, появилось рисуночное письмо. Это произведение мы прочитаем с вами позже, а пока давайте вспомним, как же древние люди общались друг с другом? (Ответы детей)

- А сейчас и мы, как и древние люди, попробуем пообщаться друг с другом с помощью рисуночного письма. Я приготовила для вас сюрприз: дощечки, на которых можно царапать палочками, как и делали наши предки. (раздаются дощечки с нанесённым тонким слоем пластилина и палочки, дети рисуют свои письма).

- Давайте попробуем вместе прочитать получившиеся письма. Молодцы, вы замечательно справились с заданием!

6. Осмысление.

Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что они делали, создать ситуацию успеха.

- Что интересного и нового мы сегодня узнали? (Ответы детей)

- Удалось ли нам узнать, как и с помощью чего общались и передавали информацию древние люди? (Да!)

- Испытывали ли вы трудности в создании рисуночного письма? (Ответы детей)

- Понравился вам способ такого письма? (Ответы детей)

- Получилось ли у вас рассказать о себе с помощью рисунка?

- Скажите, трудные задания легче выполнять одному или с друзьями? (Ответы детей)

Просмотров: 667
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие интереса к познанию окружающего мира




Другие новости по теме:

  • Макарова Диана Викторовна. Занятие по «Психологии общения» для подготовительной группы «Все люди отличаются друг от друга своими качествами»
  • Авдюничева Елена Геннадьевна. Презентация Все люди как люди, а Я – королева … или поговорим о самооценке ребёнка
  • Надежда Фадина. Презентация 'Как жили люди на Руси'
  • Телегина Наталья Васильевна.,  Воловикова Ольга Анатольевна. Конспект образовательной деятельности в старшей группе. Тема: «Человек. Как на земле появились люди»
  • Попова П.Г., Попова О.Н., Краснокутская С.П.,. «Работа по предупреждению расстройств процессов письма и чтения у детей старшего дошкольного возраста в группе для детей с ТНР»
  • Костина Инна. Интегрированное занятие по образовательной области «Физическое развитие» в старшей группе «Берегите люди лес, место полное чудес»
  • Шестерикова Наталия Николаевна. Конспект образовательной деятельности Тема: «Приходите ко мне, люди добрые!»
  • Пальчиковская И.Д. Железнякова И. Г. Цыбизова М.К.. Конспект НОД в подготовительной группе «Люди героических профессий»
  • Эльвира Ахатовна Мингазова. Сценарий 8 марта для подготовительной группы «А теперь давайте с вами потолкуем мы о маме»
  • Лучкова Светлана Михайловна. Конспект занятия по образовательной области «Познание» — ООД «Отчего люди чихают?»
  • Кашкина Лариса Викторовна. Проект для средней группы «Я и моя семья — родные люди»
  • Елена Шибанова. Конспект занятия по развитию речи 'Люди'
  • Главный Редактор. Вопросы и ответы для викторины ко дню Воздушно-десантных войск (ВДВ) для детей и взрослых
  • Мальцева Галина Рудольфовна. Статья по теме: «Ситуации и психологические задачи для родительского образования взрослых и детей»
  • Бычкова Тамара Юрьевна. Далеко за лесом очень бродит Осень между прочим…
  • Редактор. Конспект занятия по математике в старшей логопедической группе «Письма королевы Математики»
  • Арсеньева Галина Алексеевна. «Письма королевы Математики»
  • Сафарова Наталья Викторовна. Развитие речи как средство передачи информации и активизации мышления. Опыт работы
  • Эдит Сницарук. Стихотворение для детей КОГДА ЭТО БЫВАЕТ? (их цикла 'Времена года')
  • Дзисюк Виктория Фаритовна. Программа 'Профилактика нарушений чтения и письма в старшем дошкольном возрасте' в условия ФГОС
  • Орлова Татьяна Сергеевна. Сценарий экологического мероприятия для детей старшего дошкольного возраста «Стань природе другом»
  • Агапова Анжелика Васильевна. Самообразование «Формирование словаря детей дошкольного возраста с ОНР группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР через дидактические игры»
  • Волкова Галина Николаевна. «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через дидактические игры»
  • Яковлева Ольга. Проект «Вопросы и ответы о космосе» в старшей группе
  • Татьяна Соколик. Развлечение для детей раннего возраста совместно с родителями «Давайте любимым игрушкам своим праздник сегодня мы посвятим»
  • Веклыч Ольга Николаевна. Конспект занятия в первой младшей группе на тему: «Давайте с Вами познакомимся!»
  • Касимова Разиля Газизулловна. Мастер класс СОЗДАНИИ СИТУАЦИИ ВЫБОРА КАК ОДНО ИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
  • Забанова Ольга Анатольевна. Развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр.
  • Кабаченко Валентина Александровна. Развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр
  • Царева Эльвира Ивановна. «Развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с помощью графических упражнений».



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь