Шкатова Наталья Юрьевна Челпанова Ирина Данииловна Пятак Юлия Викторовна. Нетрадиционная техника «мандала» как эффективное средство в коррекционно-педагогической деятельности с обучающимися ОВЗ.

Нетрадиционная техника «мандала» как эффективное средство в коррекционно-педагогической деятельности с обучающимися ОВЗ.

На сегодняшний день в России, по данным Министерства здравоохранения, отмечается значительный рост детей, имеющих различные зрительные нарушения. Для всех детей данной категории характерна малая двигательная активность, ограниченные возможности практической микро- и макро ориентировки, отмечаются затруднения в словесных обозначениях пространственных отношений, в выделении объемных предметов, определении расстояния и удаленности предметов. Восприятие пространства и пространственных отношений носит диффузный, нерасчлененный характер. Частые ситуации неуспеха могут стать причиной заниженной самооценки у такого ребенка, снизить положительную мотивацию к учебной деятельности и могут явиться причиной формирования отрицательных качеств личности. Нарушение зрения (слепота, слабовидение) приводит к нарушению социальных отношений, ограничению поступающей извне информации и возникновению негативных социальных установок (избегание зрячих, иждивенческие настроения, неадекватное ситуативное поведение др.).

Поиск эффективных средств организации коррекционно-педагогической деятельности с обучающимися ОВЗ позволил актуализировать идею апробации в практике тифлопедагогов МКДОУ д/с №451 техники «мандала», предложенной Соловьевой Н.С. и Велесовой М.А.

 

В психологическом словаре, «мандала» трактуется как символическое круглое изображение, которое представляет собой как мир вне нас, который мы можем видеть (круг), так и невидимый мир (центр), который сокрыт внутри нас. По восточным верованиям «мандала» — это рисунок в круге, который обладает целительными свойствами и используется как инструмент для медитаций.

Секрет техники «мандал» заключается в том, что при раскрашивании или создании «мандал» человек физически расслабляется, дыхание становится более ровным и глубоким, раскрашивание замысловатых геометрических фигур имеет медитативный эффект.

Учитывая различное трактование термина «мандала» в психолого-педагогической и специальной литературе и направленность использования данной техники, в практике МКДОУ дс №451 данная техника подразумевает не только арт-терапевтический аспект, а неисчерпаемый материал для решения коррекционных и педагогических задач. В технике «мандала» усматриваем естественный и радостный способ улучшения эмоционального состояния, снятия напряжения, выражения чувств, который способствует развитию творчества, художественному и духовному самовыражению воспитанников с ОВЗ.

Опыт практического применения техники «мандала» показал, что он так же имеет ценность и в рамках коррекционной и развивающей работы, поскольку дает возможность параллельно стабилизировать эмоциональное состояние дошкольника и решать проблемы, связанные со зрительными и речевыми дефектами.

Техника «мандала» представляет собой практически неограниченный спектр использования готовых «мандал» и создания новых для организации коррекционной работы с обучающимися ОВЗ.

Совокупность «мандал», отличающихся материалами и способами изготовления, направленных на решение коррекционных задач (включая психологические и развивающие задачи) представляет собой полифункциональное пособие «Мандалы». Под полифункциональностью подразумеваем различную направленность в применении корекционно-педагогической деятельности: коррекции зрительных нарушений, развитие речи, мелкой моторики, стабилизации эмоционального состояния, развития творческого потенциала у воспитанников с ОВЗ. Данное пособие изготовлено тифлопедагогами МКДОУ д/с № 451.

«Мандалы» представляют собой геометрический символ сложной структуры. В рамках полифункционального пособия «мандалы» могут состоять не только из одного круга, а также из нескольких соединенных кругов. «Мандалы» могут быть двумерными, изображенными на плоскости, а могут быть и объемными, рельефными. В пособие входит подборка различных материалов для самостоятельного изготовления «мандал»: от трафаретов до кинетического песка. Хранятся готовые «мандалы» и материалы для их создания в прозрачных контейнерах и находятся в свободном доступе для детей.

Для изготовления «мандал» могут быть выбраны следующие материалы: нитки для вязания, фетр (в том числе – салфетки), пайетки, бусины, стеклярус, кристаллы из прозрачного цветного пластика, декоративные камешки, пуговицы, ленты, крупы, песок (в том числе радужный), макаронные изделия, бумага, карандаши, фломастеры, краски, фольга, пенопласт, детали мозаики, детали конструктора, бросовый материал, природный материал (шишки, камешки, ягоды, веточки, ракушки и т.д.)

Интересной находкой для создания «мандал» в технике «калейдоскоп» стало применяется специально изготовленного приспособления, состоящего из трех зеркал, соединенных под углом 90 градусов, и закрепленных на основе из фанеры.

Для работы по выкладыванию «мандал» из мелких деталей изготовлены основы, состоящие из круглой пенопластовой платформы, обтянутой по окружности тканевым чехлом для обеспечения безопасности воспитанников и предотвращения осыпания края.

При создании песочных «мандал» используется специальный безопасный песок (радужный, кварцевый, кинетический, чистый речной) и специально оборудованный песочный стол с подсветкой или прозрачный контейнер с бортиками высотой 5-10 см.

Полифункциональное пособие «Мандалы» может использоваться как на горизонтальных плоскостях (стол, ковровое напольное покрытие, потолок), так и на вертикальных поверхностях (рабочая доска, ковролиновая стена, корпусная мебель со специальными крепежами в виде крючков, липучек, мольберты (в том числе стеклянный прозрачный), стены групповой комнаты.

Используя данное пособие в коррекционно-педагогической деятельности, учитываем возрастные особенности воспитанников с ОВЗ:

1-2 года – рисование в пустом круге (в этом возрасте важны цвет и форма). Рисуем вместе безопасными пальчиковыми красками (три основных цвета: красный, желтый, синий).

3-5 лет – раскрашивание готовых «мандал» на выбор ребенка и рисование собственных. Набор карандашей (не менее 12 цветов), гуашь, цветная пастель, уголь, работа с цветным песком.

6-7 лет – раскрашивание готовых «мандал» на выбор ребенка и рисование или изготовление собственных.

Коррекционно-педагогическая деятельность с использованием данной техники предполагает соблюдение этапов:

  1. этап: Рассматривание «мандал».
  2. этап: Раскрашивание готовых «мандал».
  3. этап: Игры с «мандалами».
  4. этап: Создание собственных «мандал».
  5. этап: Организация совместной деятельности с родителями воспитанников (проекты, выставки, консультации).

Пособие «Мандалы» можно использовать во время НОД, в коррекционном часе, в режимных моментах, в режиме зрительной гимнастики, в свободной деятельности.

Таким образом, рисунок «мандалы» легко и играючи пробуждает подвижность глаз, в то время как воспитанники успокаиваются и концентрируются. Одновременно, круглые, гармоничные картины пробуждают активность правой половины мозга и побуждают глаза производить круговые движения. Движения глаз, которые проделывают воспитанники при рассматривании «мандалы», ускоряют передачу информации к нервным клеткам и поставляют ее в оптический центр мозга.

В настоящее время данная техника апробирована в ДОУ и используется с воспитанниками ОВЗ, имеющими зрительные нарушения, не только как средство для проведения элементов коррекционно-педагогической деятельности, но и предпринята попытка использовать технику «мандала» для более широкого спектра организации коррекционной деятельности в практике работы педагогов и специалистов ДОУ.

Список литературы.

  1. Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих: сб. науч. трудов / под редакцией А.Г. Литвак. — СПб.: Невское время, 2011. — 122 с.
  2. Григорьева, Л. П. Развитие восприятия у ребенка: пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением в семье, детском саду, начальной школе / Л. П. Григорьева, М. Э. Бернадская, И. В. Блинникова. – М.: Школа-Пресс, 2004. – 96 с.
  3. Зрительная гимнастика для детей 2-7 лет/ авт. -сост. Чевычелова Е.А. — Волгоград: Учитель, 2013. — 123 с.
  4. Коновалова, Н.Л. Адаптация гиперактивных детей дошкольного возраста к групповой работе при помощи арт-терапии /научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии. — Часть 3 — М.: Международный центр науки и образования, 2012.
  5. Осипук Э. Диагностические мандалы, используемые в консультативной практике (индивидуальный и групповой варианты / Э. Осипук // Школьный психолог. — 2007. — № 4. — С. 20-28.
  6. Понятовская-Замышляева Д. Медитативные игры с мандалой// Школьный психолог. – 2007. — № 4. – С. 29-31.
  7. Соловьева Н.С., Велисова М.А. Использование многофунционального пособия «Мандалы» в организации коррекционной работы с дошкольниками // Журнал Педагог. — 2019.
  8. Цимме В. 100% зрение. Очки, прощайте! / В. Цимме. пер. с нем. – М.: Мой мир ГмбХ&Ко КГ, 2006. – 128 с.
  9. Цайриь А. «Мандала» альбомы. 1-я ч. для малышей, 2-я ч. от 8 лет. –Равенсбург, 2004.
  10. Юнг К.Г. О символизме мандалы / К.Г. Юнг. — М.: Рефл-бук; К.: Ваклер, 2002. – 95-182. с.
Просмотров: 719
Категория: По направлениям » Для детского сада » Тифлопедагогика




Другие новости по теме:

  • Юлия Талипова. «Использование мандал в коррекционно-развивающей работе с детьми в детском саду»
  • Зарубина Наталья Владимировна Истомина Татьяна Владимировна. Создание семейной мандалы, как арт-терапевтическая работа с семьёй воспитанников дошкольного учреждения.
  • Пестрецова Юлия Сергеевна. Мандала, как один из современных методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста.
  • Смирнова Юлия Александровна. Особенности организации психолого-педагогической работы с семьей, имеющей ребенка с ОВЗ.
  • Журавлёва Татьяна Македоновна. Методические рекомендации для коррекционно-педагогической работы при обучении конструированию детей с нарушением зрения
  • Главный Редактор. Чем могут быть полезны компьютерные игры для малышей? Выбираем игры для детей до 5 лет
  • Кузнецова Ирина Викторовна. Инновационные средства обучения в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками, имеющими нарушения зрения. Пособие «Прозрачный мольберт»
  • Журавлёва Татьяна Македоновна. Использование техники оригами в коррекционно-образовательной деятельности с детьми с ОВЗ и родителями
  • Жумабаева А. Рекомендации по организации деятельности консультативного пункта, для оказания психолого-педагогической помощи семьям воспитывающих детей дошкольного возраста на дому
  • Лукьянова Светлана Ивановна. Творческая деятельность, как средство коррекционной работы с детьми с ОВЗ
  • Лилия Гасец. Дидактический материал о живописи для мотивации детей во время организации художественно-творческой деятельности, «Осень И.И.Левитана и «Осенняя песня» П.И. Чайковского»
  • Лилия Гасец. Наглядный дидактический материал о живописи для мотивации детей во время организации художественно-творческой деятельности 'Зимние пейзажи И.Грабаря и 'Декабрь' П. Чайковского'
  • Литвиненко Галина Алексеевна. Конспект занятия по художественно-творческой деятельности Рисование в первой младшей группе (для детей с 2 до 3 лет) с использованием нетрадиционной техники рисования пальчиковыми красками (пальчиками) «Берлога для медвежонка
  • Елена Викторовна Мастяева. Организация коррекционно-развивающей работы по развитию воображения и творческой активности у детей с ОВЗ в рамках ФГОС ДО
  • Малахова Мария Станиславовна. Круглый стол «Знаете ли Вы своего ребенка?» как средство повышения педагогической культуры родителей средней группы» с использованием интерактивных форм и методов работы.
  • Узун Марина Владимировна. Специфические приемы логоритмики в режиме дня, с детьми (в том числе детей с ОВЗ) в условиях внедрения ФГОС ДО
  • Наталья Викторовна Спешилова. «Игры и упражнения для глаз с детьми, имеющими зрительные нарушения» Консультация для воспитателей
  • Ашкарова В. Ю.. Дидактическое пособие по ПДД для детей с ОВЗ — панно «Улица города»
  • Редактор. Что такое Мандала
  • Налиткина Татьяна Ивановна. Консультация для родителей воспитанников с ОВЗ «Как эффективно взаимодействовать с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)»
  • Мальцева Людмила Владимировна. «Веселая физкультура» практическое пособие для воспитателей, специалистов для работы с детьми дошкольного возраста
  • Говердовская Наталья Владимировна. Мягкая развивающая книга как дидактическое пособие для развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста
  • Карпова Ольга Николаевна. Взаимодействие учителя-дефектолога и родителей в оказании коррекционно-педагогической помощи детям с ОВЗ
  • Абрамовских Елена Викторовна. Конспект непосредственно образовательной деятельности в форме «КВН» для детей подготовительных групп с ОВЗ (тяжелые нарушения речи)
  • Олешкова Елена Александровна. Особенности организации начального этапа коррекционной работы в группе для детей с расстройством аутистического спектра.
  • Максимова Ирина Викторовна. ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ КАК МЕТОД ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И КОРРЕКЦИОННОЙ ПСИХОЛОГИИ
  • Зрячих Ирина Александровна. Проектная деятельность «Куклотерапия как элемент коррекционной работы с дошкольниками, имеющими психоречевые нарушения»
  • Струкель Татьяна Федоровна. ОПЫТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРАВИЛАХ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ 3 – 4 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
  • Данильченко Татьяна Григорьевна Жукова Вера Николаевна Свистунова Анна Николаевна. «Коррекционные технологии в педагогической практике, как эффективное средство в работе с детьми дошкольного возраста»
  • Сафронова Марина Геннадьевна. Консультация для воспитателей «Песочная терапия, как метод работы с детьми с ОВЗ»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь